Об усталости Христа

29.08.2023
Просмотры: 549

«И как будто бы ты молишься, и как будто бы ты приступаешь к Святым Тайнам, и как будто бы ты приходишь к ученикам Христовым, к святым образам, к святыням, но они ничего не могут сделать. Каким был вчера, таким остаёшься сегодня. И всё живёшь в этих ужасах своего мрака, обезумевший от одержимости чудовищными своими страстями».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Какие горькие слова упрёка, какое страшное недоумение сегодня произносит Христос, обращая его к тем, кто был рядом с Ним! О, род неверный и развращённый! До каких пор Я буду с вами? (Мф 17:17) Знаете, когда я готовился к сегодняшней литургии и читал это Евангелие перед литургией, и сейчас внимательно слушал это чтение, то эти слова каким-то особенным звоном так и остаются в совести.

Оказывается, и Господь может устать от наших грехов. Оказывается, и Господь может взмолиться. О, род неверный и лукавый, до каких пор Я буду с вами! Эти слова говорят не о бессилии Божием. Эти слова говорят не об усталости Христа. Эти слова говорят не о том, что Господь сожалеет о каждому из нас. Нет, эти слова, как признание, которое, с одной стороны, говорит о Его бесконечной любви к нам, но о любви, которая страдает, которая болеет.

Если кому-то из нас кажется, что Господь бесконечно может терпеть нас и всё прощать мне, пусть чаще вспоминает эти слова. О, род неверный и лукавый, до каких пор Я буду с вами? Пусть чаще вспоминает эти слова, которые Господь обращает к отцу, который привёл своего ребёнка и говорит о нём: «Господи, вот он беснуется, болеет, несчастный, я приводил его к Твоим ученикам, и они не смогли ничего сделать».

Как будто этот бесноватый ребёнок - это моя собственная душа, которая бывает так часто одержима страстью, что эта страсть затмевает всю жизнь и делает её ужасной и чудовищной. Как обезумевший ребёнок, который одержим нечистым духом, душа бывает безумна в своих увлечениях и страстях, в своих привязанностях и в том, от чего никак не может избавиться.

И как будто бы ты молишься, и как будто бы ты приступаешь к Святым Тайнам, и как будто бы ты приходишь к ученикам Христовым, к святым образам, к святыням, но они ничего не могут сделать. Каким был вчера, таким остаёшься сегодня. И всё живёшь в этих ужасах своего мрака, обезумевший от одержимости чудовищными своими страстями.

Кто-то может сказать: ну, велика ли страсть? Я же ничего страшно плохого не делаю. Это всего лишь мои мысли, это всего лишь мои желания. Я же никаких поступков не совершаю. Одержимость - это не тогда, когда ты не совершаешь плохих поступков, это когда ты хороших не делаешь. И если ты не делаешь каких-то чудовищных вещей, это ещё не означает, что ты хороший человек - если ты не делаешь вещей добрых, настоящих, правильных.

Христос тогда с этими горькими словами упрёка и сожаления, сожалении не о Своём, повторюсь, бессилии, а сожаления о бессилии человека, потому что прямо говорит: о, род неверный и лукавый! Сколько же ты будешь обманывать Меня? Сколько же ты будешь оставаться неверным: то есть давать обещание и не сдерживать их; лукавый: говорить одно, а думать другое; сколько же ты будешь врать Мне? До каких пор тебя терпеть ещё?

И тогда Христос, обращая эти слова к Своим ученикам, и к тем людям, которые были рядом с Ним, эти слова обращает сегодня и к моей лукавой совести. Эти слова сегодня обращает и ко мне. До каких пор Я, - говорит Господь, - буду терпеть твою нелюбовь? Если бы ты по-настоящему любил, если бы ты по-настоящему любила, ты никогда бы не делал и не делала того, что ты делаешь.

Если бы в тебе твоя любовь была бы настоящей, то твои сердце и душа не были бы одержимы безумными идеями, безумными желаниями, не были бы одержимы ни тоской, ни болью, не были бы одержимы несвободой, не были бы одержимы скованностью в твоих добрых поступках и делах.

Христос говорит тогда этому человеку: «приведи своего ребёнка ко Мне». И Своим словом изгоняет этого беса. И не только изгоняет этого беса из ребёнка, сделав его вновь свободным и счастливым человеком, избавив его от ужаса преследования нечистым духом. Но ещё освобождает от страха, от ужаса, от отчаяния, от уныния, от недоумения отца и апостолов.

Наедине они спрашивают Его: «Господи, почему мы не смогли его изгнать?» И Христос апостолам и мне говорит честно, обнажая мою жизнь: «из-за неверия вашего». Если бы в вас, - говорит Христос, - ваша вера была хотя бы как горчичное зерно, вы могли бы совершить не только это, вы могли бы двигать горы одним только своим словом. Но оттого, что в вас так мало веры, так мало силы веры, которой некуда попасть в вашу собственную душу и сердце, которые каменные, безжизненные, как иссохшие пустыня, поэтому вы не смогли этого сделать.

Чтобы дать другому человеку свободу, чтобы другому человеку подарить любовь, чтобы другому человеку подарить надежду, дружбу, веру, чтобы другому человеку подарить силы, которые могли бы поднять его от болезней и немощи, прежде всего, вы, - говорит Господь мне и Своим ученикам, - должны иметь хотя бы малую веру.

Ты даже не можешь себя подвинуть, какие горы тебе поддадутся! Ты даже не можешь изменить свою собственную жизнь, свои привычки. Ты не можешь в своей собственной жизни отказаться от того, что прилипло к тебе, как грязь. Ты всё еще продолжаешь кого-то там осуждать или кого-то ненавидеть, ты всё ещё продолжаешь жить дурацкими мечтами, ты всё ещё продолжаешь фантазировать, а не делать, не трудиться, ты предпочитаешь мечтать, чем сделать первый шаг и сделать что-то в своей жизни реальное, ты предпочитаешь кого-то осуждать за что-то и кого-то винить, а сам какие горы? Ты сам не хочешь ничего сделать в своей жизни!

И ничего ты не выгоняешь из своей души, ничего ты не гонишь из своего ума, ничего ты не гонишь из своего сердца, и этот лукавый дух сидит в них и владеет тобой. Как ты сможешь помочь другому человеку? Как ты сможешь научить другого любви, когда сам никогда не любил? Как ты сможешь научить других дружбе, когда сам изменял, предавал? Как ты сможешь чему-то доброму научить другого, когда ты себя не можешь заставить ничего сделать доброго, только винишь всех, видишь других виноватыми, проклинаешь свою судьбу?

И как тот несчастный отец, чтобы оправдать своё бездействие, говоришь: я приводил его к Твоим ученикам, я свою душу приносил, - Господи, - в Твой храм, к Твоим апостолам, но и они ничего не смогли сделать. Далее Христос продолжает, говоря Своим ученикам и мне, отвечать на вопрос: почему же в нас маленькая вера.

Он говорит о простых лекарствах для веры крепкой: род сей изгоняется постом и молитвой. То есть делами, именно делами. Любое твоё бездействие - это только сотрясение воздуха. А вот дела, о которых говорит Господь: пост и молитва. То есть пост - это физический труд. Молитва - это духовный труд, это сосредоточенное общение с Богом, это тогда, когда в моей голове не роятся мысли, как скакуны, а когда в моей голове живёт тихое общение с Богом.

Пост - это труд, это не только физическое воздержание, это ещё и физический труд. Такой труд, который я поднимаю на себя и берусь за любую работу, за любую работу, лишь бы только не бездельничать и не мечтать о каком-то особом деле, самом главном и важном. За любую берись работу, и тогда ты избавишься от своего маловерия. Тогда веры в тебе станет больше. Она тогда станет крепче, надежней, и она сможет избавить и тебя, и тех, кто рядом от многих бед, когда ты трудишься и молишься.

И вновь вспомни слова Христа Спасителя, чтобы повторять их себе как можно чаще и приводить себе их на ум и в память, приводить для своей совести: о, род неверный и лукавый, до каких пор Я буду с вами? Этот вопрос сегодня задаёт мне Господь. И я как кающийся и нашкодивший сын или дочь могу только ответить Ему на этот вопрос одним: потерпи на мне, Господи, все воздам Тебе. Потерпи ещё немного, Господи, ещё немного, я уже потихоньку встаю от своего ужасного, безумного, самозабвенного сна, я встаю, Господи, потерпи на мне, любящий Отец. Аминь.

13 августа 2023 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

549