«Их блаженство было в том, что свои страдания и испытания они переносили на себе, чтобы детям оставить самое главное свидетельство своей любви к ним. Они становились между смертью и нами, чтобы нам сохранить жизнь для того, чтобы однажды и мы встали между смертью и своими детьми, и своей Родиной, и своим домом, и своей Церковью, и своей верой, и сохранили им жизнь».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, жители села Греческого, наши гости и паломники, сегодня мы совершаем день памяти наших родных и близких, наших воинов, сегодня Дмитриевская родительская поминальная суббота. И в этот день мы собираемся в стенах нашего храма, чтобы совершить молитву о тех, отчество которых мы носим, чтобы совершить молитву о тех, память которых для нас дороже всего.
Ведь можно совершенно справедливо сказать, что нет для человека дороже его родителей, людей, которые воспитали в нас веру, которые передали нам нашу традицию, которые не только стали источниками, через которые Господь даровал нам жизнь, но самое главное – людей, которые стали для нас пуповиной, связующей нас с вечностью, с Богом.
Сегодня мы совершаем их память, вспоминая события, связанные с Димитрием Донским, и со сражением, которое во многом определило судьбу нашего Отечества. Не только Куликовская битва, но и многие другие стали для истории нашей страны, для нашей с вами истории, определяющими в жизни.
Ведь самый главный смысл, который мы вкладываем в память о наших воинах заключается в том, что они даже своей жизни не пожалели ради своей земли, ради своего Отечества, ради своего дома. Понятие подвига героя, и в особенности, защитника Отечества глубоко и неразрывно связано с верой и исповеданием Бога.
Мне хотелось бы вспомнить слова святителя Филарета Московского, который говорил о том, что плохой гражданин земного Отечества никогда не станет хорошим гражданином Отечества Небесного. Ведь наша любовь к Отечеству – это начало и первый шаг нашей любви к Небесному Отечеству. Хотя мы знаем, что жизнь наша временна и ограничена физическим существованием, земными годами жизни, но при этом не ограничена вечностью. Однако же, опыт вечности начинается с опыта временного.
Мы никогда не достигнем блаженства в вечности, если во временной жизни мы это блаженство не испытали. Но блаженство не в смысле, как многие могут подумать, что блаженство – это когда всё хорошо. Блаженство – это тогда, когда благодаря тебе хорошо другим. Вот родители наши по-настоящему блаженны, потому что они, не замечая своих собственных нужд, не замечая своих собственных болезней и проблем и сложностей, все делали ради своих детей. И даже на поле брани отдавали свои жизни.
Им было хорошо не оттого, что им было больно на линии фронта, им было там страшно, им было хорошо не оттого, что на их глазах гибли их товарищи, и сами они получали тяжёлые, болезненные и даже смертельные раны, им было хорошо не от этого. Они блаженны потому, что им было хорошо оттого, что они это посвящали, свою любовь, своим детям.
Их блаженство было в том, что свои страдания и испытания они переносили на себе, чтобы детям оставить самое главное свидетельство своей любви к ним. Они становились между смертью и нами, чтобы нам сохранить жизнь для того, чтобы однажды и мы встали между смертью и своими детьми, и своей Родиной, и своим домом, и своей Церковью, и своей верой, и сохранили им жизнь.
Жизнь передаётся от одного к другому только через жертву и любовь. По-другому её не передашь. И сегодня мы поминаем тех, которые через свою жертву и любовь нам передали нашу жизнь, которую мы живём в нашей вере, в наших традициях, которую мы живём, говоря на родных для нас языках, которую мы живём на нашей земле.
И сегодня особо для меня важно и трогательно совершать богослужение здесь, в Греческом, в месте, откуда начались первые поселения приехавших сюда греков и поныне живущих здесь, лишившихся Родины, и нашедших здесь свою новую Родину. Здесь недалеко от стен храма первое захоронение переселенцев греков. И сегодня вместе с вами, их потомками, я молюсь на этой земле о том, чтобы найденное новое место, прибежище и утешение ваших благочестивых предков оставалась нашим большим общим домом. И наша большая семья стала возможна оттого, что все мы Христовы и крещены во имя Христово, и все мы осеняем себя крестным знамением, и наша единая любовь к Господу и Спасителю Христу, и исповедание Святой и Живоначальной Троицы, наше поклонение Пречистой Богоматери и святым угодникам Божиим, и Георгию Победоносцу, в честь которого освящен этот храм, делает нас одной большой семьей, многонациональной, с разной историей.
И русский народ знает горькие страницы и помнит их, когда его лишали своей родной земли и своих святынь, храмов, монастырей. И русский народ помнит о своих горьких страницах, которые мы прочитываем всегда со слезами на глазах, так же, как и многие народы, живущие здесь на Кавказе. Но эти горькие страницы не стали для нас преткновением к тому, чтобы искренне, твёрдо и живо любить свою Родину. И какими бы не были эти горькие страницы, они не стали для нас отравой, которая могла бы отравить в нас любовь к своей России и к своей малой Родине, там, где мы сейчас живём.
В нынешнее время, время больших испытаний, не только тревог, но и время потерь и горьких страданий многих людей, мы просим о том, чтобы это время не стало горечью для наших детей. И как некогда наши родители, вставшие между нами и смертью, защитили нас, так теперь мы должны встать между сегодняшними обстоятельствами, как воины, и своими детьми, и защитить их от отчаяния, от неверия, от страха, защитить их от неправды, защитить их от коварства и хищников, которые расхищают наследие наших отцов.
Каждый из нас сегодня поминает воинов, которые положили свободу и основание Отечества нашего. Но каждый из нас сегодня сам как воин, и сегодня каждый из нас стоит перед правдой Божией и крепко-накрепко защищает своё собственное сердце и душу через себя и своих детей от всякой неправды, которой, мы видим, становится очень много, и она очень убедительна.
Сегодня все мы воины, и наша война, как говорит Священное Писание, не против князей, а против духов злобы поднебесной. Теперь нам нужно победить ненависть. Теперь нам нужно победить раздражение и гнев. Теперь наша война с духами лжи и неправды – нам нужно победить их своей доброй искренней жизнью, примером своей верности родным и близким, заботой о них.
Победить эту неправду разделения примером своей верности матери-Церкви, в которой мы крестились, крестились наши отцы и деды, прабабушки и прадедушки, здесь покоящееся у стен храма, стоять в единстве, которое для нас не пустое слово, а которое для нас созвучно со словом Бог, правда, чистота, святость, жизнь, и наконец, победа.
Наша сегодняшняя молитва о почивших предках. И не только о наших воинах- защитниках, но и о наших почивших родителях, потому что они ведь тоже воевали за нас, иногда с нами самими, но, чтобы в нас победила правда, вера и любовь. И «спасибо» им за то, что они добились этой победы. Если бы не так, мы бы не стояли в стенах этого удивительного древнего храма, который оставили нам наши предки в напоминание, не только в символ, но изображение того, что главная сила и крепость их жизни, как стены храма – быть вместе под одним крестом, под одним небом, под одним Богом.
Мы просим: «наши благочестивые предки, наши павшие воины, защитники нашего Отечества, Господь да упокоит ваши души, а вы блаженные и упокоенные в Его Царствии, молитесь о нас многогрешных, молитесь и о нашей нынешней жизни, и о наших сегодняшних очень непростых испытаниях, чтобы Господь помогал нам, помог нам преодолеть их, чтобы ничто нас не разлучило с любовью к Богу, а через эту любовь – быть с вами». Аминь.