«Господь прямо призывает Своих учеников, как говорит святитель Феофилакт Болгарский, а через учеников и нас с вами быть делателями веры, быть трудолюбивыми хранителями и исполнителями слова Божиего. Господь призывает нас трудиться».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я рад тому, что сегодня, в этот день, мы вместе с вами помолились, и особо тепло и сердечно поздравляю всех тех, кто причащался сегодня Святых Христовых Тайн.
За Божественной литургией мы слышали Евангелие, которое каждый раз открывает для каждого из нас особую волю Божию. Нередко мы задаемся вопросом: как понять эту волю Божию, как узнать её, как услышать? И, прежде всего, эту волю Божию мы слышим в слове Божием, которое Господь обращает к нам, поэтому чтение Евангелия является неотъемлемой частью молитвы к Богу.
За богослужением, за литургией, которую мы сейчас только что совершили, мы читали Священное Евангелие. И я хотел бы сразу и пожелать всем нам – как можно чаще читать Священное Евангелие. И каждый раз, когда мы молимся Богу, мы должны помнить, что неотъемлемой частью молитвы к Богу является чтение слова Божиего.
Сегодняшнее слово Божие обращено к святым апостолам, а через них и к каждому из нас. Христос говорит апостолам: никто, зажегши свечу, не ставит её под спудом, но ставит её на видном месте, чтобы она светила всем. Совершенно очевидное, совершенно понятное сравнение, которое приводит Христос, обращено к каждому из нас – что тогда, когда твоя душа загорается верой, как свеча загорается огнём, тогда эта вера должна являть себя через дела.
Святой апостол прямо говорит, что «вера без дел мертва есть». Это то же самое, как, если бы свеча, которую не зажгли, не могла бы дать ни света, ни тепла, и тогда от неё не было бы в то время, когда она нужна, никакой пользы. Когда душа человека загорается верой, эта вера всегда должна являть и дела. Не бывает веры без дел.
Дела веры – это милосердие, это сострадание. Дела веры – это добрый пример жизни. И, продолжая эту мысль, Христос и говорит, что всякое дело, какое бы вы не сделали, будет явлено всем, и всё тайное станет явным. Господь прямо призывает Своих учеников, как говорит святитель Феофилакт Болгарский, а через учеников и нас с вами быть делателями веры, быть трудолюбивыми хранителями и исполнителями слова Божиего. Господь призывает нас трудиться.
Все тайное, - говорит, - станет явным. То есть, если ты говоришь, но не делаешь этого, тогда слова твои будут пустыми, когда обнаружится, что у тебя нет никаких дел. Если ты учишь, а сам не научаешься слову Божьему, если ты проповедуешь или говоришь о правде, о справедливости, а сам остаёшься человеком несправедливым и неправдивым, если ты зовёшь к любви и к прощению, а сам злишься и негодуешь, если ты зовёшь к милосердию, а сам немилосердный, тогда дела твои станут явными и обнаружат, что слова твои были пустыми, никчёмными.
Это упреждение трудиться и всегда подвигать себя к подвигу дел звучит прямо как обязательство к каждому из нас. Все тайное станет явным. И наша тайная вера, и наша тайная надежда на Бога явит себя через наши дела. А когда их нет, тогда что же мы явим миру, кроме как свои никчёмные пустые слова? Кстати сказать, нередко так и бывает, когда говорят: «вот не слушаются моих слов, вот я говорю или я призываю к чему-либо, а не следуют этим словам». Или: «сколько раз, - кто-то скажет, - я же говорил тебе или я же говорила тебе, а ничего ты не делаешь». Оттого бывают слова пустыми, когда нет собственных дел.
Господь говорит дальше Своим ученикам: если вы это приумножите, то вам ещё больше дано будет, а если нет, то отымется и то, что имеете, - говорит Господь о благодати, то есть о Своём присутствии, которое Он даёт каждому из нас. Ведь присутствие Божие – это дары жизни, которыми мы живём. У кого эти дары умножаются, тому Господь ещё даст. То есть кто трудится над этим, тому Господь даст много Своих добрых даров, Своей милости и Своей любви.
В жизни можно найти множество таких примеров людей, которые терпеливо трудятся, искренне сохраняя слово Божие, показывают пример этого слова Божьего, живут просто и доступно, живут честно и открыто для каждого человека. И видишь – на этом человеке какая-то необыкновенная рука Божия. Это такой всегда счастливый человек. Ты чувствуешь, что от этого человека прямо веет присутствием света. Господь всегда с такими людьми.
А у того, кто не трудится, отымется и то, что он имеет. Господь отнимает от нас руку тогда, когда мы ленимся пойти за Ним. Господь тогда отнимает Своё присутствие или Свою силу, когда мы свою силу полагаем только на самих себя, когда мы живём неискренне и лживо, когда мы говорим одно, а делаем другое. Тогда наша жизнь становится совершенно пустой, тогда наша жизнь становится слабой, тогда наша жизнь становится такой, которая не приносит радости, а для нас самих делается постоянным источником печали. Тогда, когда дела и слова наши расходятся. Сегодняшнее Евангелие зовёт каждого из нас к искреннему труду.
Сегодняшнее Евангелие зовёт каждого из нас – не оставлять этого усердия в делах, в самых маленьких и в самых незначительных, потому что Царство Божие восхищают те, кто хоть и понемногу да движется к нему. Маленькими шагами можно преодолеть большую дорогу.
Царство Божие всегда нудится, берётся силой. И пусть у каждого из нас сила нашей веры, нашей любви и нашей надежды на Бога выражается в наших делах, маленьких и простых, каждодневных, искренних: доброй улыбкой, открытой рукой кому-то для помощи, вниманием кому-то, тёплыми объятиями, горячей молитвой о ком-то, добрым словом, искренним взглядом, умением понять и простить, умением поддержать и вдохновить, умением ободрить человека. Этими маленькими делами будем свидетельствовать всегда о великой любви Божией ко всем нам. Аминь.
11 ноября 2023 года. Покровский храм станицы Котляревской, КБР