О празднике

24.12.2023
Просмотры: 469

«Святитель Николай был человеком, который умел подарить праздник другим людям. И этот праздник заключался не в том, что у них перестали возникать какие-либо житейские проблемы, и всё, что называется, само собой решалось, и откуда-то сыпалась манна, в изобилии, в большом достатке, нет. Праздник начинался тогда, когда, общаясь с ним, каждый задумывался о себе: а в чём же смысл моей жизни, а что же главного в своей жизни я должен сделать? Главного».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, дорогие преподаватели нашей Свято-Никольской классической гимназии, наши воспитанники, дорогие жители и гости города-курорта Кисловодска, я всех вас поздравляю с днём памяти святителя и Чудотворца Николая, с престольным праздником нашего Никольского собора!

Каждый раз, когда мы произносим вслух слово «праздник» и, когда мы поздравляем друг друга с праздником, то в это мы вкладываем не только состояние внутренней радости или какого-то торжества. И вот день памяти святителя Николая, который, несомненно, для всех нас является праздником – это не время какого-то отдыха или время какого-то особого настроения, это время, когда мы задумываемся о человеке, о святителе Николае, который умел жизнь тех людей, которые рядом с ним, делать праздником.

Но что значит праздник? Конечно, этимология этого слова очень проста и понятна – оставаться праздным, без дела. Но при этом, надо понимать, что празднество, к которому в этот день призывается человек, оставаться праздным к тому, что является бесконечным, как песок на морском берегу: бесконечные хлопоты, заботы и наши мысли.

Конечно, очень трудно даже сейчас стоять здесь, в храме, и не думать о тех проблемах или сложностях, которых в жизни у каждого из нас достаточно и хватает. И даже, находясь на молитве, мы размышляем об одном, и о другом, и о третьем: что нам нужно ещё успеть сделать, что нужно сказать, как нужно ответить, как нужно поступить. И бесконечное-бесконечное количество мыслей наполняет нас, как будто бы в этих мыслях и есть смысл нашей жизни.

Ну, а вот, припомним из жития святителя Николая тех людей, с которыми он встречался, людей, которые один был осуждён к смертной казни, другие от неимения возможности содержать дом, были вынуждены даже согласиться на жизнь греховную и порочную, когда отец готов был продать собственных дочерей, чтобы исправить своё положение; один болен, другой тяжко при смерти; одного, ни за что осудив, ещё вместе с этим, что называется, смешали его честное имя с множеством клеветы и неправды, и он в скорби находится в смертельной опасности, и вот может даже в этом мгновение решается останется ли он в живых или не останется.

Задамся одним вопросом: все эти люди, находящиеся в таком крайнем состоянии своей жизни, размышляют ли они о том, что им ещё нужно успеть сделать, что ещё нужно сказать, что ещё нужно ответить? Когда ты чувствуешь, что в твоей груди сердце вот-вот остановится, когда тебе не хватает дыхания, чтобы полной грудью вздохнуть, когда ты находишься в смертельной опасности, и вокруг тебя льётся кровь, будешь ли ты думать о всякой суете, которой так часто наполняется твоё сердце и твоя душа?

Святитель Николай, как мы знаем это из его жизнеописания, при жизни своей встречался с людьми, находящимися в крайней нужде, он становился для них праздником, потому что открывал для них, как второе дыхание, как новый свет, как особое вдохновение – слово Божие.

И когда уже не было сил вдохнуть, и когда человек говорил, что «мне незачем жить», «моя жизнь закончилась, она стала никчемной», «кто-то злой волей растоптал моё честное имя», «кто-то лишил меня моей семьи или моего дома», «кто-то покусился и на мою собственную жизнь, и сейчас мне угрожает смерть, и не знаю, увижу ли завтрашний рассвет».

В этом состоянии глубокого страха, нередко отчаяния и испуганного молчания святитель Николай дарит надежду, не свою, а ту надежду, которой жил сам – дарит надежду на милость Божию, на присутствие Его, на самый главный смысл жизни. И когда человек уже стоит на краю опасной пропасти, и кажется, что не сделать ему шага назад, все обстоятельства, как тяжёлая стена, подталкивают его к гибели, тогда остаётся только одно – вспомнить о вечности.

Тогда все наши мелкие дела, бесконечная суета делается никчемными. Они так и остаются песком, на котором не остаётся никакого среда. Нахлынет волна и ничего не осталось. А всё строили песочные замки и города, целые лабиринты возводили, и думали, что вот в этом и есть смысл жизни. Но тогда, когда в тебе осталось всего лишь силы на один вдох, смыслом жизни становится не это временное быстропроходящее, а то, что будет затем, а что будет следом.

Святитель Николай был человеком, который умел подарить праздник другим людям. И этот праздник заключался не в том, что у них перестали возникать какие-либо житейские проблемы, и всё, что называется, само собой решалось, и откуда-то сыпалась манна, в изобилии, в большом достатке, нет. Праздник начинался тогда, когда, общаясь с ним, каждый задумывался о себе: а в чём же смысл моей жизни, а что же главного в своей жизни я должен сделать? Главного.

Кто-то говорит про дома, про деревья, про детей. Но ты понимаешь, что это всё останется здесь, а с чем же ты предстанешь пред Создателем, Который не давал тебе заповедь ни о домах, ни о деревьях, Который давал тебе заповедь о любви, о делах веры, Который давал тебе заповедь о милосердии, о сострадании, Который давал тебе заповедь, чтобы ты замечал других людей. Что же ты скажешь Тому, Чьи заповеди нередко в этом шквале слов, событий, исторических страниц просто были заболтаны, забыты, перевёрнуты?

Святитель Николай всегда говорил о Боге. В этом была самая главная и самая удивительная сила его по-настоящему добродетельной жизни. Он не просто помогал людям, когда что-нибудь, что называется, из своей руки передавал в руку нуждающегося. Это он всегда и непрестанно делал. И всякий раз, когда имел такую возможность, или, когда просили его об этом, он чем мог, помогал.

Но совершал он намного больше, чем поделиться куском хлеба. Он, делясь этим куском хлеба, призывал имя Божие. Он это делал за ради Христа. И пользовался любой возможностью, чтобы о Христе проповедовать тому, с кем он говорил. Любой возможностью пользовался, чтобы говорить о Боге. Его за его запомнили, как человека, который мог поговорить по-человечески.

Поговорить по-человечески – это не означает только сказать: «знаешь, они все не правы, а ты прав», это не означает просто, что называется, поддержать словами, «мол, ты держись, ты потерпи». Эти советы многие раздают. Вы, - говорит, - терпите.

Но святитель Николай всегда говорил с Кем терпеть. Он всегда говорил: «смотри, как Христос терпит на Кресте, потерпи и ты немножко вместе с Ним. Смотри, как Господь Свою жизнь оставляет ради каждого из нас, не бойся и ты расстаться со своей жизнью, если пришло это время и пришёл этот час. Но только эту жизнь предай в руки Христовы, в руки Божии. Тогда эта жизнь будет не напрасной, тогда она не погибнет, тогда она не канет в Лету».

Ты говоришь, что тебя несправедливо судят, вспомни о том, как многих и ты судил несправедливо, взглядом укора, дурным словом. Ты знать не знал этого человека, а как быстро ты подхватывал любые дурные разговоры об этом человеке, как будто бы ты родился и вырос с ним. Ты знать не знаешь ничего о жизни этого человека, но он просто тебе не понравился, не нравится, как он говорит или как он выглядит, не нравится, что он делает, и ты бесконечно судишь этого человека. Вспомни о своих неправедных судах. Стоит ли теперь тебе печалиться о том, что судят тебя неправильно?

Всяким судом каким судите, будут судить и вас, - говорит Писание. И мерою, какой мерите, и вас измерят. И окажется, как говорит апостол, и после того, как измерит Господь меня и взвесит, я не горяч и не холоден, никакой. От этого нередко страдаю и болею.

Святитель Николай всегда поддерживал людей не просто словом: «мол, тебе нужно стоять на ногах». Святитель Николай начинал вместе с этим человеком молиться. Знаешь, - говорил он другому, - чтобы быть сильным, нужно верить, давай сейчас вместе помолимся Богу. Знай, чтобы всё это пережить, нужно знать к Кому идти, и видеть свет, и видеть горизонт своей жизни. Давай, вставай, пойдём вместе, будем слышать Евангелие и исполнять его, и сколько есть сил своей жизни, пусть эти силы будут наполнены Его именем.

Народ очень любил святителя Николая за его простоту и за то, что он, что называется, ко всему имел дело, до всех ему была нужда. Кстати, многим из нас тоже до всех дело, только вот дело это иногда не наполнено ни молитвой, ни любовью, ни состраданием, а бывает, напротив, наполнено коварством, злорадством, безразличием, злой памятью, непрощением, бывает наполнено желанием отомстить или гневом. А ещё страшнее – завистью, которая, как язва, всё точит с самого корня.

Святителю Николаю было дело до каждого. Но только это было дело Христовой проповеди. Он умел в каждом человеке видеть человека. В каждом человеке видеть человека со всеми его слабостями, со всеми его неправдами, со всеми его ошибками.

По-человечески святитель Николай тоже, должно быть, иногда и ошибался. Конечно, были в его жизни непростые времена, когда его сердце смущалось, когда вся внутренняя его жизнь, что называется, собиралась в одну точку, когда ему было нестерпимо больно от неправды или от лжи. И бывало так, что эта боль проникала так глубоко в душу.

Но вместе с этим, он любил каждого, потому что знал и о своих собственных немощах. И поэтому в каждом немощном он, прежде всего, видел образ и подобие Божие, потому что знал «Ты, Господи – моё упование. На Тебя, Господи, надеюсь. Ты, Господи – камень, на котором стою. Ты – Отец, за Которым иду. Ты – Друг, за руку Которого держусь». И этому же святитель Николай учил тех, кто оказывался рядом с ним.

Он дарил людям праздник. Многие из них каялись, изменяли свою жизнь, становились на путь правды, и через слёзы раскаяния приобретали опыт новой жизни с большим смыслом, жизни, как праздника. Не в том смысле, чтобы сытно и хорошо, а в том смысле, чтобы по-человечески, чтобы рядом замечать других людей, быть настоящим человеком. В этом и есть любой праздник.

Празднично – это тогда, когда ты людей замечаешь и сам по-людски живёшь, когда ты слышишь других и отвечаешь на их просьбы. Вспомним из нашей юности или из нашей сегодняшней жизни, каким же всегда большим праздником для нас оставалась и остаётся улыбка мамы или нашего отца, которые заходят в дом и просто улыбаются. Ещё ничего не сказали и не сделали. А одна лишь только радость в глазах так заразительно впадает в душу, так удивительно восхищает её. И когда ты смотришь на эту человеческую радость того, кто тебя любит и рад тебя видеть, все твои проблемы, все сложности, все обиды, все нестроения как будто бы исчезают, как исчезает ночь, когда поднимается солнце, как исчезает мгла, когда появляется свет.

Святитель Николай проповедовал Христа, Свет истинный. И этим светом расточал всякий мрак в людских душах. И мы сегодня молимся ему: святителю отче Николае, сделай мою жизнь жизнью настоящего человека, как ты старался жить по-человечески, помоги мне также жить, помоги мне учиться у тебя, как в других видеть других, и никого не отвергать. Помоги мне так же, как и ты верить в Господа и Спасителя Христа, в Святую Живоначальную Троицу, Отца и Духа Святого, помоги, как и ты, соблюдая заповеди Божии, следовать твоим путем, ведущим в вечную жизнь.

Твоя жизнь, святитель Николай, была очень тяжёлой. Но ты был и остаёшься человеком, который дарил праздник, подари и нам этот праздник. И в наши тяжёлые времена, и в наши времена и смущений, и страхов, отчаяний, одиночества, в наши времена жестокой неправды, и страшной жестокости, кровавой и бездумной, помоги нам дарить праздник тем, кто так в нём нуждается. Помоги нам радоваться жизни, каждому её мгновению, радоваться тому, что, пока мы живы, мы ещё можем прославлять имя Божие в словах и в делах, и в поступках, и в отношениях.

Святителю отче Николае, сегодня мы прославляем тебя, искреннего, верного, настоящего христианина, прославь и нас в своих молитвах перед престолом Божиим. Моли Бога о нас, святителю отче наш Николае. Аминь.

19 декабря 2023 года. Никольский собор города Кисловодска

469