«Злые виноградари – это мы, когда не видим образ Христов в другом человеке и гоним его. Злые виноградари — это мы, когда способны верить в Бога, а эту веру подменили верой в себя самих, в своё счастье, в своё благополучие, в своё здоровье, в свой успех, в свою известность. Боже мой! Ужас! Злые виноградари – это мы, когда несправедливы к другим, не живём по Евангелию и в других убиваем Христа».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодняшнее Евангелие повествует нам о злых виноградарях. Хотя надо сказать честно, и уж если, как всегда, мы честно общаемся со своей собственной совестью, то Евангелие это, увы, о нас с вами. Итак, в Евангелии мы слышим притчу, которую Христос рассказывает Своим ученикам. Некоторый хозяин посадил виноград, городил его, поставил точило, сделал всё премудро и хорошо. И этот виноградник отдал виноградарям, чтобы они ухаживали за ним, растили плод и вовремя приносили плоды, от которых питались бы сами и отдавали бы хозяину ту часть, которая принадлежит ему. Ведь, в целом-то, виноградник весь его.
И вот он посылает своих рабов, чтобы взять то, что принадлежит ему от плодов виноградника в своё время. Виноградари оказались людьми неблагодарными, и не только неблагодарными, но ещё очень жестокими и коварными. Себе они присвоили то, что им никогда не принадлежало. Они себе присвоили то, благодаря чему и сами-то имели пропитание. И вот, когда пришли рабы этого хозяина, - как Христос рассказывает в притче, - они одних побили, других закидали камнями, третьих вообще убили. И ничего не дали.
Тогда хозяин говорит: «что же я сделаю - пошлю своего сына, устыдятся сына моего». Приходит сын, и виноградари говорят: «это наследник, давайте убьём его, и тогда точно наследство будет наше». Куда деваться хозяину этого виноградника – все отдаст нам. Вывели вон из виноградника сына хозяина и убили его.
Тогда Христос слушающим Его ученикам задаёт вопрос: «что же сделает хозяин виноградника?» Ученики и те, кто слышали Христа сразу же, вскипев справедливостью, сказали: «злых виноградарей погубит, придаст их лютой смерти, ибо они заслужили смерть, убив сына хозяина и его рабов, а виноградник отдаст другим добрым, которые будут приносить плоды в своё время». На что Христос отвечает: «да, этот самый камень, говоря о Себе, тот, который отвергли строители, но он был во главу всего». И после этих слов Христа Спасителя многие слушающие Его опечалились.
О чём же эта притча? С одной стороны, прямо говоря об этой притче, толкуя её, святитель Иоанн Златоуст говорит, что эта притча о злых иудеях, которых Господь, как любящий отец, так долго сохранял, как народ для того, чтобы в этом народе являть Свою силу и Свою любовь, и Свой промысел о всём человечестве. Но оказалось, что те, кому Он дал этот виноградник, Свою древнюю церковь, оказались злыми.
Он посылал к ним пророков и послал к ним Своего Сына, Господа Спасителя Христа. Но каждый из них был обречен ненавистью этих людей на погибель. Да, тот, на кого упадёт этот камень, того раздавит, а кто упадёт на этот камень, тот разобьётся. Иудеи, услышав этот упрёк, эту притчу, поняли, о ком Он говорит. Но эта притча, как и любое слово Христа Спасителя, звучит не для временного события или явления, а всегда звучит в вечности. Голос Божий – он и есть вечность.
В нашей жизни Господь мне даёт всё. Вот, как тем самым виноградарям. Он сам устрояет этот мир. Посмотреть вокруг – в каком красивом и удивительном винограднике мы живём! Бог всё премудро устроил. Он посылает и солнце, и дожди, посылает и небесных птиц, заставляет траву прорастать, а деревья приносить плоды. Он создал такой удивительный виноградник, оградил его Своим законом бытия физического мира, и сказал человеку быть в этом винограднике. Мне дал поручение: быть в этом винограднике, в Его мире, и приносить плоды этого мира Ему как Создателю.
А каковы же плоды могут быть из этого мира? Понравятся ли Ему яблоки или груши, не знаю, или виноград, или арбузы? Что же принести Ему? Ему всегда по нраву дела нашей веры, а вера и есть плод, который мы приносим Ему. Все, что Он ждёт от нас – это нашу веру, нашу надежду на Него и любовь к Нему. Все остальное Он оставляет нам.
Но, как нередко бывает, в какой-то момент, как говорит современный человек, вдруг человек поверил не в Бога, а поверил в себя. И говорит, что все теперь зависит от него. Когда пожелает он, может и дождь вызвать, когда пожелает – и засуху. Когда пожелает может цветущий мир превратить в пустыню. Хозяин. Стоит только нажать одну кнопку, и всё рухнет. Вдруг человек начинает верить в себя, что все таланты, которые у него есть, таланты, которыми он может служить, это всё принадлежит ему.
И уже, что называется, просто так и ничего не делает. За всё требует себе мзды. За всё требует себе вознаграждения. За все требует себе почёта, уважения. Как будто бы этот мир его. Да, и Господь посылает Своих рабов. Господь посылает знамения. Господь посылает явления в жизни. Мы всё можем объяснить. А что не можем объяснить, то просто отвергаем. Мы перестаём верить в чудо, потому что самым главным чудом становимся сами: чудом неблагодарности, чудом нелюбви.
Потому что как можно видеть всё это вокруг и не благодарить? Как можно видеть это творение Божие и не верить? Иначе как обратным чудом это не назовёшь! Не верить в Создателя, когда ты видишь весь этот удивительный мир. Не иначе как дьявольское чудо. И в конце концов, Господь приходит к нам, воплотившись Господом и Спасителем Христом, являет Себя во плоти как истинный Бог и как истинный Человек. Но и вот теперь, когда Он уже являет Себя, злая, неблагодарная, коварная, хищная, лукавая, скверная, мрачная, жестокая душа говорит: «убьём его, это Наследник, и тогда всё будет наше».
Да, и мы нередко убиваем Христа. Убиваем Христа, как христиане, когда ненавидим других христиан. Убиваем Христа, как священники, когда не живём по Евангелию. Убиваем Христа, как несправедливые судьи, которые судят не судом правды, а судом выгоды. Убиваем Христа, как коварные, хищные, присваивая себе других, говоря «ты мой» или «ты моя». Убиваем Христа, когда говорим неправду, лжём, когда не исполняем своих обещаний. Убиваем Христа в детях, когда показываем им дурной пример человека злого и жестокого. Убиваем Его повсюду.
Но сначала, убив в себе, перестаём слышать Его голос - голос своей собственной совести, и научились с собой договариваться. Если раньше ещё как-то хватало внутреннего мужества и сделать доброе дело, и помолиться, и не пройти мимо нуждающегося, то сейчас мы заставили его молчать в себе: и молитва ни к чему, и доброе дело, когда можно себе посвятить время или какие-то силы. Убив Его в себе, убиваем вокруг себя. Злые виноградари.
И, правда, удивляешься этой притче, и удивляешься себе самому. Неужели, во мне ещё не осталось ничего того, что могло бы стать новым Адамом во мне, новым основанием в моей жизни? Неужели мне недостаточно просто сказать: «Слава Тебе, Господи, за этот мир удивительный, сложный и одновременно такой простой и красивый во всём: от простого листочка, бабочки до человека!
Ты, Господи, дал мне познать ограду этого виноградника – закон, которым всё существует. И мы научились летать, мы научились нырять глубоко и под водой дышать, используя то, что Ты дал нам, таланты: когда мы создаём самолёты, ракеты, лодки. Мы столько можем! И начинаем иногда от этого своего умения считать себя богами. Воистину, бывает большое горе от ума! Горе, когда этот ум не знает Создавшего его.
Злые виноградари – это те мы, когда не видим образ Христов в другом человеке и гоним его. Злые виноградари — это те мы, когда способны верить в Бога, а эту веру подменили верой в себя самих, в своё счастье, в своё благополучие, в своё здоровье, в свой успех, в свою известность.
Боже мой! Ужас! Злые виноградари – это мы, когда несправедливы к другим, не живём по Евангелию и в других убиваем Христа. Злыми виноградарями иногда бывает каждый из нас.
И вот сегодня сейчас, за Божественной литургией, которая ещё называется благодарением, Евхаристия – благодарение, от всей души поблагодари Бога за всё, что есть в нашей жизни. Как будто бы Он сегодня пришёл к нам в наш виноградник и просит плодов. Дадим Ему этих плодов – плоды своей веры, своего покаяния, своей любви к Нему, своей благодарности к Нему за всё, что есть в моей жизни. Не будем злыми, а станем добрыми виноградарями. Аминь.
3 сентября 2023 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска