О Радости

14.11.2023
Просмотры: 3107

«Радость – это не подскакивание кверху, это не забавные танцы и богатые яства. Радость – это надежда на Бога. Радость – это любовь к Богу. Радость – это благодарность Ему. «Всех скорбящих Радосте» – это не только Та, Которая даёт исцеление от недугов, ещё и Та, Которая знакомит тебя заново, снова с Тем, Кто создал тебя, со Своим Сыном, с нашим Господом и Спасителем Христом. Радость – это Та, Которая никогда не перестаёт молиться о тебе. Радость – это не смех. Радость – это любовь».

Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, я всех вас поздравляю с днём празднования иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость», с престольным праздником нашего храма, который собирает под свои своды здесь и жителей города-курорта Ессентуки, и наших гостей, и наших паломников.

Сегодня мы совершаем поклонение образу Пречистой Богоматери, о которой стало известно в конце XVII века, когда от Ее образа исцелилась одна благочестивая женщина, которая долгие годы не могла получить исцеление, и о своей радости рассказала всем. И тогда к этой иконе с особым усердием начали притекать жители города Москвы, и об этом чуде стало известно далеко за пределами города.

Впрочем, мы знаем, что никогда Господь не отворачивает Своего лика от Своей Пречистой Матери, Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Мария. Мы знаем это из Священного Писания, когда совершил Господь первое чудо в Кане Галилейской, и знаем, что тогда этим первым чудом было не исцеление тяжелобольного человека или возвращение к жизни умершего, тогда этим чудом было не установление какого-то особого времени мира в бушующей народной среде. Тогда этим чудом было претворение воды в вино.

Кто-то может сказать: какое странное востребованное чудо людьми. Хотя, впрочем, о котором не просили люди, они лишь только просили радости, чтобы быть на этом браке в Кане Галилейской. Они лишь только надеялись ещё попраздновать радость бракосочетания молодых, мужа и жены. А Пречистая Богородица дерзнула обратиться ко Христу со словами, что праздник их завершается, потому что все, что было приготовлено к празднику, быстро закончилось. Это была не очень богатая и состоятельная семья. Но многие люди, которые пришли, конечно, хотя и радовались, но и ожидали какого-то внимания к себе, ждали простой заботы о себе, угощения.

Однако всё закончилось, и тогда по просьбе Пречистой Господь сотворил чудо, и эта вода стала вином. Не в том смысле, что употребление вина дарует нам радость, а совсем в другом смысле – что и оно хотя и веселит сердце человека, как говорит пророк, однако, является воплощением, прежде всего, заботы, что обо всех подумали, для всех было приготовлено. Не только для тех, кто пришёл пораньше и взял побольше, а для всех было приготовлено.

Тогда на том пире в Кане Галилейской распорядитель этого пира скажет хозяину, удивляясь: «обычно подают лучшее сначала, а потом худшее, уже никто вкуса не чувствует, но ты самое лучшее оставил на тех, кто только что пришёл. Тем, которые здесь давно, уже своего хватило. А вот тем, кто только сейчас присоединился к празднику, ты предоставил самое лучшее, что было у тебя в погребе».

Это стало удивительным первым чудом, которое сотворил Господь по просьбе Пречистой Богородицы, впрочем, это чудо, Господь творит по просьбе Пречистой Богородицы и по сей день. Каждому, кто приходит к Ней, как последний на этот брачный пир, не остаётся без внимания и приготовленной радости ожидания этого человека.

Ведь пусть каждый из нас это чувство переживет: когда ты приходишь на праздник, который, как кажется, уже заканчивается, и вдруг оказывается, что для тебя сохранили место и угощение на этом празднике, и внимание распорядителя этого праздника, всё приковано к тебе, как будто бы тебя только и ждали. Такое отношение всегда рождает необыкновенную внутри радость, что ты оказался вместе с празднующими, и на этом празднике жизни для тебя есть место.

Так и Богородица на празднике нашей жизни, который иногда кажется нам переполненным, который кажется нам уже совершённым, и кажется, что на этом празднике жизни места нам нет, остаётся стоять где-то там вдалеке, в сторонке, издалека наблюдая за счастьем других, а самому испытывая страдания болезней или горечь одиночества, тебя никто не замечает, по имени никто не величает, никто тебя не позовёт, никто тебя не ждёт. И кажется, с этими мыслями совершенно можно было бы распрощаться с жизнью.

Но Богородица из всего мрака этих твоих тяжёлых мыслей, из этих твоих скорбей, в которых ты говоришь, что «нет уже для меня ничего, что может меня порадовать; на что мне ещё надеяться?». И вот Она, приходя к тебе сегодня, в Своём образе «Всех скорбящих Радосте» передаёт нам слова Господа и Спасителя Христа: «войди в радость Господина твоего».

Твою душу, твою жизнь Бог очень любит и очень ценит. Господь не отвернулся от тебя, тебе лишь только кажется, что там нет тебе места. Но поверь, Господь тебе уступит Своё место, лишь бы только ты был в радости среди живых, лишь бы только ты воспринял свою жизнь, как дар Божий, и если ты Господу оставишь место в своём сердце, в своей жизни, в своей душе, то Господь и тебе даст радость на этом брачном пире жизни. И горькая, и солёная вода горести и несчастий, скорбей и отчаяния волей Божией превратится для тебя в самое лучшее молодое вино, которое повеселит твоё сердце.

Само именование этого образа Пречистой Богородицы «Всех скорбящих Радосте» — это как Та, Которая для всех, для каждого из нас, оставляет место на пиру жизни. «Всех скорбящих Радосте» - с этим образом и молитвой к Ней, и упованием на Неё невозможно опоздать ни на какой поезд, ни на какой улетающий самолёт, невозможно опоздать ни на какой пир, невозможно пропустить никакое торжество.

Она - «Всех скорбящих Радосте» - это значит, что в какой бы скорби, в какой бы нужде и в каком бы отчаянии я не находился, и даже если бы мне пришлось смотреть на последний вагон уходящего поезда, оставаясь одному совершенно на этом перроне жизни, выйдет Та, Которая скажет: «не отчаивайся, не унывай, вместе с тобою побудем здесь, вместе с тобою переживём все испытания и все скорби, вместе с тобою помолимся Господу и Спасителю Христу». Отойдёт немного в сторону и скажет Ему также, как сказала тогда в Кане Галилейской: «посмотри на этого человека, Мой Сын и Господь, он скорбит и унывает, помоги ему, Сын Мой и Мой Бог». И какие бы обстоятельства жизни не навалились на нас, Господь никогда не откажет в просьбе Своей Матери, никогда не откажет в материнской молитве.

Сегодня в наше время кажется, что все мы остались на этом перроне, и кажется, что благополучная жизнь, мирная, тихая и спокойная, покинула нас. Мы живём столькими переживаниями, мы как будто бы овеяны дымом этого уходящего поезда от всего ужаса и смрада, который мы видим вокруг себя: и братоубийственная война, и предательство, и трусость, и подлость, и коварство, и обман, и неправда.

Мы видим столько жестокости и ненависти вокруг себя, да, и честно сказать, иногда с ужасом всматриваемся и внутрь себя. И если раньше ты мог терпеть, то теперь ты говоришь: «не могу». И если раньше ты ещё надеялся, то теперь ты как безнадёга. И если раньше ты ещё улыбался и радовался тем людям, которые рядом с тобой, то нередко сейчас ты уже почти никого не замечаешь, только видишь свой печальный, мрачный образ, все тебе кажется другим, и все тебе кажутся другими.

И именно среди этих всех опять приходит Богородица, чтобы показаться тебе Своим ликом, явить тебе Себя своей - «Всех скорбящих Радосте». Ну, а что же такое радость? Как можно смеяться или радоваться во время, что называется, чумы? Радость – это не подскакивание кверху, это не забавные танцы и богатые яства. Радость – это надежда на Бога. Радость – это любовь к Богу. Радость – это благодарность Ему. «Всех скорбящих Радосте» – это не только Та, Которая даёт исцеление от недугов, ещё и Та, Которая знакомит тебя заново, снова с Тем, Кто создал тебя, со Своим Сыном, с нашим Господом и Спасителем Христом. Радость – это Та, Которая никогда не перестаёт молиться о тебе. Радость – это не смех. Радость – это любовь. «Всех скорбящих Радосте».

И как бы нам горько и скорбно не было бы в нашей жизни, есть Та, Которая всегда рядом с нами, на Неё мы и возлагаем наши молитвы, как на Матерь, как на Маму, и просим Её: «Пресвятая Богородица, Ты можешь умолить Господа и Спасителя Христа, и Сына Своего о каждом из нас. Пресвятая Богородица, попроси Его обо мне, о моих родных и близких, о моих друзьях, которые сейчас там, на горячей линии соприкосновения фронта, попроси Господа о моём друге.

Скажет мать: попроси Господа о моём сыне. Скажет жена: попроси Господа о моём муже. Скажут дети Ей: попроси Господа о нашем отце, чтобы Господь, услышав Твою материнскую молитву, вдохновил его сердце, подарил ему жизнь как полную чашу на браке, чтобы ему радоваться этой жизнью.

И мы верим, мы не сомневаемся, что по молитвам нас с вами, наших родных и близких, Господь сохраняет тех, кто сейчас особенно скорбит, кто не знает радости. Мы верим, что Богородица подарит и им радость, радость надежды на нашу встречу, радость любви в семье, радость объятия родных и близких, радость, когда мрачные времена закончатся, и выйдет Солнце Правды. Мы верим, что Богородица – всех скорбящих и нас с вами, наша радость. Аминь.

6 ноября 2023 года. Скорбященский храм города Ессентуки

3107