О великомученике Димитрии

16.11.2023
Просмотры: 3037

«Образ великомученика Димитрия ещё удивляет тем, что, несмотря на свою юность, несмотря на, говоря языком современным, перспективность своей жизни, представляете, в такие годы стать проконсулом, управлять громадным городом, он понимал, что самое главное счастье – не в этой временной жизни, а самое главное счастье – остаться честным, верным и преданным человеком».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестные отцы, дорогие братья казаки, дорогие братья и сестры, жители станицы Приближной нашей любимой Кабардино-Балкарской республики, наши гости и наши паломники, сегодня мы в стенах этого очень уютного храма отмечаем престольный праздник – день памяти святого великомученика Димитрия Солунского.

Жизнеописание этого святого угодника Божьего очень многими вещами удивляет. Это был человек, который был воспитан своими родителями в крепкой вере. Вот что значит воспитать в вере? Это не просто научить человека правильно креститься, молиться. А жил будущий великомученик Димитрий во времена, когда ещё не ослабели языческие гонения против христиан, это начало IV века. Так вот родители воспитали его в тайне от всех в глубокой вере. И это воспитание в глубокой вере не заключалось только лишь в знаниях, оно заключалось в большем – в образе жизни.

Быть верующим человеком – это значит в каждом человеке видеть образ и подобие Божие. Верующий – это не просто тот, кто сохраняет посты, посещает храм, приступает к Святым Таинствам. Всё это, несомненно, необходимо для того, чтобы укреплять в себе веру, чтобы давать ей благодатную силу и помощь. Но вместе с этим, верить во Христа – это значит исповедовать Его перед любым человеком и исповедовать не тем, что ты говоришь: «я – христианин», а исповедовать тем, что ты к другому человеку всегда и неизменно относишься как к образу и подобию Божиему.

Таким вырос юноша Димитрий. При этом он получил хорошее образование, он был искусным воином, очень хорошим, говоря современным языком, управленцем, потому что его отец был проконсулом и управлял местностью, где они жили – город Солунь, современные Фессалоники. Когда скончался отец, то император пригласил к себе сына покойного отца проконсула, пообщался с ним, увидел в Димитрии очень талантливого молодого человека, хотя тот был ещё и совсем молод годами, но при этом, увидел в нём человека благоразумного, человека очень рачительного и внимательного, и доверил ему управлять от своего имени этим городом.

Но при этом, как повествует житие, завещал Димитрию: преследовать всякого, кто исповедует распятого Христа. Это было самое главное поручение от императора. Казалось бы, самым важным и самым главным поручением могли бы стать естественное и правильное – забота о людях, справедливость, правильный и верный суд, который бы мог рассудить и отделить зло от правды, конечно же, защита своей территории, что, впрочем, Димитрий очень искусно исполнял.

Но всё равно, в основе всякого управления местом, как мне думается, как думается каждому благоразумному человеку, должно быть доброе отношение к людям, забота о них. Ведь по сути, что мы ждём от того, кого Господь поставил нам быть первым и начальником? Мы ждём, прежде всего, справедливого отношения и заботы о разных людях, и о тех людях, которые сами, по разным причинам, о себе не могут позаботиться. А того императора волновало только одно – уничтожай христиан, не давай им никакой надежды на их существование.

Такая ненависть к Богу и ко Христу может корениться в сердце, в котором нет любви к людям. Эта неприкрытая жестокость оправдывала и жестокое сердце этого императора. И его боязнь потерять власть, как будто бы эта власть происходила от него самого, как будто бы он не знал, что если устанавливать справедливый мир и заботиться о людях, то они сами всецело поддержат тебя, как правителя, и будут верны и преданы тебе, если ты будешь им предан в честности и заботе о них.

Когда Димитрий пришёл в свой город, в Салоники, он не стал больше скрывать того, что он христианин. Его сердце так пылало любовью к Богу, и он не хотел, чтобы его добрые качества, как мудрого правителя, как честного судьи, приписывали ему, и все бы восхваляли его – что уже, впрочем, и происходило. Так говорили: посмотрите, сын нашего прежнего проконсула, какой умный, какой рассудительный, какой благообразный, какой справедливый. И, конечно же, восхищались им.

И он тогда открыл правду, которая для него была дороже всего, потому что источником этой рассудительности, справедливости, благородства была вера во Христа. И, исповедовав себя христианином, он таким образом показал – не я таков, но Бог, Которого я исповедую как истинного Творца неба и земли, Он таков. Он – Человеколюбец, Он – справедливый Судия, Он – долготерпеливый, Он – милостивый, Он – при этом и ревнивый, и Своё отстаивает, Он – начало всему, Он – есть жизнь.

Димитрий проповедовал Христа в своём городе. Многие люди, зная благочестивую жизнь Димитрия, верили ему. И хотя некоторые изумлялись и знали, что такое исповедание, оно, приближает человека к мукам, потому что императорская власть ненавидит христиан. Но при этом, видя мужество Димитрия, его простую жизнь, принимали святое крещение. Многие тогда в городе были крещены.

А сам Димитрий, узнав о том, что император, который узнал об исповедании христианства Димитрием, движется к его городу приказал раздать своё имущество и говорил: «скоро придёт время и моего исповедания». Он до конца оставался человеком, который ничего не утаивал от Бога и всецело Ему служил.

Образ великомученика Димитрия ещё удивляет тем, что, несмотря на свою юность, несмотря на, говоря языком современным, перспективность своей жизни, представляете, в такие годы стать проконсулом, управлять громадным городом, он понимал, что самое главное счастье – не в этой временной жизни, а самое главное счастье – остаться честным, верным и преданным человеком. Он понимал, что, если бы он скрывал свою веру во Христа, и если бы он продолжал также скрывать своё исповедание Христово, то тогда по-настоящему он не смог бы почувствовать себя честным и смелым человеком. И он исповедовал Бога.

Когда пришёл император в город, он, конечно, пленил Димитрия. И своё сердце, которое было разорвано от ярости оттого, что поставленный им проконсул, ещё и больше половины города обратил ко Христу, он просто был вне себя от ярости, утешался гладиаторскими битвами, показывая всем своего жестокого рабу-убийцу, который опрокидывал христиан на колья над специально установленным помостом, показывая свою дюжую силу, убивая совершенно невинных людей. Но и это императора не утешало: потоки крови, крики людей.

Вот, представьте себе, весь этот ужас, который там творился, на этих битвах гладиаторских. Какое безумство там творилось! И в этом безумстве искали правды и утешения. Кстати, когда сейчас оглядываешься на нынешнее время, и видишь, сколько мирных людей гибнет под обломками, взрывами, сколько гибнет наших братьев и сестёр в разных уголках мира, и думается, что, как с того времени Максимиан император, так и поныне он всё ещё не упился кровью христиан, человеческими жертвами.

Тогда к Димитрию пришёл его ученик Нестор, который взял у него благословение, юный парень, пошёл и победил этого гладиатора, показав не силу физическую, показав не какую-либо увёртливость и физические достоинства, а показав силу духа. Он не побоялся выйти против этого кровожадного гладиатора. И силой Божией преодолел его.

Императора это ещё больше разгневало. Он приказал пойти и кольями заколоть Димитрия, убить его без всякого суда, без всякого обвинения в каком-либо грехе, за который можно было бы присудить смертную казнь. Он его убил лишь за то, что сам Димитрий был человеком с открытой душой и чистым сердцем. Он убил его лишь потому, что Димитрий был счастливым, ибо верил во Христа. И никакие страшные мучения, и образы, и угрозы не мешали ему оставаться совершенно счастливым человеком.

Ненависть и мрак всегда бессильны перед любовью и светом. Император захлебнулся в своей злобе. Счастливым и достойным время его правления так и не стало. И по сей день, уже прошло сколько веков, а имя его произносятся с нарицанием, как человека жестокого и несправедливого.

Есть предание, в котором говорится, что, хотя император и приказал выбросить тело великомученика Димитрия на съедение диким зверям, но он был взят христианами, его тело, достойно погребено. А спустя ещё несколько столетий, когда на этом месте начали строить храм, был найден склеп, в котором лежало тело великомученика Димитрия, нетленное. Его достали с благоговением, принесли в храм, и прославляя в лике святых, положили.

Прошло ещё некоторое время, и от его мощей стало источать миро, удивительная жидкость, благовонная, который источается и по сей день. И кто приезжает, и когда-то бывал в Салониках, и бывал в соборе главном Димитриевском в Салониках, видел эти святые мощи и прикладывался к ним, имел счастье, как и я в том числе, обонять это удивительное благоухание, источающееся от мощей великомученика Димитрия Солунского, которого ещё и начали называть мироточивым.

Вот так он при жизни источал благоухание своей веры и любви к людям, и после – не оставляет своего города. Кстати, мощи много раз хотели перенести то в Константинополь, то ещё в какие-то города. Но каждый раз Димитрий сам препятствовал этому и оставался в своём городе со своими гражданами, с потомками тех, которые жили в его древние времена.

Есть такое предание, которое говорит о том, что Димитрий Солунский происходил из славянского племени, и в его жилах текла славянская кровь. После крещения Руси имя Димитрия особо полюбилось православными крещёными русскими людьми, как одного из своих соплеменников, в честь него начали называть своих детей.

Один из первых монастырей в Киеве был поставлен в честь него. И многие-многие храмы были посвящены Димитрию Солунскому, как тому, кто один из первых ещё с древности освятил кровь наших предков славян, потом уже намного позже через Владимирскую купель принявших святое православие. Но эти семена в наше племя и в наш народ были положены уже тогда. И представить только, жил он, вспомним ещё раз, в начале IV века. Сейчас мы живём уже в XXI веке. И столько времени прошло, а мы его помним, чтим, любим, поклоняемся ему и в честь него называем наших детей и освящаем наши храмы.

Сегодня, поминая великомученика Димитрия Солунского, мы просим его, чтобы он оставался для нас примером стойкости в вере. Он был хорошим воином и хорошим начальником для людей, мы просим его, чтобы он помог и нам быть мужественными воинами против грехов и пороков сегодняшнего века, мужественными воинами против злобы и ненависти сегодняшнего времени.

Мы просим его, чтобы он помог нам быть и достойными начальниками в своим семьях, начальниками – не теми, которые руководят, а теми, которые полагают начало всему доброму в семье: и вере, и в примерах доброго отношения к другим, и в благочестии, в добрых поступках. Мы молим великомученика Димитрия, чтобы, как и тогда он смело исповедовал Христа, так и теперь он каждого из нас бы вдохновил быть настоящим христианином.

И еще сегодня, особенно, мы просим о воинах, которые сейчас находятся в тяжелых условиях, страшных условиях, которые находятся в условиях кровопролитной братоубийственной войны, мы просим великомученика Димитрия, чтобы он помог воинам сохранить их честь веры, доблесть благородства сердца, чтобы, побеждая зло добром, по слову апостола, никто из наших воинов не был бы побежден злом.

 Мы просим великомученика Димитрия молиться и о нашей земле, о нашем доме, о нашей любимой республике, в которой мы имеем счастье и радость жить, воспитывать наших детей и прославлять Господа и Спасителя Христа, и Отца, и Духа Святого. Аминь.

8 ноября 2023 года. Димитриевский храм станицы Приближной, КБР

3037