«Смирение стало основанием всей жизни преподобного Сергия. Он при жизни стал храмом Пресвятой Живоначальной Троицы, благодати Божией, которая неотступно действовала в нём. Когда в человеке нет смирения, Богу не за что в человеке зацепиться. Когда в человеке нет смирения, тогда в человеке и сердце, и душа, и вся жизнь его становятся рыхлыми. И хотя он может иметь и многие другие добродетели, но без смирения никогда не сподобится быть сопричастником благодати Божией, то есть присутствия Самого Бога».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, в сегодняшний воскресный день мы собираемся в стенах нашего Сергиевского храма, освященного в память о преподобном Сергии, игумене Радонежском, и совершая нашу общую молитву, празднуем престольное торжество, которое со всеми вами разделяю и поздравляю вас с престольным праздником!
В этот воскресный день, как и каждый раз, когда мы переступаем порог храма, свою совесть и весь свой внутренний мир, всю свою правду и свою неправду, всю свою твёрдость и слабость мы представляем перед лицом Божиим. «Вот я, Господи», - говорим мы Богу и полагаем на Него всецелую надежду, что нашу слабость Господь поможет нам исправить, а нашу твердость или желание твердости, решительности в вере, в жизни, в поступках, в отношениях Господь укрепит.
Так было и в жизни юного отрока Варфоломея, будущего преподобного Сергия Радонежского, когда ему очень тяжело давалась грамотность. И как мы знаем из его жития – никак он не мог научиться твёрдо и хорошо читать. А для него это было не просто желание познания наук, для него это был внутренний глубокий смысл, который даже для своих юношеских лет он наполнил одним желанием – общаться с Богом ровно, прямо, общаться с Богом искренне и живо, общаться с Богом без какой-либо сложности. Потому что, в том числе, читая молитвы и плохо разумея грамотность, он чувствовал, что это обязательно нужно преодолеть ему для стройного, правильного и верного общения с Богом.
Мы помним из жития, что он встретил одного старца, который благословил его, дал ему просфору. Затем ещё и будущий преподобный привёл его к своим родителям Кириллу и Марии, они вместе трапезничали. Но прежде, чем они вкусили телесной трапезы, старец сказал: «сначала надобно вкусить духовной трапезы», и дал Псалтирь Варфоломею отроку, и тот начал стройно и правильно, и красиво, как будто бы имеющий громаднейший опыт чтения, читать псалмы пророка Давида. Он сам этому радовался и его родители, радовались не потому, что он чему-то научился, хотя это, конечно, было самым настоящим чудом, но радовались тому, что его заветное желание – стройно, ровно и достойно общаться с Богом, даже в таком желании – читать священные тексты без запинки, что называется, исполнилось.
Далее мы знаем, что, возрастая и укрепляясь в возрасте и опыте, будущий преподобный возлагает на себя сугубые удивительные подвиги духовной жизни. Чтобы достичь Неба на земле нужно достичь глубокого смирения. Преподобный Сергий смирение делает оружием всей своей жизни. Он смиренно несёт взятый на себя крест. Он смиренно исполняет послушание своих духовных наставников и митрополита. Он смиренно исполняет послушание братии, которая в будущем к нему приходит, чтобы научиться у него этому удивительному дару смирения. Он трудится наравне со всеми, возводит обитель одну и затем другую. Он много переживает в своей жизни.
Но вместе с этим, его самое главное дарование – покорность воли Божией и смирение перед Ним открывают для преподобного Сергия, уже принявшего и монашеский постриг с именем Сергий, и священнический сан, и избранного игуменом, основанной им обители, смирение открывает для него удивительные дары Божии.
Господь даёт ему множество талантов: и духовного рассуждения, и дар чудотворений, дар прозрения, дар убедительного слова, слушая которое вдохновлялись очень многие. Дмитрий Донской вдохновится его словом и пойдёт на Куликово поле, и оттуда по пророчеству преподобного принесёт победу.
Смирение стало основанием всей жизни преподобного Сергия. Он при жизни стал храмом Пресвятой Живоначальной Троицы, благодати Божией, которая неотступно действовала в нём. Когда в человеке нет смирения, Богу не за что в человеке зацепиться. Когда в человеке нет смирения, тогда в человеке и сердце, и душа, и вся жизнь его становятся рыхлыми. И хотя он может иметь и многие другие добродетели, но без смирения никогда не сподобится быть сопричастником благодати Божией, то есть присутствия Самого Бога.
Потому что и Христос показал нам Своё удивительное смирение, воплотившись, вочеловечившись, поднявшись на Крест и там отдавши Свою жизнь за всех нас, показал нам великое смирение, быв послушен Богу Отцу, и быв послушен каждому, кого полюбил всем Своим Божеством даже до смерти, смерти крестной.
Преподобный Сергий в жизни мог бы иметь очень много того, что можно было бы сегодня современным языком назвать благ земных. Он чурался человеческой почести, хотя имел её с избытком. Он бегал человеческой славы, хотя ему письма писал Патриарх. Он избегал человеческого почета, хотя к нему приходили князья и испрашивали его молитв и его благословения. Он был человеком, смиренным перед другими, но очень твёрдым и крепким перед врагами, когда он посылает своих монахов в помощь Дмитрию, и те вместе с его войском побеждают захватчиков нашей Отчизны. Он непримиримый борец с грехом в себе и в других, и смиренный в любви и милосердии по отношению к другим.
И сегодня в наше нынешнее время, когда кажется, что самым сильным и влиятельным человеком может быть человек только с большой властью или большими возможностями, человек с какими-то особыми способностями и умениями, мы сами себе, глядя на окружающий мир, говорим о том, что Бог гордым противится, а смиренным даёт Свою благодать, повторяя слова Священного Писания.
И в этом нынешнем мире, в котором нам кажется, что самой главной силой является известность, значимость, важность, узнаваемость, мы, глядя на преподобного Сергия, учимся и говорим, что самой главной силой, которая сохраняет мир в нашем мире является смирение перед волей Божией, смирение перед Его божественной жертвой, смирение, которое выражается в любви к Нему и следовании Его слову, смирение, которое достигается через преодоление своей гордости, своей самости, через преодоление того, что в нас ещё лежит тяжелым камнем: страсти, дурной привычки, греха, порока. Преодолевая всё это, человек приобретает благодать перед лицом Божиим.
И это очень важная и значимая добродетель, которую мы сегодня призываем себе, пусть каждого из нас сделает вместилищем благодати Божией, как некогда сделала таким же вместилищем и преподобного Сергия.
Горячо молимся преподобному, чтобы его молитвами Господь даровал нам победу над самими собой, победу над своей гордостью, над своим величием, чтобы Господь даровал нам победу над своими грехами, над своей ненавистью, злобой по отношению к другим, чтобы нам всё это победить в себе. И когда мы скажем: «без Тебя, Господи, не могу творить ничего», тогда Бог дарует нам и Свою благодать, через которую в сердце и в душу поселится неотъемлемый мир, мир неба, начинающий на земле.
И сегодня мы просим ещё преподобного Сергия даровать нам мужество и стойкость, и веру, и надежду в перенесении всех испытаний, которые в наше время довелось нам всем вместе переживать. Преподобного Сергия мы называем «собиратель земель русских», вот и сегодня мы просим его, чтобы он собрал всех нас в одной любви к своему земному Отечеству, чтобы он собрал нас в одной живой, искренней и деятельной жизни вокруг нашей матери-Церкви.
Просим преподобного Сергия, чтобы он стал и сегодня собирателем нас в один большой народ, и не только перед лицом грозного врага, это было бы, наверное, непрочное собрание, если бы мы только собирались от страха перед грозными врагами, прочное собирание единства тогда, когда мы собираемся не перед лицом врага, а перед лицом Божиим, как и преподобный Сергий всякому приходящему к нему об этом говорил: «когда мы во Христе едины, Бог с нами». Во Христе едины.
И пусть это единство в Господе и Спасителе Христе по молитвам преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея нашей земли Чудотворца, да будет, пусть это единство да жительствует в нас перед лицом Божиим, Господь да дарует нам сил и мужества к жизни, любви и крепости к вере, надежды и непоколебимого упования на Бога, да дарует Господь и нам смиренного и сокрушенного сердца, которое по молитвам преподобного да сделает Своим жилищем. Аминь.