«Сегодняшняя притча не только о том, что нужно уметь замечать других и делиться, она о том, что всё в моей жизни принадлежит в своей подлинности Ему. И когда я живу этой принадлежностью, тогда я и сам начинаю принадлежать Ему во всём. И Он уже надо мною трудится, как над урожаем»
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Священное Евангелие всегда, как свет, который пронизывает до самой глубины сердца, если мы своё сердце открываем перед словом Божиим. Слово Божие имеет удивительную силу, силу оживотворять то, что внутри, в нас самих, кажется уже давно уже давно отжившим своё. Слово Божие имеет удивительную силу возобновлять то, что нам кажется навсегда потерянным.
Слово Божие имеет такую же силу, как если бы в дремучем лесу родитель позвал к себе своего заблудившегося ребёнка, и не переставал бы подавать ему знаки своего голоса, внимания, и тогда бы ребёнок мог бы найтись. Каждый раз, когда мы слышим Священное Евангелие – как голос отца в дремучих и непроходимых лесах нашей собственной совести, в которой нередко мы сами начинаем блуждать, теряя спасительную дорогу. А из-за этого, оставаясь одинокими, и не имея ни с кем общения, испуганными, слабыми.
В сегодняшнем Евангелии мы слышали притчу, которую Господь рассказал Своим ученикам о некотором богаче, который собрал, даже ещё не собрал, а лишь только имел большие виды на богатый урожай. Увидев этот урожай, он говорит: что мне делать? Сразу остановлюсь, потому что эти слова принадлежат не только богачу, но в одинаковой степени и в одинаковой мере этими словами начинается разговор всякого человека, не знающего, не верящего, не надеющегося на Бога.
И богач говорит: «что мне делать, как мне быть, такой большой урожай, может быть, я разберу все свои житницы, построю новые и соберу всё туда, и тогда скажу своей душе: ешь, пей, веселись, на долгие годы у тебя сложено». Также и нищий начинает свой разговор перед Богом: «что мне делать?» И если богач говорит: «что мне делать, куда деть своё богатство?» То нищий говорит: «что мне делать, где взять пропитание?»
И один, и другой не видит никого рядом с собою. Мне делать. Для себя. Мне делать – посвящая эти собственные дела своей собственной жизни. Что мне делать? Как будто бы нет Того, который подарил тебе твою жизнь и всё, что в ней. Как будто бы нет Того, Который мог бы стать восполнением того, что ты не имеешь и тратой того, что ты приобрёл. Безумство богача ещё и в том, что начинает размышлять о том, чего у него ещё нет. Он ещё не собрал этот урожай и не наполнил им житницей. Лишь только говорит о том, а вот когда я соберу, что же я буду с этим делать?
Он живёт такой удивительной мечтательностью, в которой позволяет себе говорить, что «когда я построю большие житницы, скажу себе: ешь, пей, веселись на долгие годы у тебя сложено. Как будто бы жизнь, её продолжительность, да и сам дар жизни зависят от тебя. Мол, на долгие годы у тебя сложено. Как будто бы эти долгие годы ты сможешь прожить.
Нередко в нашей жизни мы также, полагаясь на то, что не принадлежит нам, начинаем растрачивать эту жизнь на мечтательность и на представление. Вот, мол, придёт время, тогда. Или по- другому: вот это будет запас, это будет, как сегодня очень модно говорить, подушкой безопасности моей. Случись что, у меня всё есть. Ну, уж на какое-то время точно хватит. А что это за время и кто хозяин этому времени?
«Вот если бы, - говорит богач, - я собрал всё своё имущество, весь свой богатый урожай, и тогда бы я что сделал – сказал своей душе: ешь, пей, веселись, можешь ничего больше не делать. Всё, весь твой труд — это запастись на будущее, которого, впрочем, у тебя нет и расслабить свою жизнь». Кстати сказать, бедняк так же говорит в своей мечтательности: «вот если бы у меня был такой дом или если бы у меня была такая машина или если бы я родился в другой стране, у меня было бы другое гражданство и или если бы мой отец был бы очень богатым человеком. Если бы... Если бы...» И так очень часто, повторяя в своей жизни, намеревается этим сделать свою жизнь счастливой.
А во всех своих несчастьях, которые есть, и представьте себе, они так похожи! У богача несчастье – деть некуда. А у нищего несчастье – взять неоткуда. Одинаковое несчастье. Что один, что другой говорит: что мне делать? как мне поступить? Человек одинаково не видящий, не замечающий, не слушающий, не живущий Тем, кто подарил жизнь, будь он богач или будь он бедняк, одинаково безумен.
Так и в этой притче. Господь говорит этому человеку: «безумец, в ночь эту душу твою у тебя возьмут, кому ты всё оставишь? Безумец, ты мечтаешь о том, чего у тебя нет. Безумец, ты надеешься на то, что не в твоей власти. Ты думаешь прожить много. В твоей ли это власти? Ты думаешь запастись навсегда и ничего не делать. В твоей ли власти взять то, что даёт тебе Он – Создатель? В твоей власти лишь только богатеть не в себя самого, а в Бога».
Как замечает святитель Иоанн Златоуст, очень интересные слова произносит. Он говорит, что самые лучшие хранилища – это души бедняков и нуждающихся людей. Там точно ничего не пропадёт. Безумец, потому что даже в этой самой притче этот богач так много раз повторил слово «моё», «мой урожай», «мои житницы», «соберу для моей жизни», «я буду жить и ничего не делать, и не тужить». Что называется, расслаблюсь и не буду ничем заниматься. Мое.
Человек себе присваивает то, что ему не принадлежит – жизнь. И когда эта присвоенная жизнь вымещает из себя, из своего пространства всех других, совесть человеку говорит: «безумец, в эту же ночь твоя душа предстанет несчастная пред Богом, кому ты всё оставишь?» Кто скажет вслед за тобою, ему, кому принадлежит вся жизнь: «Господи, помилуй этого человека, потому что он миловал. Господи, прости этого человека, потому что он прощал. Господи, будь милосердным над этим человеком, потому что он был милосердным.
Господи, вот его имущество, которое осталось здесь во мне: подаренная дружба, подаренная любовь, подаренная надежда, подаренная помощь, внимание, участие – вот, Господи, всё то, что он оставил после себя, это не сгниет, это невозможно украсть, это никогда никуда не денется, оно будет жить в других, кому он это оставил. И через эту жизнь, Господи, Господи, подари и этому человеку жизнь вечную».
Богатеющий не в Бога – это тот самый из нас, или правильнее сказать, честнее и смелее сказать, это тот самый я, когда всё делаю моим. Моё. Мой друг, Моя семья. Моя семья. Мой дом. Моё, моё. Всё моё. Это тогда, когда ты за то, что у тебя есть не говоришь: «благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты мне дал. Это, Господи, не мой дом, но тот дом, который Ты дал мне построить, чтобы в нём я мог бы принимать своих друзей, которых Ты мне, Господи, дал.
Благодарю Тебя, Господи, за семью, которую Ты мне дал, и не потому, что я таков хорош, или всё делаю верно, а потому что, Господи, Ты по любви ко мне дал то, что наполняет меня теперь любовью, вдохновляет каждый день, когда я смотрю в глаза своих детей, когда обнимаю своих родных и близких. Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты мне дал. И я хочу это, Господи, не сохранить навсегда, а столько, сколько это вижу, благодарить Тебя, и столько, сколько буду жить, благодарить Тебя за эту жизнь».
И ведь самое главное в моей жизни - не собрать всё и не замкнуть на амбарный замок. А самое главное в моей жизни - довольствоваться тем, что имеешь и делать довольным того, кто тебе это подаёт. Самое главное в моей жизни, какой бы она не была, с избытком или с недостатком, со сладкими хлебами или с горькой водой, какой бы она не была, говорить: «Господи, я это разделяю с Тобою, с Тобою, Господи, я это разделяю». И в каких бы обстоятельствах не оказался я в своей жизни, знать, что я в этих обстоятельствах нахожусь вместе с Ним, с Создателем, с Отцом, с Богом.
Сегодняшняя притча не только о том, что нужно уметь замечать других и делиться, она о том, что всё в моей жизни принадлежит в своей подлинности Ему. И когда я живу этой принадлежностью, тогда я и сам начинаю принадлежать Ему во всём. И Он уже надо мною трудится, как над урожаем.
Дай, Господи, каждому из нас, если и думать о будущем, то в этом будущем видеть не себя, если и думать о будущем, то в этом будущем видеть тех, кого ты любишь. И если и собираться с мыслями о том, какой могла бы быть твоя жизнь, то не себя одевать в эти одежды, и селить в те самые дома, о которых иногда в мечтательности приходит тебе помысел, а делать это, и если уж позволять себе, то всегда видеть в этих домах не себя, а других, и радоваться за них. Тогда Бог даст и тебе всё, что необходимо в твоей собственной жизни.
Моё счастье — это не тогда, когда всё собрано и сделано, когда всё запасено и на долгие годы сложено. А моё счастье жить сейчас здесь с теми, кто со мной рядом. Моё счастье сейчас быть счастливым человеком. Моё счастье сейчас делиться тем, что есть у меня с другими: или сладким хлебом, или горькой участью. Моё счастье сейчас исповедовать любящего Бога, как своего самого верного надёжного, самого драгоценного друга, и держаться за Него всеми силами своей души. Моё счастье жить не мечтами. А моё счастье жить благодарностью и тихими трудами сейчас, чтобы не услышать однажды страшные слова: «безумец».
И дай, Господи, каждому из нас каждому из нас и мужества, и бодрости духа, и смелости, и живости веры, дай, Господи, каждому из нас решимости сейчас жить тем, что дарует нам Господь. И если увидим сейчас в какой-то очень близкой перспективе то, что может показаться нам большим подарком, возьмем его не для себя, а для того, чтобы поделиться с другими. И пусть этим даром, подарком будет жизнь каждого из нас. Аминь.
3 декабря 2023 года. Спасский кафедральный собор города Пятигорска.