О почве наших сердец

01.11.2023
Просмотры: 3873

«Но самое драгоценное в этой притче заключается в том, что этот Сеятель не однажды вышел и не однажды посеял. Он прямо сейчас здесь и прямо сейчас сеет заново. Прямо сейчас Бог всё пересеивает, и опять бросает семя в мою душу, в моё сердце. И прямо сейчас не нужно отчаиваться погибшим посевом, а взяться за новый. Сеятель вышел сеять семя. Именно поэтому Он сейчас мне и говорит в Евангелии, этим заканчивается сегодняшний евангельский отрывок: «имеющий уши, чтобы слышать, да слышит»».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вот и проверим – имеем ли мы уши? Именно этими словами заканчивается сегодняшние Евангелие: «имеющий уши, чтобы слышать, да слышит» (Мф 13:9) Вот и самое время проверить – а способен я ещё слышать слово Божие? Не в том смысле, чтобы хорошо услышать Евангелие или перечитать его. А есть ли для слова Божьего место в моей совести? А есть ли для слова Божьего, для правды Божией место во мне? Нет, конечно, для других правда всегда найдётся, для других, для которых я могу найти самые правдивые, прямые слова и сказать все, как есть, - ну, чтобы знал. А вот правда Божия для меня во мне найдётся? Сейчас проверим.

В сегодняшнем Евангелии Господь говорит притчу Своим ученикам о том, что сеятель вышел сеять. И вот одно семя упало при дороге, налетели птицы и поклевали его. Другое – упало в каменистую почву, пустило вроде бы корень, но взошло солнце, и так, как не имело, где укорениться, погибло. Третье – упало в траву, в терние, это терние выросло, заглушило семя, все погибло. И только четвёртое – упало в хорошую почву, которое дало плод, во много крат превышающий посевы.

Посмотреть на свою жизнь, как раз, и проверить про то, как слово Божие во мне живет. Что на поле моей жизни колосится? Вот посмотреть честно и откровенно – на что похожа моя жизнь? На придорожную пыль, где кто только не потоптался? На что похожа моя жизнь? На каменистую почву, где ничего не растёт, вроде бы принимается, но чуть-чуть испытаний, страданий, и всё заглохло?

На что похожа моя жизнь? На чистое поле, в котором вроде бы принялось семя, но сколько в голове мыслей, сколько нужно всего успеть, удержать, сколько всяких ложных мечтаний в голове, сколько фантазий. Все это растёт быстрее, чем слово Божие. И оно гибнет во мне. На что похожа моя собственная жизнь?

Вот нередко смотришь на соседнее поле, а там – все колосится, там столько веры и силы, особенно, сейчас, в наше время. Посмотрим на соседние поля! Смотрите, тысячи людей на улицах, все требуют мира, все совершают совместные молитвы. Сколько колосится там! А почему же в моем поле – то камни, то пыль, то трава? И все это не оттого, что земля дурная досталась.

Это не оттого, что место плохое досталось. Мол, не в то время родился и не в том месте. Вот, если бы я жил тогда-то. Если бы я родился в этой семье. Или если бы мои родители были бы такими – моя жизнь была бы другой. Ложь. Неправда, неправда. Пустые люди, они, и в богатых семьях пустые люди. Трусливые люди, они, и в семье генерала трусами остаются. Подлые люди, они, и в семье священника подлые люди.

Да, именно так, не от земли все зависит. Не оттого зависит, в какое время или в каком обществе мы живём. Мы очень часто именно на это все и списываем. Ну, время, мол, сейчас такое. Ну, что вы хотите?! Где сейчас взять любви? Вокруг одно раздражение, одна ненависть, одно подозрение, одни какие-то чудовищные фантазии. Вокруг? Или все это начинается с меня?

Опять же вернусь, может быть, не к самому яркому, но, на мой взгляд, к понятному примеру, когда мы говорим о соседних полях. Ну, да, там вон по сколько детей рожают. А тебе кто мешал родить? Ну, да, там вон какие семьи. А твоя где семья? Ну да, там вон как все строго. Ну, а ты что сегодня утром молитвы утренние так и не осилил, так и не смог лоб перекрестить. Ну, да, они вон как, почти фанатики. А кто мешает тебе до фанатизма любить, дружить, дал слово – держи. Кто-то запретил? Ну, нет, мы же – свободные, как пыль придорожная, мы же – свободные, как горы каменистые, мы же – свободные, как земля, поле, что травой поросла.

Вот оно и нередко гибнет все. Слово Божие, о котором сегодня говорит нам Христос, о сеятеле, который вышел сеять семя – это сила, принадлежащая Богу. Христос говорит от Себя, как от Создателя. Он не передаёт нам некие мысли, Он не передаёт нам некие посылы. Он даёт нам Себя Самого. Ну, к примеру: как хотите, чтобы к вам относились, так и вы относитесь. Это не просто хорошие мысли, умные слова или удачное сравнение. Нет, это сила жизни. Ведь, произнося это, Он даёт Свое слово и Свою силу. И Он не говорит, что вот хорошо было бы так. Он говорит: так и будет. Так и будет, только ты начни.

 Когда слово Божие во мне начинает укореняться, когда правда Божия во мне находит для меня самого место, тогда и начинает поле мое колоситься, тогда моя жизнь становится богатой житницей, тогда всем в ней есть место. Но самое главное – в этой моей собственной жизни есть драгоценное присутствие Божие, которое и помогает преодолевать мне любые обстоятельства моей жизни.

Как это работает? Да, очень просто. Кто трудится на поле, тот и ест. А кто не трудится, кто думает, что все само по себе, тот ничего не имеет. Кто думает, что любовь, она, сама по себе, она или есть, или нет, - неправ. Над ней надо трудиться. Кто думает, что дружба – это такое, ну, подружились, и навсегда. Не так. Над ней нужно трудиться. Кто думает, что вот я подумал сегодня о Боге, прочитал Евангелие, помолился, и вот сейчас столько хлопот и всего прочего, но кто к вечеру не вспомнит то Евангелие, которое читал утром, значит жил другим.

Вы, кстати, замечали, как очень часто, и не только наши дети, друзья, знакомые говорят: «ой, слушай, совсем забыл». А вы не замечали это за собой? Как часто говорите: «слушай, да, мы же утром об этом говорили, забыл совсем». Кто-то сразу скажет: «а, это ковид, последствия, память отшибло». Нет, нет, не только. Может быть, не буду утверждать. Но не только.

Это сердце черствое, которое стало, как камень, сколько не бросай в него, все погибнет. Утром только говорили, а вечером уже и не помню ничего. Почему? Да, потому что ничего не попало в сердце, ничего не попало. Я забыл не потому, что забыл, а потому, что нечем было помнить. Нечем. Сердце – как камень, душа – как болото, поросшее травой. Моя свобода, мой дух – как придорожная пыль.

Что там упомнить? О какой дружбе? О каких словах? О каких обещаниях? О какой любви? О какой вере? О какой благодарности? Когда внутри – то ветер, то дождь, то пыль, то грязь. И вернусь к тому, что это не потому, что все вокруг такое. Это потому, что я таким становлюсь. Да. Помните, как вы горько обижались, когда были совсем маленькими детьми, как только начали помнить, когда о чём-то попросишь папу или маму, а они забудут. И тебе казалось, что они должны были целый день жить твоей просьбой. Но ты же веришь, веришь в то, что тебя любят. А теперь я и сам забываю, и кто- то все еще верит в то, что я люблю, и друг хороший, и помолюсь о другом, и помогу, и поддержу. Но, Боже мой, сколько так и остаются безутешны.

Сегодняшняя евангельская притча о сеятеле, который вышел сеять семя – это очень хороший повод рассмотреть свою собственную жизнь. И ещё. Да, мы найдём сейчас, я думаю, честно, и камней, и пыли придорожной, и травы поросшей, и я понимаю, о чём я сейчас говорю сам себе. Сейчас я свою совесть жгу, чтобы заставить себя работать.

Но самое драгоценное в этой притче заключается в том, что этот Сеятель не однажды вышел и не однажды посеял. Он прямо сейчас здесь и прямо сейчас сеет заново. Прямо сейчас Бог всё пересеивает, и опять бросает семя в мою душу, в моё сердце. И прямо сейчас не нужно отчаиваться погибшим посевом, а взяться за новый. Сеятель вышел сеять семя. Именно поэтому Он сейчас мне и говорит в Евангелии, этим заканчивается сегодняшний евангельский отрывок: «имеющий уши, чтобы слышать, да слышит».

Теперь я знаю, к чему нужно прислушиваться. Ну, вот теперь, во-первых, вспомню все то, что пообещал, и если уж всего не выполнить, то пусть хоть кто-то дождется исполненного моего обещания. Теперь знаю, что трудиться над дружбой необходимо, ее нужно защищать и не бояться встать рядом со своим другом, когда ему тяжко. Ее нужно защищать от палящего солнца, от ливней, от ветров, чтобы не превратиться в каменистую почву.

Теперь-то я понимаю, что свою жизнь нужно защищать от всякой ерунды, проходить мимо того, что, как трава, которая совсем мне не нужна, совершенно мешает мне жить, забивает мою жизнь, все то, в чем я не могу показать себя человеком. Все то, что ворует мое время, пустое времяпрепровождение, глупое тыканье по экрану телефона, все то, что ворует мое время, нежелание общаться со своими детьми, нежелание общаться со своими родителями, которые, да, состарились, и с ними, ой, как нелегко сейчас говорить, и думаешь, «ой, быстрей-бы, ой, быстрей бы», побежать, сказать: «знаешь, мам, все, совсем некогда, побегу», вот сейчас бы вот это все пустое, что ворует нас у других людей, выбросить.

И вдруг неожиданно сегодня, придя к отцу или к матери, как обычно, взглянув на часы, а мама уже почти загрустила и готова сказать: «да, конечно, доченька, да, сынок, тебе бежать пора», и вдруг сказать: «а знаешь, у меня ещё есть целый час времени», подарить это время не только маме и папе, не только сыну и дочери, прежде всего, подарить это время себе. Потому что это – главное, это – самое важное, это то, что и делает нашу жизнь цветущим полем, на котором зреют добрые побеги крепкой пшеницы, приносящей во сто крат от того, что посеяли. Вот об этом сегодняшняя притча.

И, дай, Господи, каждому из нас, имеющим уши, услышать ее, вложить глубоко в свое сердце. И сегодня, и здесь, сейчас, за Божественной литургией сказать: «спасибо Тебе, Господи, Ты опять вышел сеять. И хотя все то, что Ты сеял до этого, ну, не все, конечно, но многое во мне погибло, спасибо Тебе, Господи, что Ты все начинаешь заново, и опять во мне сеешь. Я постараюсь, Господи, я постараюсь, Отец, вырастить это семя, и от плодов его радоваться самому со своими родными и близкими, теми, кто со мной». Аминь.

29 октября 2023 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

3873