«Взять себе за правило – никогда никого не судить. И когда ты видишь перед собой человека, которому нужен суд, скажи ему вместе с пророком Давидом: «да судит тебя Господь, да рассудит Господь нас». Пусть Он будет судьей. И если надобно что-то потерпеть, ты знаешь, за что ты терпишь, ты знаешь свои поступки, которые жаждут отмщения, потерпи за них немного, совсем немного. И Господь воздаст тебе утешением».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы слышим притчу, которую Христос рассказывает Своим ученикам о богаче и Лазаре. Эта притча многим из нас известна, и стоило бы пересказать её, потому что, я очень на это надеюсь, этот пересказ сегодня ещё из наших уст прозвучит по отношению к нашим родным, близким, друзьям. Во всяком случае, уж точно будет о чём поговорить, о чём-то очень важном. Кстати, сказать мы о многих вещах говорим, и эти вещи очень часто изменяются: о мире, о войне, о болезни, о здоровье. Но мы очень редко говорим о вечности – о том, что никогда не меняется. Вот чтобы запомнить эту притчу, перескажем её.
Был некто богач и бедный Лазарь, который валялся недалеко от дома, где жил богач. Этот богач жил на широкую ногу, он пиршествовал, торжествовал каждый день. А Лазарь лежал у его дома и не имел даже крошек, которые выкидывали со столов богача собакам, эти собаки съедали эти объедки. И Лазарь был как одна из этих собак. Умер богач. Умер Лазарь.
Конечно, уже сейчас наше воображение и сознание, и некоторая жажда справедливости рисует образы: кто прав, кто виноват, кто повинен, кто неповинен. Но подождём с этим суждением. Умер богач. Умер Лазарь. Лазарь попадает на лоно Авраамово, место, которое именуется раем. А богач попадает в преисподнюю. И тогда богач, видя Лазаря, говорит Аврааму: «пошли ко мне Лазаря, пусть он прохладит мои уста, потому что здесь невозможно мучительно».
На что Авраам отвечает богачу: «каждый из вас принял в жизни своё, ты своё доброе принял в жизни, поэтому здесь страдаешь, а Лазарь принял своё злое, поэтому здесь утешается». «Кроме того, - говорит Авраам, - между нами и вами великая пропасть, и нет прохода ни от вас к нам, ни от нас к вам». Тогда говорит богач: «пошли, пожалуйста, Лазаря в мой дом, пусть он скажет моим родным и близким, что их здесь ждёт, чтобы они не попали сюда». На что Авраам отвечает: «у них есть Моисей и пророки, пусть их слушаются». «Нет, - противоречит ему богач, — вот если кто-то из мёртвых воскреснет, ему поверят».
На что Авраам отвечает: «если Моисея и пророков не послушались, то если кто из мёртвых воскреснет, и его не послушают». Какая удивительная притча! И она удивительна не своей очевидностью. Она удивительна тем, что в ней есть нечто, что мы чаще всего никогда не замечаем или вообще об этом не задумываемся.
Вот меня в этой притче очень поразили слова пророка, который говорит: «богач своё доброе получил, а Лазарь своё злое получил». Поэтому, богач, ты здесь страдаешь, а Лазарь здесь утешается? Какое доброе получил богач и от кого? И что злое получил Лазарь и от кого? Вот в этом и постараемся с вами разобраться. На мой взгляд, это самая важная и самая значимая часть этой притчи, которая открывает нам глубокий смысл того, что мы делаем на земле.
Итак, мы многие вещи на земле совершаем: и добрые, и злые в своей жизни. Ну, и конечно же, за добрые вещи мы всегда ждём награду, ещё с самого маленького возраста, с самого детского возраста. Мы даже обижаемся на своих родителей, которые нам не говорят «молодец», или если не похвалят нас, или что-то не подарят. Я же доброе сделал!
И, кстати, сказать, очень часто мы балуем своих детей и за всякое доброе, что, впрочем, можно именовать иначе – за всякое естественное, ведь доброе творить – это естественно: человеку естественно помочь, для человека естественно отозваться на чужую боль, для человека естественно отозваться на чужую нужду, для человека естественно протянуть руку помощи, естественно улыбнуться кому-то – естественно. Против естества, будучи человеком – уметь долго ненавидеть, мстить, злиться, делать всякие пакости и гадости – это неестественно, за это всегда судят и осуждают. А за доброе редко хвалят. Да, потому что оно естественно для человека.
Бог создал человека прекрасным во всём. И быть прекрасным – это значит оставаться творением Божиим. И вот богач, который был виноват не в том, что он жил на широкую ногу, а в том, что этим широким шагом он переступал через других людей. Он не был виноват в своём богатстве. Впрочем, как ни богатство не спасает, не губит, ни нищета сама по себе не губит и не спасает. Быть нищим – это не значит спастись, и быть богатым – это не значит попасть в ад.
Всё совершенно в другом. Богач жил на широкую ногу. И всё, что он доброе в своей жизни делал, а должно быть, несомненно, в его жизни были и добрые поступки. Ну, нет ни одного человека, который не совершил бы доброго, естественного поступка для него. Постараться надо, чтобы стать негодяем, постараться надо. А чтобы быть добрым, в общем-то, и стараться не надо. Будь таким, каким создал тебя Создатель. Богач тоже совершал добрые поступки, несомненно. Но вся беда была в том, что он тут же за них требовал плату.
Ну, я же тебе сделал доброе, скажи обо мне хорошее. Ну, я же тебе помог, ну-ка, скажи всем, чтобы это знали. Ну, я же отозвался на твою просьбу, давай-ка потрудись и ради меня. Богач, как говорит пророк, получил своё доброе на земле. Он требовал обратно вернуть то, что он давал. Я дружу с тобой, и ты должен со мной дружить. Должен, не можешь не дружить. Я же дружу. Я люблю, пусть и страстно, пусть, как угодно, но и ты должен так же поступать. Я это делаю, значит верни мне мое. Богач просто все, что отдавал, впрочем, хотя и не свое, требовал себе обратно. Это мой ученик. Это мой друг. Это мой. Это мое, мое. Это моя. Всё мое!
Поэтому пророк ему и говорит: «ты получил всё своё доброе на земле». Все, что ты посеял, ты тут же собрал в себя. А ведь в Бога богатеет тот, который оставляет Его, Бога заимодавцем. Я, - говорит, - воздам тебе, который не требует обратно, а который оставляет всё на суд Божий, который делает естественное и доброе, не требует себе обратного. И не обижается: «ну, как же, я же столько доброго для тебя сделал, ну, где твоя благодарность?» А ещё пожалуется всем вокруг и расскажет: «вот забывают добрые дела».
Да, «спасибо» скажи, что забыли твои добрые дела, потому что Тот, Кто будет судить, будет судить так: ты доброе сделал, но обратно его не получил и не требовал, вот Я приготовил для тебя твоё доброе, возьми его. А если ты доброе сделал и требовал его и искал его себе, что ты здесь хочешь найти? Все своё доброе ты уже получил. Твой портрет был на каждом стенде, на каждой растяжке, в каждой газете, в каждом трамвае. И где только его не было. И все кричали – какой ты добрый, замечательный и хороший. Ты все доброе своё получил.
А Лазарь получил злое. Что же он злое получил? Да, как человек, каждый из нас делает и добрые и злые поступки. И в жизни богатого, богача, имя, кстати, которого не сохранилось, были и добрые и злые поступки. И в жизни Лазаря были и добрые и злые поступки. И он, зная свою ответственность перед Богом за те поступки, которые совершил, мы не знаем каковы они были, но знаем, что злое своё он принял, он терпел это наказание Божие.
В чём же он терпел это наказание? Терпел ли он нищету? Терпел ли он унижения? Нет, иногда бывают обстоятельства, что тебе ничего больше-то и не остаётся делать. Ну, ничто ты не сможешь сделать – ты вынужден жить в таких условиях. Терпеть нищету – это не значит смириться с тем, что у тебя есть, это значит перестать судить других.
В чём была сила праведности Лазаря? Это в том, что хотя и собаки отнимали у него остатки еды со стола этого господина, он не судил его, и не говорил: «вот они, вот из-за них, вот они какие все. Вот они никак наесться, напиться не могут, а как же нам тут, бедным и несчастным? Он знал свое злое. Мы не знаем, что он сделал. Может быть, он кому-то всего лишь сказал одно злое слово, и это слово перечеркнуло жизнь человека. Не знаю. Может быть, он кого-то горько обидел своей неверностью, предательством. Не знаю.
Не знаю, что сделал Лазарь, но знаю, что он каялся в этом. Каялся, потому что человек, имеющий покаяние кроме себя других не судит. А кающегося прощает Бог. Да, кто-то скажет: «ну, а каково качество жизни одного и другого». Да, один, который не знал покаяния и всё требовал себе – пиршествовал, другой – страдал. Один – за грехи, а другой – все свои праведные дела тут же съедал. Кто- то может сказать: «вот оно качество жизни, можно сравнить одно с другим, и выбрать какое тебе по нраву».
Но жизнь, она ведь вечна. Если бы она была только временной – всё по-другому было бы вокруг нас. Мне кажется, что, если бы вообще наша жизнь была бы временной, то есть не имела бы вечности, ее бы уже просто не было. Мы бы не смогли терпеть других, мы бы не смогли любить, надеяться, ждать, потому что сказали бы себе: «а что, всё временно. Сейчас ешь, пей, веселись, возьми всё». Но там – между нами и вами великая пропасть, и от вас к нам нельзя, и от нас к вам невозможно.
И мучения богача, которые начались там, были в том, что он видел, как блаженствовал Лазарь. И хотя сам он знал, что такое блаженство, однако всё своё блаженство он на себя потратил, вытребовав его у других, и ничего не оставив в долг. В этой притче удивительно то, что там, в вечности, мы будем жить долгами. Да, долгами. Вот никто не был должен доброго богачу, он и оказался в аду. А Лазарю должны были добрым, потому что он злое принял, он и оказался в раю. Бог – заимодавец, Он взаймы даёт, Он и долги возвращает.
Эта притча о богаче и Лазаре удивительна ещё и тем, что знаем мы о том, что будет, прежде чем сами окажемся там, на суде Божием. И, да, действительно, понять богача этого можно, который говорит: «ну, что, если бы кто-то воскрес, пришёл бы, рассказал, всё бы стало на свои места». Как и сегодняшний некоторый искатель правды или качественной жизни, вкусной, сытной, такой, чтобы на широкую ногу, переступать через кого угодно, и плевать на всех, скажет: «ну, а что, пусть кто-то воскреснет и скажет, что будет по-другому; кто знает, как там будет? Лучше уж тут всё взять».
Также говорит и богач Аврааму, на что слышит ответ: «если кто из мертвых воскреснет, не поверят ему». Христос воскрес из мертвых, и не всякий верит Его слову. Господь многих воскресил из мертвых, и показал, и явились они, и это не стало убедительным свидетельством жизни вечной. Кстати, поэтому, как замечает один из толкователей Евангелия, святитель Феофилакт Болгарский: поэтому Господь так редко воскрешает людей, потому что это не учит. А вот боль учит.
Богач, кстати, когда оказался объятый болью и адским пламенем, вдруг подумал о других, о своих родных, и говорит: «надо бы им помочь». Это вот к тому, с чего мы начали рассуждать. Бог каждого человека создал хорошим, каждого. И это хорошее чаще всего пробивается через болезнь, через боль, через скорбь. И даже там в аду мучимый он вдруг подумал о тех, о ком, может быть, и не задумывался вовсе. Все же в нём было что-то человеческое, было.
Но было слишком поздно явлено, слишком поздно. Да, есть точка невозврата. Эта точка была пройдена. И уже, явив своё нечеловечество, от этого стало больней ещё больше, что оказывается человеком было бы жить так легко: всего-то лишь заметить другого, улыбнуться, сказать доброе слово, всего-то лишь помочь, всего-то лишь оказаться рядом, всего-то лишь не бросить в истерике трубку, всего-то лишь прийти первым в гости, всего-то лишь сказать «спасибо», всего-то лишь поддержать, всего-то лишь быть нормальным обычным человеком, и больше-то ничего и не надо, всего-то лишь не судить.
Взять себе за правило – никогда никого не судить. И когда ты видишь перед собой человека, которому нужен суд, скажи ему вместе с пророком Давидом: «да судит тебя Господь, да рассудит Господь нас». Пусть Он будет судьей. И если надобно что-то потерпеть, ты знаешь, за что ты терпишь, ты знаешь свои поступки, которые жаждут отмщения, потерпи за них немного, совсем немного. И Господь воздаст тебе утешением.
И ещё: никогда не требуй благодарности от других. Принимай с благодарностью добрые слова. Но не выкручивай руки и не доставай благодарность раскалёнными щипцами своего самолюбия и гордости из других людей, из их сердец и из их душ. Не сказали – слава Богу! Сказали – спасибо.
И уж тем более никогда никого не делай нищим через то, что бесконечно хвалишь за то, что вполне естественно, не обворовывай никого, оставь воздаяние для Бога. Тогда и тебя никто не обворует, тогда ты и сам себя не будешь обворовывать.
Вот об этом, может быть, сегодня поговорить с друзьями, с родными, с близкими, именно об этом – о том, что доброе получил своё, а в вечности оказался в аду, и злое получил своё, а в вечности оказался на лоне Авраамом, в Царстве Божием. О том, что ни богатство, ни нищета не делают ни лучше, ни хуже. И нищие могут быть хуже богачей, и богатые лучше нищих.
И напротив. Это не делает человека человеком. Человека человеком делает умение не судить и надеяться на Бога. Кстати, Лазарь, Христос не случайно произносит именно это имя в этой притче, так и переводится – надеющийся на Бога. Аминь.