О вере в неочевидное

25.10.2023
Просмотры: 4508

«Христос подходит к этой женщине. Он, впрочем, подходит к каждому человеку, сердце которого от боли уменьшается до почти незаметного. Христос всегда подходит к каждому человеку, душа которого от боли кричит громче самых сильных водопадов. Христос никогда -никогда не проходит мимо человека, который сам превращается в сплошную боль, одиночество, несчастье, потери, горечи расставания. Христос никогда не проходит мимо».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее Евангелие, которое невозможно обойти, и о котором невозможно не думать, повествует о большом человеческом горе. Много в человеческой жизни разных бед и несчастий: и болезни, и скорби, и потери. Ну, а что может быть более скорбным или горьким, как если бы вдова хоронила своего единственного сына?!

Нет, даже страшно посмотреть на такого человека. Сколько в ней, в той самой несчастной женщине из города Наин, было горя! Она на мгновение сама стала воплощением всего человеческого горя. И плакала она слезами Евы, которая однажды была изгнана из рая, и плакала она слезами праматери, которая в боли и скорби рожала, и плакала она слезами вдовы, которая рассталась со своим мужем, и матери, которая хоронит своего единственного сына.

Кажется, что тогда, ведь со Христом ходили Его ученики, апостолы, и Сама Пречистая Богородица, и Мария, смотрела на эту женщину с болью в Своем материнском сердце, зная, что однажды и Ей предстоит погребать Своего Сына. Человеческое горе иногда настолько глубоко проникает в наше собственное сознание и, к большому ужасу, нередко заменяет собою веру.

Верить в очевидное всегда проще, с одной стороны. Очевидное всегда доказывает свою правоту своим существованием. Вот она смерть. Вот она несчастная вдова. И где эта справедливость? Как можно верить в неочевидное? Где эта любовь? Где эта надежда? Где эта радость? Где эта вера? Где они все, когда мать несёт хоронить своего единственного ребёнка?

Мне приходилось в жизни встречаться с такими отчаявшимися людьми, с одной матерью, которая также хоронила своего сына, и вместе с сыном похоронила свою веру. И тогда, и теперь, когда я вместе с вами слышал это Евангелие, я задаюсь вопросом: «ну, а как же это всё можно остановить? Что все это может остановить? Что может стать таким событием в жизни, что все это поменяет? Ну как верить?»

И вот Христос, как всегда, как и тогда, так и сегодня, не прошёл мимо этой печальной процессии. Христос не остался в стороне, и мог бы по Своему Божеству сказать: вот оно исполнение слов Создателя «смертью умрёшь» после того, как Адам и Ева нарушили заповедь Божию. С одной стороны, совершается то, что стало неизбежным. Но, с другой стороны, где же там надежда на Искупителя?

Христос подходит к этой женщине. Он, впрочем, подходит к каждому человеку, сердце которого от боли уменьшается до почти незаметного. Христос всегда подходит к каждому человеку, душа которого от боли кричит громче самых сильных водопадов. Христос никогда -никогда не проходит мимо человека, который сам превращается в сплошную боль, одиночество, несчастье, потери, горечи расставания. Христос никогда не проходит мимо.

Тогда Он подошел и к этой наинской вдове и остановил эту процессию, которая из города устремилась в сторону кладбища, чтобы погрести умершего ребёнка. И представьте, вся эта процессия остановилась. Остановилась. Вопреки естественному стремлению мертвых отдать в руки мертвых, все это вдруг остановилось.

Мне даже трудно представить себе, что тогда начали говорить люди, которые были там. Может быть кто-то сказал: этот мужчина, глядя на Христа, наверное, знал эту семью и хочет утешить скорбящую мать. Или, может быть, каким-то доводится родственником, который только что прибыл, и ещё не успел оплакать своего погибшего родственника. Не знаю. Наверное, находились какие-то мысли – кто же это, что перед Ним всё остановилось.

Перед Богом все останавливается на мгновение, чтобы дальше пойти с Ним. И вот этот самый главный момент в жизни, когда ты остановишься перед Богом, и должен ответить себе на вопрос: идем хоронить дальше, все хоронить: и надежду свою, и любовь, и жизнь, друзей, врагов – все предать смерти или не спешить в объятья смерти, а остаться в объятиях жизни, Христа?

Христос прикасается к этому одру, Он прикасается к телу умершего мальчика, что, впрочем, по иудейским законам уже само по себе было строжайшим нарушением – к мёртвому не прикасались. Но Божественное тело Христа, в котором жило, живёт и будет всегда жить Слово, возвращает жизнь этому ребёнку. Он садится, начинает говорить. Христос берёт за руки этого живого сына, отдаёт матери. Ужас. Страх. И очевидная жизнь.

Но эта очевидная жизнь многих пугает, нежели утешает, оставляет в полном неведении и в ужасе. И между собой они говорят: «никогда мы такого ещё не видели». И эта жизнь, хотя и очевидная, должна была бы стать радостью для всех. И там все находящиеся должны были воскликнуть: «это Бог посетил Свой народ», и поклониться Ему. Однако этого не произошло, хотя и некоторые слова эти произносили.

Пройдёт ещё немного времени, и уже другая Мать – Мария, будет хоронить Своего Сына. Событие, которое Евангелие запомнило, и апостол Лука нам его сегодня пересказывает, поражает вот важными, и мне очень хотелось бы поделиться этим чувством с каждым из вас, двумя вещами.

Первое: как бы ты тяжело не отчаялся, вот как бы тебе не хотелось кричать от боли, от ужаса, и особенно в наше время, когда ты смотришь вокруг, и двери города не закрываются, и из наших семей несут и несут хоронить, и наших братьев, и воинов, и детей, и взрослых; и вот в самые тяжёлые моменты твоего отчаяния ты должен всегда знать и помнить – Христос всегда рядом.

Это как? У нас же ведь условия Его присутствия – это чтобы Он сделал так, как я хочу. Вот если Он присутствует, пусть Он это все отменит, пусть Он мгновенно все это изменит, пусть вокруг все поменяется. И эти слова «если Ты есть, Господи,..» - как условия, так больно звучат. Как если бы сын подошёл к матери и сказал: «если ты есть, мама,..». Но ведь очевидно – что, если есть ты, значит есть и мама, и папа у тебя. А иначе тебя бы не было. Я есть, Господи, значит есть Ты.

Да, Господи, мне больно, и я страдаю, мне горько и одиноко, мне страшно. Но ведь Ты, Господи, тоже страдал и Тебе тоже было больно, и всё это человеческое Ты пережил, приподняв это все на Крест, и там с Креста простил то, от чего началась эта боль – первородный грех. Но наследие этого прощения я только тогда вкушу, когда вернусь к Тебе, Господи.

Вернусь к Тебе, Господи – и это второе. Когда Христос остановил те похороны около города Наин, Христос как бы спрашивал молча: «ты веришь ли? Веришь ли?» Ведь именно вера становится всегда самой главной и важной силой в нашей жизни. Господь многократно говорил: «иди, вера твоя спасла тебя». Это говорил не только в Евангелии, это говорит и сейчас.

Сколько раз Он поднимал меня этими словами: «вера твоя спасла тебя, иди с миром и не делай больше этого». «Вера твоя спасла тебя», -говорит Господь нам тогда, когда уже нам никто не верит. Он всегда верит нам. И если я говорю Ему: «верую, Господи, помоги моему неверию», то Господь никогда не оставит меня наедине со смертью, с потерями, с одиночеством, с горем. Он станет моим приобретением. Он станет смыслом моей жизни. Он станет новой дорогой в моей жизни.

И даже если в моих руках для меня очень близкий дорогой погибший человек, если в моём сердце есть вера, то смерть не будет торжествовать долго и вечно. Как по мне, так больше радости не оттого, что воскрес ребёнок, а оттого, что не отчаялась мать. И в этой истории радость именно в этой самой женщине, которая, несмотря на всю боль и весь ужас очевидных событий в своей жизни, не потеряла веры, не потеряла надежды. И хотя шла она на кладбище и плакала, однако всякому, кто на нее смотрел с состраданием она была рада. И когда она заметила глаза Спасителя Христа, и им она обрадовалась, и остановилась, потому что человек, который смотрит с надеждой всегда встретит жизнь, всегда встретит Бога. Человек, который верит, всегда встанет рядом со Христом.

В наше время, когда столько боли и ужаса, и даже вспоминаемый сегодня галилейский город Наин, и поныне, кстати, существующий, тоже наполнен большими и горькими переживаниями событий, которые там сейчас, на Ближнем Востоке, столько жизней забирают, и у нас здесь, у соседей, столько жизней гибнет.

Все это нынешнее время, прежде всего, напоминает нам о том, что очевидность и неизбежность смерти ясна. Но страшнее, когда умирает душа, хотя она и вечная, когда она оказывается в руках отчаяния и смерти, ужаса – это намного страшнее. Когда не покидает душа тела, а когда в теле становится бездной. И в эту бездну увлекает с собой стольких и стольких душ.

Помолимся сегодня этой счастливой вдове наинской, которой Господь вернул сына, помолимся ей о том, чтобы она через радость увиденного Христа Спасителя помогла и нам сохранять веру, чтобы она по-матерински перед престолом Божиим помогла и нам даже в очевидной жизни, наполненной нередко несправедливостью и болью, видеть неочевидное – присутствующую любовь Божию, жизнь, Его дыхание, Его бесконечную о нас заботу, Его отцовство.

И жить этим отцовством. И жить этой надеждой, и достигнуть вновь ворот уже не города Наина, в который вернуться живыми, а ворот Царства Божьего, в которое вернуться, как в отчий дом. Аминь.

22 октября 2023 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

4508