О духовной слепоте

06.02.2024
Просмотры: 267

«Иногда кажется мне самому из-за моей духовной слепоты, что моё счастье – это только то, что я могу сделать для себя самого, и не всегда это дела добрые. Но привык, свыкся, и другого счастья уже не вижу. Счастье – кого-то осудить, о ком-то легко сказать. Счастье – кого-то не заметить, над кем-то посмеяться, слабого обидеть, показать свою силу и свою власть. И все это стало моим лживым счастьем слепца, сидящего в пыли у ног толпы».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем Евангелии мы слышали удивительную историю, когда человек добился своего. Как настаивать на своём? Как добиваться своего?

История эта произошла около города Иерихон, где Спаситель проходил со Своими учениками. Там же находился один человек, который был слеп. И он услышал, что вокруг него начался шум людей, спросил их: «что происходит?» Ему отвечают, что идёт Иисус Назорей. И тогда этот слепец начал изо всех сил кричать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!»

Те люди, которые находились рядом со Спасителем, и те люди, которые пришли послушать Христа Спасителя, заставляли молчать этого человека. Он очень отвлекал. Ведь Спаситель что-то говорил, с кем-то общался, и каждый хотел услышать хотя бы несколько слов, как если бы эти слова относились к нему.

Но этот несчастный кричал ещё громче, изо всех сил: «помилуй меня, Сыне Давидов!» Тогда Христос остановился, как мы сегодня слышали из пересказа евангелиста, и сказал, чтобы к Нему подвели этого человека. Этого человека подвели. Спаситель спрашивает у него: «что ты хочешь, чтобы Я тебе сделал?».

Конечно, для человека, который болен особой болезнью – слепотой, что сделала его не просто не умеющим видеть окружающий себя мир, но обрекла его на существование через подаяние, он был вынужден только просить милостыню, ничего не мог сделать самостоятельно. Конечно, это состояние болезни являлось самым важным наполнением этого человека. Он жил этой болью, этим несчастьем долгие и долгие годы своей жизни. И все, о чём он просит Христа – чтобы мне прозреть.

Каждый раз, когда мы находимся в состоянии болезни или в каких-то испытаниях, мы, несомненно, обращаясь к Богу, вместе с этим обращением подразумеваем ещё и своё изменение. Вот если бы я мог видеть. Эти слова этот человек произносил себе много-много раз.

 Вот если бы я мог видеть, я бы тогда жил совсем другой жизнью, я бы тогда не только помогал другим людям, я бы тогда стал для других счастьем. Если бы только я мог видеть, я бы не был никому обузой. Если бы только я мог видеть, вся моя жизнь тогда была бы наполнена совсем другим светом. Должно быть, эти слова этот слепец много раз повторял в своей жизни.

И вместе с этим, он знал ещё, что эта болезнь дана ему неспроста. Он пред Богом, как всякий из нас, имел немощи, грехи, которые так омрачают нашу собственную жизнь, омрачают наше сердце, омрачают нашу душу. Все вокруг нас омрачают. И когда он просил Христа о том, чтобы прозреть, в этой просьбе, в этом крике: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» был и крик о прощении грехов. Спаситель исцеляет его Своим словом, Своей любовью, и говорит: «вера твоя спасла тебя». И этот слепец исцелился.

И знаете, Евангелие, которое сейчас я пересказал, и которое я слышал вместе с вами, заставляет задаться одним единственным вопросом: Господи, ну, а почему же моя собственная душа, как слепая? Почему же я не вижу доброго? Почему же я, как слепец, постоянно возвращаюсь к одному и тому же? Почему же я не могу избавиться от того, что овладело мною, от моей страсти, от моих грехов? Почему же, Господи, я, как слепец, не вижу очевидного?

Я, как будто бы слепец, не вижу дара Твоей жизни, я, как будто бы лишённый зрения, не вижу света Твоего мира, я, как будто бы ослепший, не замечаю других людей, не вижу их боли, не вижу их слёз, не вижу их протянутой ко мне руки? Почему же я, имея зрение физическое, не имею зрения сердца, зрения собственной души? Почему же я как слепец?

Самое время изо всех сил, как тот сегодняшний евангельский герой, закричать: «Господи, Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» Я остаюсь таким, потому что безынтересен из-за своих собственных грехов и нежелания покаяния к настоящей, праведной, свободной, чистой и светлой жизни, потому что кажется, что счастье моей жизни – это только то, что я сам делаю, иногда тайно скрываясь от других, и называю это счастьем.

Иногда кажется мне самому из-за моей духовной слепоты, что моё счастье – это только то, что я могу сделать для себя самого, и не всегда это дела добрые. Но привык, свыкся, и другого счастья уже не вижу. Счастье – кого-то осудить, о ком-то легко сказать. Счастье – кого-то не заметить, над кем-то посмеяться, слабого обидеть, показать свою силу и свою власть. И все это стало моим лживым счастьем слепца, сидящего в пыли у ног толпы.

Тот самый евангельский слепец понимал, что он мог бы быть намного счастливее. Хотя, возможно, у него были родные и близкие, люди, которые брали его за руку, и приводили в дом, для него готовили еду и давали ему кусок хлеба, возможно, в его жизни были такие люди. Но он понимал, что, если бы он видел, он счастливыми бы сделал других. Видеть – какое счастье. И получил просимое.

Какое счастье, если бы моя душа и моя совесть вместе с сердцем смогли бы видеть присутствие Божие в том мире, который Господь нам подарил, если бы моя душа могла бы видеть души других людей, замечать других людей! Какое было бы счастье – быть полезным для других, любить других, прощать других! Какое было бы счастье для других стать светом в их жизни, дорогой в их жизни, поднять их с обочины жизни и пойти вместе с ними рядом! Какое это было бы подлинное счастье!

Христос, когда исцелил этого слепца, сказал: «вера твоя спасла тебя». Значит счастье начинается с веры. Но веры не в то, что я все могу; веры не в то, что Бог всё может. А веры в то, что я могу для других, и в то, что Бог в этом мне поможет. Сила веры всегда проявляет себя тогда, когда она касается не меня, как это не парадоксально, а когда она касается других.

Когда я верю другому человеку, когда я верю словам других людей, когда я верю в то, что другой человек может исправиться и помогаю ему в этом, когда я верю, что моя любовь не напрасна по отношению к другому человеку, моя дружба не напрасна, и когда я верю – вера спасает. Вера твоя спасла тебя, - сказал Спаситель этому слепцу, который, впрочем, уже видел и радостно восхвалял Бога. Он шел вслед за Ним и хвалил Того, Кто поверил этому человеку. Хвалил Бога, давшего этому несчастному человеку радость приносить счастье другим.

Не знаю, как сложилась его жизнь, этого человека, но можем быть уверены в том, что он, славящий Бога, продолжал славословить Его и в своих поступках, в своих делах, видя других людей, радуясь жизни, он всегда говорил: «Слава Тебе, Господи, показавшему мне свет». Аминь.

4 февраля 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

267