«Мы сегодня празднуем этот день, чтобы через эту чистую воду обновить, в том числе, и свое собственное сердце».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, сегодня здесь мы собрались под сводами нашего Никольского собора любимого города Черкесска, столицы нашей красивой Карачаево-Черкесии, чтобы по традиции в этот день совершить нашу молитву, и посредством нашей общей молитвы совершить освящение крещенских вод в день воспоминания Крещения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Богоявления.
Сегодня я хотел бы сказать вам о двух важных вещах. Первое – о том, как совершалось крещение. Мы знаем, что Спаситель Христос пришел к Иоанну Крестителю к Иордану, чтобы над Ним было совершено это особое действо. Но не для того, чтобы очистить Себя от какого-либо греха, ибо Иоанн Креститель крестил в покаяние, а для того, чтобы Своим вхождением от воды Иордана освятить эти воды, через Своё физическое явление в мире изменить наш физический мир.
Мы знаем, что первородный грех стал не только духовной трагедией, но и стал физической трагедией. После первородного греха прародителей изменился не только их внутренний духовный мир, который был повреждён, который стал как треснувший колокол, переставший звонить громко и звонко, но также изменился весь окружающий физический мир.
Это первое, о чём мы должны помнить – что наши собственные грехи влияют не только на нашу душу и на наше сердце. Может кому-то показаться, что мой грех – это моё дело. Но мой грех – это беда не только для меня, это беда для многих людей, которые рядом со мной. Да, действительно, так, потому что нелюбовь, ненависть, раздражение одного человека становится горем для многих людей; безумство одного человека становится бесконечными слезами и страданием для очень многих людей. Грех изменил не только одного человека, а изменил всю человеческую историю.
Поэтому Христос, придя в мир, воплотившись, как Бог, через Себя изменяет этот надломленный голос человека в мире, через Себя изменяет и физическую природу. Он входит в воды Иордана не для того, чтобы смыть с Себя грех, потому что Он без греха. Но для того, чтобы эти воды освятить и их посредством омывать грехи людские, подарить человеку надежду, что его омытое лицо, его омытые раны, его омытая совесть в водах покаяния могут не только изменить его самого, но и всех вокруг.
Когда кто-нибудь из нас произносит слова: «как мне тяжело жить», стоило бы задуматься о том – а как жить тяжело тем, кто рядом с тобой. Когда ты живёшь, основываясь и опираясь только на своё собственное желание своей самости, то есть в жизни есть только я и все, что моё, тогда вокруг жить всем тяжело. Потому что ты у всех забираешь что-то, но ничего другим не даёшь.
И вот сегодня Христос в день Своего Крещения, Богоявления, в день Своего вхождения в воды Иордана отдаёт нам Себя. Он входит в эти воды, которые мы сейчас будем освящать, и которые принесём домой, которые будем пить, которыми будем омывать своё лицо, принесём домой эту крещенскую воду, которой напоим своих детишек, родных, близких, окропим стены домов для того, чтобы Его явление в мире запечатлелось на нас.
Он пришел не взять. Бог пришёл дать, подарить Свою любовь, подарить Свое прощение, подарить нам надежду. И, Боже мой, как особенно, в нынешние дни для нас это дорого и значимо. Когда все вокруг нас как будто бы лишает надежды, как будто бы забирает у нас тишину и мир, когда всё вокруг нас так тревожно. Он приходит не в бурлящем потоке, не в шуме водопада, не в ливне и не в страшном наводнении, как при Ное. Он приходит к нам в тихом плескании воды, которую мы понесём в своих бутылочках, в баночках домой. Он приходит к нам в тишине, чтобы жизнь нашу сделать тихой.
Действительно, так бывает в жизни, когда надорвёшься голосом, когда надорвёшься всем своим внутренним естеством от переживаний, от боли, когда ты уже надорвёшься от крика, когда ты надорвёшься от отчаяния, когда уже у тебя нет голоса, когда горло просто сковало и тебе больше сказать нечего, да ещё и потому, что никто тебя не слушает, остаётся просто взять и налить в стакан воды, и вернуть себе силы.
Но не простой, именно этой крещенской. Она восстановит все, потому что в этой крещенской воде запечатлелась любовь Бога, Который показал Себя нам как человека. Он пришёл к нам не в стихиях, не в явлениях, не в чудесах, не в событиях, Он пришёл к нам не в потрясениях.
Он пришёл к нам, как простой человек, чтобы каждый из нас почувствовал высоту своего человечества, и чтобы никто из нас не думал, что «кто я такой, маленький, ничтожный». Неправда, пред Богом ты единственный или единственная. Второго и второй такой же нет. И Бог знает тебя и по имени, и по жизни. Ведь Он тоже пришёл к нам как человек и показал нам Свою человеческую природу, которую принял на Себя, и как говорит святитель Иоанн Златоуст, которой не погнушался, несмотря на все наши человеческие немощи и ошибки.
Сегодня Крещение Господне – это день торжества Богочеловека, в Котором Божественное говорит с неба: «это Сын Мой возлюбленный», в Котором Божественное является в виде голубя, и в Котором человеческое смиренно опускает голову перед Иоанном Крестителем. Да, и это, пожалуй, самое удивительное в сегодняшнем событии. Когда Иоанн Креститель говорит Христу: «я должен от Тебя креститься, Ты ли ко мне приходишь». И тогда Христос говорит: «оставь это, каждый должен совершить своё». Когда Иоанн Креститель крестит Христа, тогда только слышит и голос Божий, и видит явление Духа Божия.
Видите, смирение одного Человека явило столько для всех. Да, вот это событие очень важное для нашей жизни, что один человек может для многих столько явить. А если бы тогда Ему Иоанн Креститель сказал: «нет, я не достоин прикасаться к Тебе». Если бы тогда он начал перечить Ему и сказал: «не знаю, что Ты хочешь от меня, но я не подниму своей головы и своей руки», услышали ли бы тогда голос Божий? И явился ли бы тогда ангел Божий, Дух Святой? На этот вопрос можно ответить однозначно.
Только в смиренном сердце рождается любовь. Только чистый сердцем увидит Бога. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят, - говорит нам Священное Писание. Чистое сердце — это смиренное сердце. Смиренное – не то, которое покорно всему, а то, которое покорно слову Божьему. Если веришь Богу, будь покорен Его слову. И если ты будешь покорен Его слову, то Бог на тебе явит столько удивительных Своих явлений.
И второе, о чём бы сегодня я хотел сказать – это о той земле, на которой мы живём и о той радости, которая у нас всегда есть. Конечно, мы можем бесконечно говорить о разных условиях, которые могут сделать нас счастливыми. И, действительно, есть то, о чём стоит и нужно всегда говорить, и к чему стремиться.
Но самым главным условием, как и в семье, которая делает нас всех одинаково счастливыми, является то, когда мы вместе, то, когда мы вместе переживаем, вместе болеем, вместе плачем, вместе молимся, вместе надеемся, вместе изменяемся и вместе благодарим. Один из удивительных святых преподобный Алексей Мечев удивительные слова как-то сказал. Как, - говорит, - утешить плачущего? - нужно заплакать вместе с ним.
Вот если сможет твоё сердце заплакать с тем человеком, который плачет, вот если сможешь ты остановиться рядом с тем человеком, чья жизнь как будто бы остановилась, вот если сможешь ты поддержать того человека, который почти упал, вот если сможешь ты не пройти мимо другого, тогда ты другому столько подаришь. И Бог воздаст тебе ещё больше. И наше утешение может быть только вместе. И Сам Господь говорит нам в Евангелии: «где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди вас». Двое или трое - то есть муж с женой – это двое; или трое – это вся Церковь, как мы сегодня. Там, - говорит Господь, - и Я посреди вас. И нет сомнения в том, что сейчас Господь и здесь посреди нас.
Мы живём во времена, где очень много сегодня, особенно, разных испытаний. Мы живём во времена, которые испытывают нас на прочность памяти о наших предках, времена, которые испытывают нас на прочность верности тому, что сделали они. Мы живём на земле многострадальной, которая была полита и кровью, и потом, и слезами. Мы живём на земле, где страдали в разные времена люди от разных обстоятельств: которые страдали от обстоятельств гонений за веру, от обстоятельств лишения своего дома, людей, которых выгнали из своего дома. Мы живём на земле, где люди перенесли многие испытания: лжи, неправды, клеветы, нечестности.
Но при этом мы живём на земле, где люди, перенеся всё это, наши предки, сохранили для нас наши дома, несмотря ни на какие обстоятельства, несмотря ни на какие события в жизни, в их семьях и целых народов. И это, пожалуй, самое дорогое наследие, которое у нас с вами есть.
Поэтому сегодня, в день Богоявления, в день праздника Крещения, мы приходим почерпнуть этой освященной воды еще и для того, чтобы, что называется, освежать свою память, которую нам оставили предки, мы приходим для того, чтобы облегчить свою совесть, и чтобы, вдохновившись, жить также, как жили они – любить свой народ, любить своих родных и близких, любить свою землю, на которой живем, любить свой город, в котором вырос, свою республику, которая стала для тебя малой Родиной. Мы сегодня празднуем этот день, чтобы через эту чистую воду обновить, в том числе, и свое собственное сердце.
Много, что мне еще хотелось бы сегодня сказать вам, но самое драгоценное, что я хотел бы сделать с вами – это помолиться сейчас о том, чтобы благословение Божие сошло на эту воду, которую сейчас мы будем освящать, при этом, все вместе будем молиться об этом. А через эту воду, чтобы, эту прозрачную чистую воду принеся домой, мы могли бы принести в дом и надежду, и силу присутствия Божиего, чтобы мы поверили, что через вкушение этой воды мы можем обновить свою совесть и сделали первый шаг навстречу друг к другу.
И кстати, может быть, даже воспользовались бы сегодняшним днем, принесли бы баночку крещенской воды человеку, с которым давно не общаемся или поссорились, и сказали бы: «на тебе этой крещенской воды; знаешь, я о тебе молился или молилась, пусть эта вода смоет все то, что выросло между нами, все то, что опечалило нашу жизнь, все то, что сделало нашу жизнь неправильной».
Принесем эту крещенскую воду нашим детям, и тем, кто не смог прийти в храм по разным причинам, им так будет радостно, что о них тоже подумали и о них позаботились. И пусть никто сегодня не останется жаждущим. Пусть каждый из нас в этой крещенской воде найдет то, что утолит жажду его сердца, жажду его души, жажду его совести. Пусть эта крещенская вода наполнит нас силой, чтобы верить, чтобы надеяться, и чтобы любить. Аминь.