О просвещении

22.01.2024
Просмотры: 284

«Праздник Крещения – это не про воду, это про явление Бога среди людей. Поэтому иное название этого праздника, самое главное – день Святого Богоявления. Это праздник, когда мы говорим о том, что Христос пришёл на землю, чтобы искупить первородный грех человека. Он взял на Себя грехи людей, потому что стал истинным Человеком, оставаясь истинным Богом».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, сегодня мы совершаем Крещенский сочельник, который предшествует дню воспоминания Богоявления Господня, Крещения Господа и Спасителя Христа в водах Иордана. И сегодняшний Крещенский сочельник наполняется особым смыслом, который каждый раз мы обновляем для своей совести, для слова ума и для своего сердца.

Этот смысл – воспоминание не только того события, которое мы запечатлели из Священного Писания и в своей христианской памяти – Крещение Господне, но ещё это воспоминание, обновление своей совести о своём собственном крещении. И не только о крещении своём, но ещё о тех, кому мы стали крёстными восприемниками в таинстве крещения, кого мы приняли в свою молитву и за кого обещались пред Богом нести свою христианскую ответственность, воспитывая этих людей в вере и в благочестии.

Древняя традиция призывает прежде, чем совершить таинство крещения, хорошо узнать о вере. Но и в древней традиции есть обычай крестить детей. И тогда пред Богом обещают воспитание детей в православных традициях их крёстные восприемники. Нередко бывает так, что о крестных вспоминают только в дни рождения. Ну, ещё называют так человека, зная о том, что он крёстный родитель.

Но, к большому сожалению, совершенно нечасто, крёстные родители являются не только убедительным примером в вере, в жизни, в поступках, как христианина, но ещё когда крёстные родители становятся причиной, чтобы их восприемники были сопричастны Богу в жизни, в поступках, в участии в богослужениях, в причащении Святых Христовых Тайн.

И эти слова не просто некое сожаление о том, что не всегда можно увидеть такие примеры. Эти размышления горьки тем, что через прерывающуюся и неубедительную связь одного поколения с другим, я имею в виду духовную связь, теряется не только наше духовное родство друг с другом, но что самое горькое – теряется духовное родство с Небом.

Иногда нам думается, что вера сама по себе живёт в человеке. В современном обществе приходится нередко слышать, когда современные родители говорят о своих детях: «ну, вот когда человек подрастет, когда встанет на ноги, сам поймёт, как ему жить и как ему верить». И эта страшная дьявольская ложь о том, что человек вырастет и сам во всем разберется и все поймет, губит целые поколения и целые народы. О вере нужно уметь говорить и знать, что говорить.

В древности праздник Крещения Господня, который совершался вместе с днем Рождества Христова, назывался еще днем Просвещения. Это был день, когда мы учились говорить о Христе – Кто это; зачем Он родился на земле; в чём был смысл Его пришествия на землю; в чем был смысл Его крещения; и какую веру и какое упование Он принёс на землю; о чем Он учил?

Праздник Крещения – это не про воду, это про явление Бога среди людей. Поэтому иное название этого праздника, самое главное – день Святого Богоявления. Это праздник, когда мы говорим о том, что Христос пришёл на землю, чтобы искупить первородный грех человека. Он взял на Себя грехи людей, потому что стал истинным Человеком, оставаясь истинным Богом.

Мы знаем, что через воплощение Божие исполнилось обетование, которое Господь дал нашим прародителям Адаму и Еве о том, что придёт Тот, Кто сокрушит власть искусителя и откроет двери Царства Божия и о том, что невозможное людям возможно Богу. Мы знаем о том, что Бог не призрачно, но явно явил Себя среди людей, облачившись в человеческую плоть. И сегодня в день Крещения Господня мы становимся свидетелями этой человеческой плоти, которая не гнушается нашего человечества, не отворачивается от него, но в Себе Самом все исправляет.

Мы знаем, что любой человек, кто верит во Христа, исповедует Его как истинного Бога, одно из Лиц Пресвятой Живоначальной Троицы, мы знаем, что каждый, кто поклоняется Отцу и Сыну и Святому Духу, являемому ныне в Крещении, каждому Господь даст прощение грехов и откроет двери Царства Божиего.

Мы знаем и просвещаемся, что через явление в мир Христа и Его крестной жертвой нам омыты наши грехи и прощены беззакония, и через причащение Святых Христовых Тайн мы становимся сонаследниками благ не только в вечности, но и в нашей временной жизни. Мы знаем, что Бог действует в нас по молитве Пречистой Богородицы и святых угодников Божиих. Из своей веры мы знаем, что Господь собрал нас в одну Святую Церковь, и то, что нам поодиночке спастись никак, и мы можем спастись только в нашем единстве, спасти наши души. Мы знаем, что вера без добрых дел – это мёртвая вера.

И это истины – совершенно простые, на первый взгляд, кажущиеся очевидными. Но к большому сожалению, если расспросить, даже выйти из нашего кафедрального собора и на близлежащей площади спросить о том, «в чём же особый смысл и зачем нужно было Христу приходить на землю?», не всякий найдется, что ответить, потому что мы не привыкли говорить о вере своей, потому что, к большому сожалению, когда мы говорим о крёстных родителях, это лишь только те, которые иногда подарят подарки, придут в гости, но которые сами не знают не о Святой Троице, не о таинстве воплощения, не о том, почему мы причащаемся, и зачем исповедоваться, зачем молиться и зачем прощать.

Сегодня, в день Богоявленского сочельника, я хочу призвать всех вас, чтобы мы, во-первых, сейчас, когда будем совершать Великое освящение воды, вспомнили о тех, о ком обещались быть им примером в вере, о своих крёстных детях, чтобы мы обязательно, не дожидаясь дня их рождения, уже сегодня напомнили о Богоявлении. И если была бы такая счастливая возможность, воспользовались бы ей, и стали бы вместе со своими восприемниками причастниками Святых Христовых Тайн в день Крещения, чтобы мы радовались не воде, которая есть всего лишь символ дыхания Божиего, а радовались поводу поговорить о Боге.

И сегодня, когда мы принесём наши сосуды с освященной водой домой, пусть это будет поводом говорить о Боге, поводом говорить о Христе. Не просто принести банку с водой и сказать: «это тебе я принесла или принёс из храма». А сказать: «знаешь, что это вода означает и что же такое явление Божие?». И поговорить о Боге, как о самом драгоценном сокровище своей жизни. Тогда, воистину, эта вода будет иметь очень большую силу. Она и ум просветит, и сердце наполнит добрыми мыслями и словами, и жизни подарит живую надежду и желание действовать.

Хочу пожелать всем нам, чтобы все эти наступающие дни Богоявления, Крещения Господня были временем не воды, а Духа, а воды, как всего лишь символа этого Духа, который всё животворит, всему дает жизнь, все омывает и очищает, и всему дарит надежду. Аминь.

18 января 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

284