«Поэтому Господь и говорит: невозможное человекам, возможно Богу. Бог открывает Свою вечность тем, кто и хороший, и правильный, и замечательный был не для себя, а ради Христа».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В этот воскресный день мы становимся свидетелями удивительного диалога Христа с одним молодым человеком, который искренне задал Ему вопрос о том, как спастись. Вы знаете, уже само это очень глубоко поражает. Когда я читал это Евангелие перед сегодняшней литургией, то задал сам себе вопрос: а вот если бы мне представилась такая счастливая возможность, мне, грешному и недостойному человеку, но вдруг такая удивительная возможность – прямо, лицом к лицу общаться со Христом, какой бы первый вопрос я Ему задал, о чём бы я Его спросил?
Интересно, как каждый из нас ответит себе на этот вопрос: о чём бы я спросил Христа? Кто-то бы, наверное, задал вопрос о некоем будущем. Кто-то задал бы вопрос о посмертной участи кого-то из своих родных или близких. Кто-то бы, наверное, спросил: а что меня ждёт? Но вот этот молодой человек Христу задал совершенно неожиданный вопрос, неожиданный, потому что мы реже всего, честно признаемся, об этом задумываемся. Он спросил Христа: что мне нужно делать, чтобы спасти свою душу?
Иногда нам кажется, что ответ на этот вопрос совершенно очевидный. Ну, понятно, что нужно делать: жить хорошо, достойно, правильно. В общем-то, и Христос отвечает этому юноше, говоря о заповедях: «вот заповеди, сохрани эти заповеди». И перечисляет эти заповеди юноше. Он же отвечает: «я от юности моей все эти заповеди сохранил». Это второе чем он поражает.
Читаешь эти заповеди и думаешь: ну, разве что может быть против некоторых, и то, если не делом, то в уме ты согрешил. Заповедь: «не убий». Кто-то скажет: да, я, слава Богу, никого не убил. Это правда? А сколько было выпущено горьких слов, которые убили в ком-то надежду, убили в ком-то любовь, в ком-то дружбу. А сколько раз в гневе, да, какая разница, не своим голосом ты кричал или кричала: убить тебя мало. Думаешь, это шутка? А ведь сказано: за всякое слово дадите ответ. Может быть, в руках твоих не было жестокого оружия, которое бы смертельно ранило другого человека, но сколько раз ты убивал других людей в своём уме, в своей ненависти, в своих злых пожеланиях.
Или скажешь: почитал родителей. Да, здесь, наверное, найдётся ли тот, который скажет: я сохранил эту заповедь. Или другую какую заповедь вспомним, и скажешь: я сохранил её. Хватит ли дерзости признаться в том, что ты не делал? Юноша и здесь удивляет своим необыкновенным устройством жизни. Он говорит: «эти заповеди я сохранил от юности моей». И опять парадоксально становится в некотором роде учителем, укоряя и меня самого, какой удивительной жизни человек.
И тогда Христос, взглянув на него, говорит ему еще более парадоксальные вещи. Все, - говорит, - имение, которое имеешь, продай и раздай нищим, и последуй за Мной и будешь иметь совершенство и наследие в Царстве Божием. И вдруг этот юноша опечалился, и печальным отошёл от Христа. Он искал ответ на вопрос, который очень много времени мучил его самого. Он искал ответ на вопрос о своём спасении, полагаясь в этом спасении на себя самого.
Вот когда мы говорим о спасении: что значит «спастись»? - мы говорим: это быть хорошим человеком, то есть делай хорошие дела, и всё у тебя будет замечательно. Оказывается, это не так. Оказывается, быть хорошим человеком и спасти свою душу – это не одно и то же. Кто-то думает, что просто хорошие поступки, хорошее отношение к другим, справедливое даже отношение к другим – этого достаточно, чтобы Бог тебя любил. Нет, нет. Всего этого достаточно, чтобы ты сам себя любил. Потому что чаще всего всё это делается ради себя самого.
Да, именно так. Потому что, ну, толкни тебя. Куда денется твоя улыбка? А на ногу наступи? А, ну-ка в бок ткни? Куда денется твое умилительное лицо после крестного знамения и твое шептание молитвы, куда все это мгновенно денется? Чаще всего все это хорошее ради нас самих. И чаще всего это нас самих только ложно успокаивает. Да-да, когда в нашей жизни бывают испытания, мы прямо так и говорим: «ну, я же ничего плохого не делал, а почему со мной не так же, по-другому?» Вся наша доброта нередко становится всего лишь лукавой маской.
Вот когда Христос сказал юноше: «все раздай нищим и следуй за Мною», и он опечалился, ушёл. И апостол замечает: потому что у него было богатое имение. Христос потом говорит Своим ученикам, видя их недоумение. Да, ученики Христа, апостолы, недоумевали, о чём спросил этот юноша, что все заповеди сохранил. Кажется, вот он, святой человек, надо такого сохранять и подражать, и молиться ему. И вдруг Христос, отвечая ему на вопрос, делает этого юношу печальным, и он уходит.
Господь отвечает ученикам: «трудно богатому войти в Царство Божие, трудно надеющемуся на своё богатство войти в Царство Божие». И дальше теперь уже поражают ученики. Они говорят Ему: «Господи, как же нам тогда спастись?» И ведь этот вопрос задают совершенно нищие люди. Здесь совершенно нужно понимать, что речь идёт не о вкладах на счетах или каком-либо имуществе. А речь идёт совершенно о другом богатстве. Христос прямо говорит: «тот, кто надеется на своё богатство, не спасётся».
О каком же богатстве Он говорит? Да, кто надеется на свой ум, на свою красоту, на свою молодость, на свои способности, на свои возможности, на свои знакомства, на тех, кто обязан, на своих должников, - да на что угодно, - кто надеется на хорошую погоду, на здоровье. Это самая безнадёжная надежда – надеяться на свое здоровье. Но чаще всего она больше всего крепка у нас. И чаще всего именно на это мы надеемся. Кстати, и в какие-то важные дни своей жизни слышим: самое главное – здоровье. Сегодня, я это уже много раз услышал. Да нет, безнадёга, кто надеется на здоровье. Я здоровых людей не знаю. А больных знаю много, разными болезнями.
Кто надеется на богатство – вот это всё - тому трудно войти в Царство Божие. И на слова апостолов: «кто же тогда может спастись?» На что же нам надеяться? Христос отвечает, очень просто, понятно и горько. Невозможное человекам, возможно Богу. Что же тогда нам невозможно? Нам невозможно всё это посвящать себе.
Когда я всё посвящаю себе: здоровье – для себя, ум, таланты, умение что-то делать – все для себя, все что называется, говоря современным языком, только монетизировать, сделать выгодным для себя – ты себя делаешь самым несчастным человеком. Даже если ты никого и не убил, и всех почитаешь, чужого не взял, не прелюбодействовал, не говорил неправды, ну, поступал как хороший человек. Но если всё ты это делаешь для себя, тогда твоя жизнь становится смертной. Почему? Ну, ты для себя это всё сделал. Ты закончился, когда закроют крышку гроба, и закончилось всё, что ты сделал для себя.
А вот если ты в Бога богател, а вот если все это ты делал ради других, как говорит Христос этому юноше: «всё раздай нищим», то есть свой талант посвяти другому человеку. «Раздай нищим», то есть тот, кто отчаялся, поддержи его своей дружбой. «Раздай нищим», то есть тот, кто потерял надежду, поделись своей жизнью, протяни руку помощи, просто поддержи этого человека. «Нищим» - тот, кто оказался в грязи, кого закидали грязью с головы до ног, ты хотя бы не кидай последний комок грязи, и не говори об этом человеке «да, он такой».
Пойди хотя бы лицо ему умой и скажи: «знаешь, всякое бывает, давай я тебе умою лицо, я верю, что ты, даже не вопрос делал ты это или не делал, такой или не такой, я верю, что ты можешь стать другим, давай попытаемся это сделать вместе. Раздать нищим своё богатство – это свои таланты жизни, это свои силы жизни не для себя сохранять. И главное – это в жизни умереть не здоровым и красивым, а не умереть вообще. То есть войти в вечность.
Поэтому Господь и говорит: невозможное человекам, возможно Богу. Бог открывает Свою вечность тем, кто и хороший, и правильный, и замечательный был не для себя, а ради Христа. Я, - скажет искренний христианин, - это делал не потому, что я добр, а потому что Господь мне это велит. И когда кто-то бросится благодарить тебя, скажи: «спасибо, но благодарность Богу». Спаси, Христос, - как всегда говорит верующий человек. Спаси, Господи, - Ему вся благодарность, потому что всё то, что я имею, имею не для себя, а ради того, чтобы прославить Его, чтобы послужить Ему и здесь во временной жизни, и дальше в вечности навсегда остаться Его сыном или дочерью.
Невозможное человекам, возможно Богу. Сегодня эти слова Христовым ученикам пусть звучат в каждом из нас громким-громким голосом, и пусть каждый из нас в этот день, вспоминая этот удивительный разговор Христа с этим юношей, задастся себе вопросом: да, Господи, а что же самое главное мне спросить у Тебя? Пожалуй, из всего самого главного есть только одно. И дай мне, Господи, сил услышать Твой ответ: что мне сделать, Господи, чтобы спастись? Аминь.
27 августа 2023 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска