О вере, надежде и любви

02.10.2023
Просмотры: 5622

«Можно ограничить жизнь, можно угрожать ей, можно даже отнять её жестоко, подло и горько, но невозможно отнять того, что принадлежит только твоей душе: и веру, и надежду, и любовь».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, жители, гости и паломники нашей страницы Суворовской, я поздравляю всех вас с днем памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, с престольным праздником нашего станичного храма!

В этот день из года в год мы с особым усердием стремимся сюда, в храм, чтобы совершить здесь поклонение святым мученицам Вере, Надежде, Любови, их матери Софии, вспомнить их житие, а самое для нас ценное, самое для нас важное и неоценимое – укрепить свою собственную духовную жизнь в том, чтобы искренне, смело и живо подражать и им в своей жизни.

Из жития этих удивительных святых жен мы знаем, что жили они в Риме во времена царствования императора Адриана, когда свирепствовала ненависть ко всякой правде, которая облекалась в христианские одежды, когда христиан влекли на судилища и заставляли публично отрекаться от своей веры, и приносить жертвы идолам, тогда же обнаружилось, что вдова, воспитывающая своих замечательных дочерей, воспитала их в глубокой искренней и очень живой вере.

Позже обнаружится возраст этих девочек, когда они будут на суде у императора, и тот будет спрашивать мать о ее дочерях, и она скажет, что зовут их Вера, Надежда и Любовь, от старшей к младшей, и то, что назвала она их так, повторяя самые главные добродетели христианской веры, самое главное содержание того послания, которое оставил нам Господь и Спаситель Христос, показав веру Свою в делах и любовь Свою с Креста, прощая всех верующих в Него.

Мы узнаем о том, что они были, эти девочки, совершенно юные 12, 10 и 9 лет от роду, но несмотря на свою юность, они имели удивительное глубокое содержание, которое оказалась намного смелее и решительнее самых ужасных и отвратительных пыток, которым они были преданы ради того, чтобы они отказались от своей веры.

В этом описании жития есть много рассказов о том, каким жестким, ужасным, нечеловеческим пыткам были подвергнуты эти несчастные дети, и самой страшной пытке, которой была подвергнута мать – все это происходило на её собственных глазах. Ничто не уязвляет сердце матери больше, чем боль и страдания собственных детей.

Император, казалось, обезумел вконец, что совершенно маленьких и беспомощных детей облек в своём внутреннем видении в такую броню, на которую обрушил всю свою ненависть. Действительно, они и были в этой броне, имя которой Христос. Мать много утешала детей перед их казнью и мучениями, и говорила им только одно: «не отрекайтесь от веры в Бога, и если сохраните эту веру, то Господь сохранит и Свое обещание, данное всем нам, что будем мы в Его объятиях в вечности».

Очень часто грань временной и вечной жизни проходит через выбор. Впрочем, она всегда, эта грань, проходит через выбор. Об этой грани говорит и Христос нам: «кто хочет быть со Мной, тот пусть отвергнется себя, возьмет свой крест и идёт за Мной». Эта грань всегда проходит именно через выбор, начиная от малого, заканчивая великим.

Выбрать: помолиться или полениться. Выбрать: попоститься или не совершать поста. Выбрать: простить или начать злиться. Выбрать: не реагировать на ненависть или разразиться горячим и огненным и острым языком, и горькими словами. Выбрать: любить или ненавидеть, дружить или презирать, потерпеть или соврать, заработать или украсть. Этот выбор всегда в нашей жизни стоит перед нами.

И каждый шаг нашей жизни мы делаем, основываясь на этом выборе. Выбрать: остаться настоящим, верным, надежным человеком или струсить, смалодушничать. Выбрать: защищать или спрятаться, встать перед кем-то грудью и заслонить от дурного слова или горького упрёка, или стать обвинителями и хулителями.

Эти девочки, глядя на выбор своей матери, следовали за ней. Воистину, дети всегда похожи на своих родителей. Они всегда следуют за ними туда же, куда идут и родители. И когда мы чему-то хотим научить своих детей, то поучимся, прежде всего, у мудрой Софии. Она учила их не только словами, но и делами, которые никогда не расходились между собой. Она была человеком одной веры, одной любви, одной надежды, и поэтому, назвав своих дочерей именами этих добродетелей, она любила их всех троих одинаково крепко, сильно и никогда не теряла их в своей собственной внутренней духовной жизни.

Житие этих мучениц описывает интересные и пронзительные диалоги между матерью и детьми. Впрочем, и дети сами, сёстры, друг друга утешали, обнимаясь, прощались, шли на верную гибель и на верную казнь. Они не боялись совершенно смерти, они не боялись расстаться друг с другом, потому что вера во Христа сделала их людьми, которых смерть больше не могла достигнуть. Эта вера во Христа сделала их по- настоящему не только душой бессмертными, но и своими удивительными внутренними чувствами, и верой, и надеждой, и любовью.

Восхищает мужество этих слабых Софии и её деток. Восхищает мужество, с которым они твёрдо отрекались совершить жертвоприношение. Они прямо говорили: «я этого делать не буду, потому что это грех, я не буду этого делать». Как мало такого мужества сейчас в нас самих и в наших семьях. Как часто и быстро и легко иной раз соглашаемся на то, что отвратительно пред лицом Божиим. И ведь речь идёт не о каких-то страшных злодеяниях. А чаще всего мы подразумеваем, что грех – это нечто совершенно ужасное и совершенно тяжёлое и жестокое, чаще всего так и говорим: «ну, никого же не убил». И хвалимся этим, забывая о других девяти заповедях. А «не убей» - это всего лишь одна из десяти.

Хвалимся тем, чего не делали, и с лёгкостью соглашаемся с тем, что противно Богу. Трусость иногда делает нас людьми зависимыми. Струсим сказать правдивое слово. Струсим за кого-то заступиться. Струсим и промолчим, когда кто-то в нашем присутствии кого-то осуждает. Струсим, да и подтвердим того, чего никогда не видели сами: «ну, говорят», и сами повторим эти же слова, чтобы кто про меня такого не сказал. Трусость всегда открывает двери тьме.

Страх всегда начинает жизнь человека превращать в непроглядную мглу и глубокую пучину. Помните, как Пётр испугался и начал тонуть, и Христос сказал ему: «маловерный, почему ты усомнился и чуть было не погиб». София и её дочери были людьми мужественными, они не боялись ни грозного, ни ласкового взгляда императора, не обольщались ни его льстивыми речами, ни подарками. Они твёрдо стояли в своём выборе.

Их вина была лишь только в том, что они верили в Бога и жили по Его слову, при том никого не обижая, не досаждая никому, не представляя никакой ни для кого угрозы, не сея вокруг себя смерть, никого не раздирали в клочья, как дикие хищники, не сжигали на кострах. Они верили в Бога и следовали Его крестным путем. Всех троих девочек император умучил до смерти. Мать собрала их тела, предала погребению, и на могиле их сама предала дух Богу.

Казалось бы, эта история могла бы навсегда остаться самой ужасной трагедией убийства детей, трагедией издевательства над несчастной женщиной вдовой, на глазах у которой всё это происходило. Так это и осталось в истории человечества жесточайшей трагедией, которая, впрочем, с ужасом, жестокостью продолжается и сегодня, когда наши дети гибнут от нечестивцев, их ненависти и злобы, от людей, которые ненавидят жизнь других лишь только потому, что они иначе верят или говорят на другом языке, или живут не так, как хотелось бы другим, по своим правилам веры. Все это, весь этот ужас жестокости и сегодня продолжается, и немало его в нашей жизни.

Но эта трагедия, как я уже сказал, и осталась бы самым страшным воспоминанием человеческой истории, если бы не одно важное обстоятельство – и София, и её дочери шли на смерть, не противясь злу, потому что были всецело объяты любовью к Богу.

Их хотя и убили, но не погубили. Хотя София и похоронила своих детей, и сама от горя скончалась на их могиле, но, однако же, она не похоронила в себе ни веры, ни надежды, ни любви. Хотя она и рассталась со своими дочерями на время, однако же, она не рассталась с Богом, Которому вверила жизнь свою и своих деток, и Бог ответил ей Своей милостью.

По сей день, спустя уже тысячелетия, мы помним подвиг этой удивительной женщины и ее дочерей, и в память о них теперь и своих дочерей называем этими славными именами добродетелей: и София (мудрость), и Вера, и Надежда, и Любовь, имена, которые чаще всего встречаются сегодня в семьях православных людей. Память о них не только не была стёрта, но более того, она стала новым дыханием и вдохновением и для тех древних христиан, которые жили во время, когда жила и София со своими дочерями, ее пример стал вдохновением и остаётся таким же дыханием и для нас сегодняшних христиан.

Можно ограничить жизнь, можно угрожать ей, можно даже отнять её жестоко, подло и горько, но невозможно отнять того, что принадлежит только твоей душе: и веру, и надежду, и любовь. И в эти дни, когда наши сердца, как сердце некогда Софии, обливается кровью и болью, слезами и страданиями, как она видела страдания своих дочерей, сегодня мы тоже видим страдания наших сыновей, наших дочерей, наших родных и близких, как тогда мудрая София хотя и по-человечески страдала, но ещё горячее и усерднее молилась Богу и просила, чтобы Он не оставил самый последний момент её жизни, так и сегодня мы просим, чтобы она молилась, дабы нам не потерять наших веры, надежды и любви.

И какие бы тесные врата не пришлось нам пройти, и по какой узкой дорожке не пришлось бы идти в нашей жизни, и как бы горько не пришлось падать и разбиваться, самое главное – мы должны знать, что эта дорога ведёт к вечности. Вечность – вот наш горизонт, вот наш выбор, вот наша надежда, вот смысл, сила и вдохновение нашей собственной жизни. Я хочу жить по-человечески не в том смысле, чтобы все вокруг соответствовало моему удобству, а «по-человечески» в том смысле, чтобы верить, надеяться и любить. Ведь только люди это могут делать, только человеку Бог дал такую силу. Ничто, никто из живых существ кроме человека и святых ангелов не могут ни верить, ни надеяться, ни любить.

И дай, Бог, жить по-человечески в том смысле, о котором сейчас мы говорим, и глядя на святых мучениц и исповедниц, в это время особо горячо просить их: «вы мужественно всё перенесли, вы поддерживали друг друга, вы утешали друг друга и благословляли друг друга, и нам помогите, утешаясь, благословлять друг друга, молиться друг за друга, помогите нам быть мудрыми, как София, верить, надеяться и любить, как её замечательные дочери, их же молитвами, Господи, на Кресте ради нас распятый и воскресший из мертвых, помилуй нас». Аминь.

30 сентября 2023 года. храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии станицы Суворовской

5622