О дерзости и трусости

18.11.2023
Просмотры: 3050

«Нечистое сердце, нечистая душа одновременно дерзкие и трусливые. И свойства эти принадлежат духу нечистому, дьяволу, который вселяется в человека»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Какое тебе дело до меня? Вот эти дерзкие, эти слова, наполненные безумством, упования и надежды на себя нередко становятся принадлежащими многим из нас. Ну, какое тебе дело до меня?! Когда мы эти слова слышим или, когда мы их произносим, какое внутреннее ощущение мы переживаем, что мы этими словами хотим сказать? Мы, прежде всего, говорим, что «я совершенно от тебя не имею никакой зависимости», в эти слова, в эту мысль мы вкладываем, что «я тебе не верю, я тебя не люблю, я тебя и знать не хочу». Какое тебе дело до меня?

Ещё и в эти дерзкие слова можно вложить, и часто мы вкладываем мысль: «я тебе совершенно не нужен, безразличен, и как я прохожу мимо тебя, так и ты проходишь мимо меня». Житель страны Гадаринской, встретив Христа на кладбище, сказал ему те же самые слова: «какое Тебе дело до меня?». Из той самой мысли, что я Тебе не принадлежу. В этих словах была такая безумная дерзость, когда сотворённое создание говорит своему Создателю: «какое Тебе дело до меня?».

Это то же самое, как если бы сын или дочь сказали своей матери или своему отцу прямо в глаза, а иногда это бывает: «у меня больше нет родителей, я больше тебя не хочу видеть и слышать, и знать». И если разбираться во всём, то можно бесконечно находить правых и виновных, можно бесконечно искать причину этих слов. Но самой главной основой и силой этих слов является дерзость и наглость.

Так, кстати, отец или мать и скажет: «сколько же в тебе набралось наглости сказать мне, что нет до тебя никакого дела». И очень часто эта наглость становится движущей силой человека, мало-помалу ввергая его в страсти. Как только он для себя уяснил и поверил в то, что любви нет, поверил в то, что верить не надо, поверил в то, что нет никакого вечного Царства, поверил в то, что есть только его собственная временная жизнь, которая принадлежит только ему, как только человек поверил в это, что никому нет дела до него – он мало-помалу превращается в содержание страстей и пороков.

Все греховные падения, все тяжёлые страсти, все страшные грехи начинаются именно с этих слов: «какое тебе дело до меня?». Начинается с дерзости по отношению к Небу, в которое можно, хоть плюй, бросать камни и копья, и говорить: «никому до меня дела нет, живу, как сам знаю». Если хоть кто-то спросит меня: «почему же ты стал таким человеком?» или «почему ты так поступаешь?» Я знаю, что ответить – я всех обвиню в нелюбви. Все виноваты. Время такое. Ну, а я, никому ж не было до меня дела.

Дерзкий человек эти слова произносит потому, что на самом деле сам никого не любил. Но удивительно, как быстро меняется речь человека, случись с ним какие-то обстоятельства: болезнь ли, какая-то немощь или какие-то внешние другие тяжёлые, очень непростые обстоятельства, что называется, прижали, кто-то открыл резко дверь и за шиворот выволок из машины, из квартиры, из жизни. И тогда уже совсем другие слова можно услышать – «сжалься надо мной», «помилуй меня». Удивляешься, как только что дерзкий и наглый становится трусливым и боязливым!

Ну, как же тебе не продолжить продолжать говорить эти же слова: «какое тебе дело до меня?» Или ты хватаешь за руку врача и изо всех сил просишь его: «если чем можно, помоги мне, помоги мне, я жить хочу». Как в этом одновременно дерзком и наглом сердце, душе живёт трусость и страх?

Дело в том, что сила, которой живёт нечистый дух, этим и питается – дерзостью и трусостью. Нечистое сердце, нечистая душа одновременно дерзкие и трусливые. И свойства эти принадлежат духу нечистому, дьяволу, который вселяется в человека. Сначала, внушая ему, что ему и море по колено, а потом, боясь небольшой лужи. Дерзость и страх, наглость и трусость одновременно всегда принадлежат духу нечистому, и тому, в кого он вселяется. Когда Христос задал вопрос этому несчастному человеку, одержимому нечистым духом о том: «как тебе имя?», тот говорит, что «легион», - ибо множество бесов и страстей вселились в этого несчастного человека.

Некоторым может показаться, что одержимость имеет только лишь внешние проявления. Вот, мол, сразу видно бесноватого человека. Но не нужно спешить с выводами. Очень часто бес не показывает себя, и чтобы окончательно обмануть человека, и сделать его своей добычей, внушает ему совершенно разные чувства. Ведёт он себя внешне достаточно спокойно, тихо и умеренно. Он может не кричать, не ругаться, даже руки не поднимать, улыбаться, обнимать всех. Но, как мудро замечает благочестивый наш народ: в тихом омуте бесы водятся.

Когда человек дерзкий и трусливый, знай – это первые признаки, что дух нечистый очень близко стоит к твоей жизни. Когда ты дерзко можешь оскорблять другого человека или дерзко говорить о другом человеке, когда ты можешь с дерзостью судить другого человека и не искать ему никакой милости, тем более в своём сердце.

Когда ты дерзко заявляешь того, чего сам не видел и не знаешь, одним словом, лжешь, когда ты дерзко говоришь: «что тебе до меня? какое тебе дело до меня?», подчёркивая, что ты не готов, не хочешь, не можешь и не будешь ни любить, ни прощать, ни надеяться, и этого же не ждёшь от другого, тогда знай – душа твоя находится в опасном положении.

Когда ты с этой же дерзостью вдруг, лишь только почувствовал какую-то колику у себя в боку, или заметил какие-то изменения в своей физической жизни, в своём организме, и ты бежишь, сломя голову к врачу, и кричишь: «помилуй меня», и забываешь о дерзости своей, о своей самости, знай – душа твоя близка к духу нечистому и находится уже почти в руках его.

Человек, который душу свою вручает в руки Божии, никогда не дерзит, никогда не наглеет, хамом не становится, потому что в каждом видит не только образ и подобие Божие, потому что во всем видит для себя явление Божие. Он всё переносит с надеждой и благодарностью, радуется вместе с радующимися и плачет вместе с плачущими. Таков человек смиренный. А в смиренной душе живёт Бог. Когда человек не боится испытаний, и когда человек на любые испытания отвечает своей надеждой на Бога, когда он не боится вокруг ничего кроме греха, тогда в этой спокойной, тихой и мирной душе живёт сила Божия.

Когда Господь изгнал этих бесов из души несчастного человека и повелел им вселиться в свиное стадо, и то, бросившись с крутизны, утонуло в море, погибло. А потом пастухи пошли в город и сказали жителям о случившемся. И те вышли, и в ужасе обнаружили происшедшее, говорят Христу: «нам бы жить, как мы жили».

Мы привыкли дерзить, и не готовы от этого отказаться. Это уже как часть меня. Я привык жить, как живу. Иногда чего-то боюсь, а иногда с дерзостью говорю: «да, ничего я не боюсь», но это до первой ссадины глубокой. А потом, поджавши свою гордость, ищу у любого помощи: «помогите, помогите». Вот и они говорят Ему: «знаешь, мы привыкли так жить, уйди из нашего города, не заходи к нам, Господи».

Когда я читал это Евангелие сегодня перед литургией, и сейчас слышал вместе с вами, мне так живо захотелось увидеть взгляд Христа, которым Он посмотрел на этих людей, дерзких и трусливых. И когда вот это внутреннее чувство увидеть этот взгляд всё больше и больше возникало в сердце, я совершенно чётко понял, что именно в этот момент Христос смотрит на меня, дерзкого и трусливого.

Именно в этот момент Христос смотрит на меня, умеющего что-то дерзко сказать и не умеющего даже малое совершить, хоть в малом оказаться мужественным, смелым и до конца стоять в своей правде. И этот взгляд мне представился взглядом, наполненным большой любви и ещё большей надежды, и ещё бесконечной-бесконечной жизни, которую, впрочем, Господь не губит. И хотя бы не бросился вместе со свиньями с крутизны – уже хорошо.

Христос отошёл от пределов этого города тогда. Да, и с ним этот человек попросился, которого он исцелил, избавил от дерзости и трусости. Но Господь сказал ему: «ну, теперь-то не будь трусливым, иди в свой дом, теперь не будь дерзким и не говори, что «никто тебя не любит и никому ты не нужен», иди в свой дом и скажи, что сотворил с тобой Господь». Будь смелым и будь покорным любви Божией. Иди и проповедуй, покажи себя уже другим человеком.

И этот человек вернулся в город. И уже без дерзости говорил: «посмотрите, что сотворил со мною Господь, как Он меня любит, как Он помиловал меня, теперь я точно знаю, что есть Тот, Кому есть до меня дело – Бог». Теперь он со смелостью говорил: «это Господь сотворил». И со смелостью говорил, что «я теперь знаю о смысле жизни и я не боюсь ни упреков, ни пересудов, ни кривых взглядов, я не боюсь больше своего прошлого, каким бы оно не было, страшным и горьким, не боюсь, потому что со мною Господь». И это прошлое и моя дерзость с ним вместе утонули, как свиньи в море.

Такая удивительная сегодня история, которая, как мне думается, вовсе не закончилась, а продолжается с каждым из нас. Именно сейчас Господь смотрит в мою совесть, в мою душу, в мое сердце, что я скажу Ему: «какое Тебе дело до меня?» или скажу Ему: «пощади меня», или скажу Ему: «уйди из моей жизни», или скажу ему: «Отец мой и Бог мой». Аминь.

12 ноября 2023 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

3050