О надежде святителя Тихона

21.11.2023
Просмотры: 2506

«И стоя сейчас рядом со святителем Тихоном, здесь, с его образом, который положен в центре храма, я бы очень хотел, чтобы каждый из нас навсегда из себя вынул и подальше от себя вышвырнул бы слова: «а что я могу сделать, а что в моих силах?» Да, то же, что и в силах было святителя Тихона: молиться и горячо верить, и не терять упования и надежды на живого Бога».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, вместе со всем вами сегодня праздную молитвенно день памяти избрания на престол Русских Патриархов и день памяти Святейшего Патриарха Тихона, прославленного в лике и сонме угодников Божиих, исповедников Церкви Русской, в честь которого освящен этот замечательный храм здесь у нас, в станице Константиновской, и я приветствую и тех, кто живет в нашей станице и наших паломников.

Сегодня мы вспоминаем событие, которое стало важной эпохой для жизни нашей Русской Православной Церкви – после долгого отсутствия избрание Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Тихона. Вспоминая жизнь Патриарха Тихона, нужно сказать, что родился он в простой семье приходского священника, где его отец и его благочестивая мама воспитали его в глубокой вере. Как повествуется в житии Тихона, он был одним из тех, кто, как все в этой семье, все мог делать своими руками. Он никогда не отказывался ни от какого труда, зная, что этим трудом в семье можно поддержать не только своих братьев, сестёр, своих родителей, но этим трудом можно исполнить и заповедь Божию, в которой говорится о том, что через труды, через совершение усилий мы обретаем благоволение Божие.

Затем он учился в семинарии, в академии, где и показал свое удивительное прилежание к знаниям. Был человеком очень внимательным к другим. И в академии уже в шутку называли его «патриархом» - от его скромного духа, а самое главное, называли его так, потому что хотя и был он тогда юношей двадцатилетним, чуть старше, заканчивают академию в 21 или в 22 года, но уже называли его тогда сокурсники так, потому что в нем видели человека, наделенного от Бога не только мудростью, рассуждением, знанием, но ещё очень большим даром – умением утешать, умением слушать, умением, как сказал бы современный человек, разрешать любую сложную ситуацию. После общения с ним, как о нём вспоминают его одноклассники, в сердце всегда возгоралась надежда.

Проходит ещё несколько лет, он принимает монашество, а затем и множество послушаний. Принимает священный сан епископа, и трудится во многих и многих епархиях. И когда я сегодня перечитывал его житие, в которое не хочу входить подробно, потому что есть нечто, чем бы хотел более подробно поделиться с вами. Там описано одно очень удивительное свойство: из какого бы места Тихон не уезжал, везде его провожали со слезами, и не хотели отпускать.

Так было и на Холмской кафедре, и в Америке, в Ярославской губернии. И где бы он не служил, везде к нему прилеплялись сердца многих и многих людей, тех, которые ходили в храм и тех, которых он привёл в храм через своё смирение и свою удивительную любовь к людям. Как повествуют описатели его жизни: приходили люди разных, в том числе, и национальностей, и как сегодня принято говорить, религиозных традиций, и принимали святое Православие.

Он очень многих крестил и многим стал родным отцом. И сила его жизни была не в какой-то особой красоте и складе его слова, а была в красоте и складе его жизни. Он был человеком веры. И сам, впитавший веру своих отцов, эту веру укреплял в других людях. Он никогда ничего не искал нового, разве что только в себе самом искал нового, чтобы это новое посвятить людям: новые знания, опыт молитвы, опыт благочестивой жизни. Он в себе искал, если искал что-то новое в мире, который быстро менялся, этим новым лишь только был интерес к местным людям, с которыми он всегда говорил о Христе.

Затем Поместный Собор 1917-1918 года накануне самых страшных и кровавых событий в истории нашего Отечества и нашей Церкви. Будущего Патриарха Тихона избирают как одного из кандидатов, и он промыслом Божиим избирается Предстоятелем Российской Православной Церкви в самые непростые, в самые тяжёлые годы. Начинается гражданская война, революция. Всё вокруг покрывается страхом и унынием. Описатели того времени говорили: было чувство, что не только вот-вот начнётся гроза, а было чувство, что вот-вот наступит конец всему. Безумство ненависти друг к другу, братоубийство, предательство, коварство, ложь, обман, кощунство, подлость, зависть, ненависть – всё это тогда было обычным явлением.

А ещё и бесконечное количество печальных известий о гибели родных и близких. Во всю шла гражданская война. А ещё и беспросветное и мрачное будущее. Тогда казалось, что все то, что было самым дорогим и самым драгоценным почти рухнуло. Святитель Тихон, став Патриархом, очень энергично и мужественно и живо молился со своим народом. Надо сказать, правды ради, что и тогда не все его поддерживали и понимали. И в особенности, когда был издан декрет о том, чтобы изъять церковное имущество в пользу нуждающихся.

Теперь мы уже знаем, что всё это было не для пользы нуждающихся, а всё это стало началом открытого гонения на Церковь. После этого полилась кровь первых священников, мучеников, исповедников. Патриарх Тихон не только мужественно лично, внутри себя всё это переживал, но и находил такие слова, которые обращал и к одной, и к другой стороне, противоборствующих друг с другом, чтобы в каждой стороне сохранить образ Божий, сохранить человека. Он призывал не открывать своё сердце для ненависти. Если ненависть в нём поселится – это как болезнь, которая ещё долго будет давать о себе знать.

Он так и говорил: «чадца мои, будьте со Христом». И обращал эти слова и к красноармейцам, и к тем, которые были против них. Он, насколько это возможно для своего времени, находил слова для всех, но не все эти слова тогда понимали и слышали. Кто-то говорил: всё нужно по-другому делать. Кто-то говорил: не так надобно отстаивать мир. Кто-то спорил с ним, кто-то верил ему. Но Патриарх Тихон оставался человеком, который не искал в других людях себя и не задавался вопросом, общаясь с другим человеком: «ну, а как ты ко мне относишься?» Он был человеком, который задавал совсем другой вопрос, очень важный и для нашего сегодняшнего времени.

Вот сегодня задают вопрос: «а как ты относишься к этому? а как ты относишься к тому? а как ты относишься к третьему? а это чьё? а это?» Он задавал совсем другой вопрос: «а как ты относишься ко Христу? А Христос – твой Спаситель? А Христос – твой Учитель, твой Наставник?» И если отвечал человек ему: «да, мой Бог и Искупитель». Он и просил его тогда: «будь верен Ему во всём и во всей твоей жизни, и верностью Ему сохраняй свою бессмертную душу».

Больше всего, перечитывая житие святителя Тихона перед сегодняшним днём, я поразился именно вот этим удивительным и правильным, совершенно верным и точным его положением по отношению ко всему происходящему. Должно быть, и его тогда, как и нас сейчас, пытают разными вопросами. Но он во всём искал только Христа. И спрашивал: «а ты со Христом?» Если ты со Христом, то ты победишь любую ненависть. И нет никакой разницы в какую форму ты одет, и нет никакой разницы, чем ты занимаешься. Если ты со Христом и веруешь Ему, и верен матери-Церкви, то ты не только не погибнешь, но и дело Божие совершишь.

Святителя Тихона дважды пытались убить, потому что его слово для многих становилось острее любого меча и клинка, его слово для многих становилось ярче солнца. Потому что это слово было направлено в самую глубину души, совести. А когда совести ответить на солнце нечем, она начинает усиливать свою ненависть, когда совести на правду ответить нечем, неспособна она ни к покаянию, ни к изменению, она начинает ещё больше ненавидеть, злиться, в себе устраивать разные коварные планы и мыслить об отмщении.

Святитель Тихон был в заточении. Но, и находясь в заточении, к нему стекалась вся Москва в Донской монастырь, где он находился, ища его благословения, молитвы. И уже будучи болезненным человеком, он неуклонно служил каждый воскресный день и все праздники в храме. И все, что он тогда мог, он это делал с большой любовью – он верил. И на вопрос, который, наверное, тоже ему задавали: «надо что-то сейчас делать». Святитель Тихон отвечал примером своей жизни: «я делаю всё, что я могу, к чему я призван: верую, молюсь, надеюсь, люблю, прощаю, благословляю, не теряю упования на Бога».

И стоя сейчас рядом со святителем Тихоном, здесь, с его образом, который положен в центре храма, я бы очень хотел, чтобы каждый из нас навсегда из себя вынул и подальше от себя вышвырнул бы слова: «а что я могу сделать, а что в моих силах?» Да, то же, что и в силах было святителя Тихона: молиться и горячо верить, и не терять упования и надежды на живого Бога.

Когда святитель Тихон преставился, и когда уже в конце восьмидесятых прошлого века он был прославлен в лике святых, и были обретены его многоцелебные мощи, народ Божий, как потомки тех своих предков, и по сей день приходят к его раке мощей, у которой и я многогрешный много раз, слава Богу, сподобился бывать, и молиться тому, который делал в то смутное, очень непростое, лживое и коварное время, так сильно похожее на наше, в то самое время все, что он мог, он делал: он верил и молился, он не впускал в своё сердце никаких обид, он никого ни в чём не винил, хотя и очевидны были и предатели, и повинные, но Богу оставлял всякий суд.

И не только призывал, но, самое главное, сам жил Христом. Христос на земле всегда живёт в людях. Чем меньше людей, в которых Он живёт, тем и света меньше. Чем больше людей, в которых Он живёт, тем больше света и тепла. И в страшные двадцатые прошлого века святитель Тихон был один из немногих – тот, в котором жил Христос. И в этом мраке и ужасе разрушения и падения, предательства и убийства он оставался верным Христу и преданным Ему.

Дай, Господи, чтобы и мы, его примером вдохновляемые, оставались бы таким же местом жилища в нас благодати Божией, оставались бы местом, где правда Божия торжествовала. Чтобы мы, когда и восклицали бы: «где сейчас справедливость?», прежде всего, восклицали это с укором для себя: мол, нет и во мне правды. И если мы восклицаем: «как мало любви сейчас», восклицали бы это с горечью, обличая себя: как мало любви во мне. И если бы мы и восклицали: «какое лукавое время!», восклицали бы о времени своей жизни, с горечью оплакивая лукавство себя самих.

Святитель Тихон оставил нам такой добрый и назидательный пример. И в этот день его памяти мы молимся святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому, и о нашем Предстоятеле, о Святейшем Патриархе Кирилле, о котором, так же, как и о Патриархе Тихоне, говорят разное, и не каждый воспринимает и понимает его поступки и действия. Но мы верим, что Господь через Своих предстоятелей управляет Своей Церковью, мы верим, что Господь через тех, кого поставил перед престолом Божиим подаёт нам благодатные таинства и силы.

Мы верим, что Господь через наших духовных наставников и священников подаёт нам и силы к правильной духовной жизни. Мы верим, что и Патриарх Тихон сегодня молится о всей своей Русской Православной Церкви, о Церкви, терзаемой внешними врагами, о Церкви, терзаемой внутренними противоречиями и нестроениями, молится о Церкви, которая, как живой организм, бывает и испугана, и разорена, и избита, и изгнана, но никогда не перестаёт быть, о Церкви, которую никогда не одолеют врата ада.

Мы просим сегодня святителя Тихона: «святителю отче Тихоне, ты сам всё видел и знаешь, и поныне ты любишь Церковь, которой служил всю свою жизнь на земле, послужи ей и на небе, и сегодня будь молитвенником о нашем священноначалии, о духовенстве, о народе Божием, будь молитвенником о наших верных чадах, будь молитвенником о наших воинах и защитниках. Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас». Аминь.

18 ноября 2023 года. Храм святителя Тихона станицы Константиновской

2506