«Рождественский Сочельник — это время, когда мы не смотрим на часы, а заглядываем в свою душу, в своё сердце, и стараемся измятое и испачканное – первое изгладить, а второе отмыть, чтобы в сердце, как в яслях, явил Себя Господь».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, в сей удивительный день, наполненный радостью ожидания пришествия в мир Господа и Спасителя Христа, я приветствую всех вас с Рождественским Сочельником, с таинством встречи, которое мы совершаем, шествуя навстречу Господу, и которое совершает Спаситель Христос, шествуя навстречу каждому из нас.
Рождественский Сочельник, а сегодня мы слышали повествование об истории этого дня, связанный и с самым строгим постом в дни Рождественского поста, связанный и с традициями, в том числе, вкушения сочива, откуда и появилось название «сочельник», ещё имеет одно измерение, которое очень важно и трепетно для каждого из нас – измерение ожидания встречи.
В нашей жизни бывает немало встреч, которые проходят, когда мы ожидаем встречи, лишь только посматриваем на часы, чтобы определить, не опоздали ли мы, всё ли идёт вовремя. Но есть в нашей жизни одна единственная встреча, которая происходит не по расписанию, которая происходит не по движению стрелок часов, а которая происходит лишь только по движению нашего собственного сердца и по движению нашей собственной души.
И даже календарная дата, которая говорит нам о празднике ещё не является залогом того, что встреча и этот праздник состоится для каждого из нас, если наше сердце, как ясли, не будет готово принять в мир Приходящего, чтобы искупить грехи наши, Господа и Спасителя Христа.
И сегодня, в день Рождественского Сочельника, мы как бы соразмеряем внутреннее ожидание, внутреннее приготовление, внутренний трепет с тем событием, которое Церковь сегодня ставит нам в назидание, воспоминая Рождество Христово.
Эта встреча, которая всегда происходит в ответ на нашу жажду и на нашу тоску по Боге, тоску по правде, на наше то, что может внутри сжаться до самого невозможно мельчайшего состояния от ожидания Великого.
Как во время холода человек сжимается, кажется, превращаясь в ничтожество, и ищет источник тепла, чтобы сначала открыть к нему свои руки, а затем перед этим теплом и полностью распахнуть свою грудь.
Такая жажда, которая бывает тогда, когда ты ищешь света, идя в ночи, и когда ты аккуратно ступаешь, боясь, что этот шаг может быть последним, и ты оступишься, и сорвёшься в глубокую пропасть, или напрочь разобьёшь всю свою жизнь. И тогда в этой ночи ты едва-едва делаешь шаги, и ещё едва дышишь, чтобы не столкнуться с неприятелем, который ночью всегда силён, с врагом, который ночью видит лучше.
И когда ты видишь свет, и когда поднимается над твоей головой солнце, и тогда, оглядываясь вокруг, в тебе добавляется столько смелости и столько решительности, что теперь ты уже не идёшь медленно, едва ступая, а теперь ты бежишь, окрылённый, видя дорогу. И стараешься пробежать, как можно больше, уйти как можно дальше от твоего прошлого, потому что поднялось Солнце Правды, Свет, который прочь всё прогнал из твоей жизни.
Ожидание пришествия в мир Христа – это и долгое путешествие в ночи, это и холод озябшей души и совести, это то, когда ты наконец дождался этого времени, и повторюсь, оно происходит не по расписанию внешнему.
Оно происходит от внутренней жажды, когда в этот Рождественский Сочельник и в эту Рождественскую ночь мы скажем: «Господи, согрей меня. Господи, освяти мою жизнь. Господи, озари меня светом Своей правды, Своей любви. Господи, Ты, Рождающийся в мир, родись Своим Словом в моём сердце, в моей совести».
Рождественский Сочельник – это тогда, когда Слово Божие действует в нас, когда мы слышим ангелов, о которых повествует апостол и евангелист, сказавших: «не бойтесь, вам родился Христос Спаситель». В эту рождественскую ночь проходит время страха.
И дай Бог, чтобы через вот эту нашу жажду общения с Богом, через наше покаяние, через наше сожаление о наших прожитых годах жизни, дурных поступках, через нашу благодарность к тем, кого Бог дал нам, через нашу память о тех, кто в нас воспитал веру, кто нас научил любить, кто показал нам пример терпения, через память о наших родителях, о наших предках, через благодарность тем, кто дал нам дышать свободно, и молитву о упокоении тех, что жизнь свою полагает за нас, через это внутреннее молчание и через имена, с которыми была созвучна и остаётся созвучна наша жизнь, произнесём самое дорогое и драгоценное имя Господа и Спасителя Иисуса Христа, Рождающегося в мир, Приходящего в нашу жизнь. От Его имени и все имена становятся вместе с нашим живым одним дыханием и одной надеждой.
Рождественский Сочельник — это время, когда мы не смотрим на часы, а заглядываем в свою душу, в своё сердце, и стараемся измятое и испачканное – первое изгладить, а второе отмыть, чтобы в сердце, как в яслях, явил Себя Господь. Это время, когда мы хлопочем о своём внутреннем человеке. И, зная, что нам нужно изменить и исправить, спешим это сделать, чтобы Его любовь, Его свет, Его воплощение, Его пришествие, Его явление случилось в моей жизни.
В Сочельник мы ждём Великого Гостя, Великого Хозяина, Великого Отца, Великого Друга, Великого и Святого Бога, Приходящего в мир людей Им сотворённых, всех нас, кому Он подарил нашу жизнь и Себя. Аминь.
6 января 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска