О духовной брани

19.12.2023
Просмотры: 1070

«Духовная брань – это жизнь во Христе и со Христом»

Всечестные отцы, дорогие господин атаман, братья казаки, дорогие братья и сестры, радуюсь, что в эти дни Рождественского поста имею счастье помолиться вместе с вами, причаститься Святых Христовых Тайн, напутствовать себя словом Божиим.

Радуюсь тому, что в этот день посещаю эту замечательную станицу Государственную, и молюсь со всеми жителями, молюсь о нашем настоящем и прошу у Господа благословения нашим детям, которые, не сомневаюсь нисколько, продолжат традицию, положенную здесь благочестивым казачьим народом – исповедание имени Христова, жизни своим трудом, жизни с упованием на Бога, и самое драгоценное – жизни, поддерживая друг друга.

Я каждый раз, когда приезжаю сюда, к вам в станицу, то внутреннее радуюсь этой большой семье, которую вижу. И это трудно не заметить – что здесь живёт действительно одна большая казачья семья. Пусть так будет всегда.

И сегодня я хотел бы вместе с вами поразмышлять ещё и над словами Евангелия, которое слышали за Божественной литургией, над словом Божиим. Когда Христос говорит Своим ученикам, что даёт им власть наступать на змию и скорпию, как пишет евангелист, что дает им особую силу попирать силу вражию (см. Лк 10:19).

Иногда нам кажется, чтобы преодолеть врага, необходимо для этого иметь какое-то особое дарование, или говоря современным военным языком, какие-то особые вооружения. Ну, а когда мы говорим о духовной брани, кому-то может показаться, что духовная брань против духов злобы поднебесной, она свойственна или может быть увенчана только особым людям, которые живут некой особой жизнью, совершая подвиг в пустынях или в монастырях, или какой-либо другой подвиг, который они наложили на себя.

Ну, а нам, простым людям, которые живут в миру, которые живут семьями, которые живут в наших станицах, трудятся на наших полях, кажется, что, вообще, разговор о духовной брани — это что-то, о чём можно прочитать. В том смысле, что это – о других, но не в том смысле, что это для каждого из нас. А в свою очередь, духовная брань – это не какие-то чрезвычайные подвиги.

Духовная брань – это жизнь во Христе и со Христом. Духовная брань – это тогда, когда человек свой выбор делает однажды и следует ему, этому выбору, когда человек противостоит ненависти, злобе, когда человек противостоит неправде. Духовная брань – когда человек живёт честной достойной жизнью. Духовная брань – это тогда, когда, однажды приняв святое крещение и, осенив себя крестным знамением, человек живёт этой силой креста, преодолевая этой силой разные испытания в своей собственной жизни. Духовная брань – это тогда, когда мы, уповая на Бога, преодолеваем всякие неправды и мрак в себе самих, прежде всего.

И побеждает не тот, который вокруг умеет жить в мире и ни с кем не ссориться, и ни с кем не имеет никакого противостояния. А тот, который может жить в мире со своей собственной совестью, тот, который стоит перед Богом, поднимая лицо к небу, и не смущается этим, потому что это лицо честно пред лицом Божиим.

Господь в сегодняшнем Евангелии говорит Своим ученикам: даю вам силу попирать нечистых духов. Чем же попирать их? Силой своей любви к Богу. Всякую злобу, всякую ненависть, всякое раздражение, всякую неправду можно преодолеть только любовью к Богу. И не простым чувством.

Ведь любовь – это дела. Любовь – это не слова. Любовь – это поступки. Утром осенил себя крестным знамением в утренней молитве – вот она сила любви к Богу. Время поста, и ты на трапезе выбираешь постную пищу – вот она сила любви к Богу. Ты слышишь какую-то неправду, и набираешься мужества, чтобы защитить другого человека – вот она сила любви к Богу. Тебе стыдно, и твоя искушённая и соблазнённая душа говорит тебе «можешь сказать неправду», а ты не делаешь этого и говоришь правду – вот она сила любви к Богу.

Всякое доброе дело, правильное дело, настоящее дело, которое ты делаешь, воодушевляясь любовью к Богу – это и есть сила, которая попирает мрак внутри тебя. Внутри тебя мрака настолько же меньше, на сколько больше становится дел, которые ты совершаешь, движимый любовью к Богу.

Просто говорить о добрых делах, просто говорить о доброй жизни – это ничего не изменит в твоей жизни. Дела, они, и делают возможным попирать змию и скорпию, по-евангельски, о чём говорит Христос. Попирать. Не владеть, а попирать. Пренебрегать, отвергать, гнать от себя прочь.

Со злом невозможно договориться. Его можно только выгнать. Поэтому Господь и говорит о том, что всякое зло мы должны попирать в своей жизни. Не смиряться с ним, не соглашаться, не привыкать к нему, а гнать и попирать.

И ещё в сегодняшнем Евангелии мы слышим удивительные слова, когда Спаситель говорит ученикам: «не о том радуйтесь только, что бесы повинуются вам, но ещё радуйтесь тому, что имена ваши вписаны в книгу жизни» (Лк 10:20).

Да, иногда, мы, что называется, особым образом радуемся своим сердцем, когда кто-то помнит наше имя. Я думаю, что многие из нас переживали это событие. Когда какой-то человек вдруг называет тебя по имени, тем самым, говоря, что он не только знает тебя, но ещё и дорожит твоим именем, что для него, когда он произносит твоё имя, это дорого, это важно. Как же радуется сердце, когда нас называют по нашим именам.

Господь говорит Своим ученикам: «о том радуйтесь, что ваши имена знает Сам Господь». Всякий человек, который совершает доброе дело, наполненное любовью к Нему, сохраняет своё имя в книге жизни. Что же это означает? Как же это радостно, когда Он обратится к нам по имени, как Отец, Который знает Своих чад, как любящий Создатель, Который ценит и дорожит Своим созданием. Он знает ваши имена.

И пусть никто из нас не думает, что кто-то больше или кто-то меньше пред Богом. Что Богу угождают те, которые имеют какие-то особые заслуги или поступки. А простые люди, они, как бы остаются в тени. Это не так.

Бог ценит тех, кто, призывая Его имя, совершает настоящие поступки. И тот, кто призывает Его имя, памятен для Него, и эти имена сохраняются в вечности. «О том, - говорит Господь, — радуйтесь, что имена ваши вписаны в книгу жизни». Проще говоря, о том, что вы – Свои для Него.

Да, такие, какие есть. Простые труженики, жители, которые с утра до вечера занимаются своей работой, и хлопочут о делах, поддерживая свою семью, общаются со своими родными и близкими. Простые, обычной жизнью живущие люди. Но в этой обычной простой жизни, призывающие имя Божие. Его именем умеющие преодолевать всякие испытания, прежде всего, в себе самих. И затем вокруг себя.

Сегодняшнее Евангелие пусть каждого из нас наполнит силой благодарности и любви к Тому, Кто нас созовёт по именам, Кто нас знает. И пусть никто не скажет, что Господь не слышит и не видит меня. Если ты совершаешь Его именем дела и поступки, знай, что Господь вместе с тобою совершает их. И знает хорошо твою душу и твою жизнь.

Пусть сегодняшнее наше евангельское чтение, которое мы слышали, и о котором мы размышляем, для всех и для каждого из нас будет силой, которая вдохновляет к тому, что Господи, мы – Твои. Мы – Твои, Господи, не оставь нас.

И особенно в эти дни мы горячо молимся Тому, Кто знает имена наши, и произносим имена наших родных и близких, которые сейчас так нуждаются в молитвах, в том числе, наших братьев-казаков, наших воинов, которые находятся на линии соприкосновения. И мы просим: Господи, помяни их имена, не вычеркни их из книги Своей жизни. Дай, Господи, им не только мужество, дай, Господи, им чистого сердца. Дай, Господи, им горячей молитвы. Дай, Господи, им такого ума, который не был бы помрачён ненавистью и злобой. Дай, Господи, им сил жить, и сохрани их, Господи.

Пусть сегодняшняя молитва в дни нашего Рождественского поста будет молитвой надежды и благодарности, утешения и горячей любви к Богу. И чтобы эти дни Рождественского поста были наполнены подлинным смыслом наших добрых поступков, в том числе, взамен тех, которые совершают наши защитники.

Дай, Господи, каждому из нас в эти рождественские, предрождественские дни хорошей дружбы, внимательного отношения к другим людям, протянутой руки помощи, хороших слов другим, ободрения и поддержки другим.

Дай, Господи, нам терпения с теми, с кем только можно терпением преодолеть общие испытания. Дай, Господи, нам мудрости и большой надежды, чтобы в день Рождества Христова мы, как и сейчас, могли бы собраться одной большой семьёй и прославить Того, Который ради нашего спасения воплотился и ради нашей вечной жизни отдал Свою на Кресте.

Дай, Господи, эти дни наполнить предрождественским чудом, которое бы заключалась не в том, что мы, хотя этого очень бы хотелось, услышали новости - «всё закончилось!», но рождественским чудом, которое началось бы с другого – что во мне закончилось мрачное, что во мне закончилась обида, что во мне закончилась ссора, что во мне закончилось непонимание кого-то. Вот чтобы это чудо свершилось в моей жизни, чтобы я перестал обманывать, чтобы я перестал бояться, чтобы я перестал не любить.

И пусть это рождественское чудо произойдет от воплотившегося Христа в жизни каждого из нас. Аминь.

9 декабря 2023 года. Михайловский храм станицы Советской

 

1070