Об обрезании Господнем

18.01.2024
Просмотры: 322

«Вспоминая обрезание Господне, мы воистину убеждаемся в истинности воплощения Сына Божиего, Его вочеловечения, видя Его человеческие младенческие страдания, и вместе с этим, слышим имя, о котором апостол скажет в Деяниях: «нет другого имени под небом, которым можно спастись»».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы совершаем особый день и особое воспоминание. Это воспоминание, о котором, с одной стороны, говорят совсем немного, но воспоминание, без которого очень многое было бы непонятным и очень сомнительным. Сегодня мы вспоминаем Обрезание Господа и Спасителя Христа.

По закону, который установил Сам Господь между Собою и Авраамом и его потомством в восьмой день после рождения мальчик обрезался. И это совершалось с особой молитвой и с особым упованием на Бога. Что же это было за такое обетование? И более того, Господь сказал о том, что всякий мужского пола ребёнок, над которым не совершается сие действо, не может относиться к Его народу. Многие святые, толкуя это событие, это явление, говорили об удивительном ожидании Мессии Христа Спасителя.

Это обрезание стало, если так можно сказать, образно выразиться, напоминанием о боли изгнания из рая и напоминанием о крови, которой будет искуплен человек и весь человеческий род. И все потомки Адама носили в себе это напоминание и эту боль, потому что именно от потомка Адама в мир по обетованию пророчества придёт Тот, Кто возьмёт на Себя первородный человеческий грех.

И когда Младенец Иисус родился, и когда Христос пришёл в мир, то Его Пречистая Матерь, Дева Мария, совершила то, что было предписано законом Моисеевым. Это ещё и говорит о том, что пришествие в мир Христа было не неким призрачным явлением, а то, что воистину пред нами воплотился Бог, оставаясь истинным Богом без всякого изъяна и греха, став истинным человеком без всякого греха, но приняв через обрезание последствия изъяна, которые Сам в Себе и восстановит.

И самое трогательное в этом обрезании было то, что тогда впервые во всеуслышание звучало имя Мальчика, и тогда во всеуслышание было сказано: «Иисус имя Ему». И когда Мария со Своим мнимым мужем Иосифом Обручником произносили это имя своего Первенца, то произносила Мария это имя, взяв его не из Своего сердца, взяв его не из какого-то Своего желания, взяв это имя из какого-то наследства, которое обычно бывает, когда называют детей именами их родителей или прародителей, а взяла это имя от памяти, в которой слышала его от Архангела Гавриила, который сказал Ей о том, что «родишь Сына и наречёшь имя Ему Иисус» (Лк 1:31). Ангел это имя принёс с неба, которое есть наполнение этим именем, которым, этим именем, всё было сотворено из всего мира видимого и того мира, который мы не видим. Архангел Гавриил назвал это имя, которое означало «Спаситель» - Он спасёт народ.

И вот, в этот день, вспоминая обрезание Господне, мы воистину убеждаемся в истинности воплощения Сына Божиего, Его вочеловечения, видя Его человеческие младенческие страдания, и вместе с этим, слышим имя, о котором апостол скажет в Деяниях: «нет другого имени под небом, которым можно спастись».

Он – Спаситель. И Он, приняв обрезание, как замечает один из угодников Божиих, святитель Иоанн Златоуст, через это обрезание приносит нам обетование искупления от первородного греха. Сам приходит по закону, чтобы по закону избавить нас от того, что разлучило нас с вечной жизнью. Сегодняшний крик Младенца, восьмой день, и сегодняшняя радость присутствующих, тогда ставших свидетелями этого исполнения закона, и радость их, когда они услышали имя Иисуса является и нашей радостью.

Через Спасителя Христа мы возвращены к вечности. Через Спасителя Христа мы искуплены от проклятия первородного греха. И через Спасителя Христа теперь рождающиеся у нас мальчики не носят на себе боль обетования, боль потерянного рая, и кровь обетования Искупителя, а носят на себе благодатный дар крещения, которое стало Новым Заветом. Сегодня исполняется Завет Ветхий и начинается Завет Новый. И этот Новый Завет освящён именем Спасителя.

Дай, Господи, каждому из нас, вспоминая этот день, сделать его для себя началом нового дыхания, сделать для себя этот день дыханием Нового Завета, который наполнен словом любви, который наполнен словом удивительного и бесконечно вдохновляющего обетования вечной жизни и понуждения нас к делам добрым, настоящим, к делам веры.

Сегодня Мария носит Младенца, и всё слагает в сердце Своём. И ещё, как трепетно мы слышали в Евангелии, когда Отрок Иисус отстал от Своих родителей, и Она, найдя Его спустя некоторое время в храме, говорила: «Ты не знаешь разве как мы переживаем за Тебя?» Но Спаситель ответил Ей, тогда юный Отрок, что «Я нахожусь в том, что принадлежит Отцу Моему, в доме Его» (Лк 2:48-49).

И воистину, всегда можно радоваться, когда наши дети вникают в слово Божие, возрастают в вере, и когда они живут по закону, по закону теперь уже не крови и плоти, а по закону сердца и духа, любви и надежды, смирения и веры. Аминь.

14 января 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

322