«Первый шаг всегда оставляет тебя в руках Божиих, как только ты решаешься поменять что-то в своей жизни, как только ты решаешься признаться Богу, себе и другому человеку в своей неправоте и неискренности, как только ты решаешься полюбить или подружиться, как только ты решаешься верить. Как только ты делаешь первый шаг, теперь уже Христос - твоё основание, теперь Он уже твой берег и твоё надёжное пристанище».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сделать первый шаг. Эти слова мы очень нередко слышим от своих учителей, от своих наставников, от своих настоящих друзей: «ты не бойся делать шаг»; «не бойся сделать первый шаг». Особенно это очень важно, когда мы говорим о духовной жизни. Ведь в духовной жизни, как в любом подвиге, совершенно нет никакого времени, чтобы очень долго размышлять. Хотя кому-то кажется, что именно в духовной жизни нужно всё сначала осмыслить, продумать, подготовиться, а уже потом делать какой-то шаг.
Впрочем, это правило нередко определяют и к обычной жизни, особенно, когда речь идёт о решении, связанным с семьей, с работой, с дружбой. Мол, надо сначала всё хорошо обдумать. Надо признаться, что очень часто за этим «хорошо обдумать» стоит не благоразумие, а чаще всего за этим «хорошо обдумать» очень удачно прячется трусость, очень удачно прячется нерешительность, лживость, обман. Мол, надо хорошо подумать.
А уже внутренне совершенно принятое решение: «ничего не буду менять, всё оставлю, как есть, в принципе меня все устраивает, хотя и понимаю, что надобно сделать этот шаг, но, может быть, не сейчас, сейчас-то всё хорошо».
Вот апостол Пётр сегодня удивляет всех нас. Христос, оставив Своих учеников, как замечает святитель Иоанн Златоуст, мало-помалу приучает их к тому, чтобы с упованием на Бога, с новым опытом своей жизни, в которой теперь Христос всегда присутствует, переносить житейские скорби и испытания.
Если раньше каждый из них был сам по себе, то теперь они вместе. Если каждый из нас до своего крещения, до своего шага в храм, был сам по себе, то теперь, приступая к Святой Божественной Чаше, наша жизнь вся со Христом. И теперь никто из нас не может сказать: «я сам по себе, и все этим испытания, и все эти проблемы и сложности - это только моё». Это ложь.
Теперь Христос всегда с нами. Господь, оставив Своих учеников, помолившись, пошёл к ним по воде. Кто-то может удивиться этому и сказать: «вот оно подлинное чудо». Но чудо не в том, что Бог ходит по воде. Что в этом чудесного по отношению к Тому, Кто сотворил этот мир весь, видимый и невидимый?
Чудо в том, что Бог идёт к человеку, не прячется от него, не оставляет его, а идёт к человеку. Вот оно настоящее чудо Божественной любви, свойственная только Создателю – Он идёт к Своему созданию, переступая через волны, преодолевая ветер.
И вот уже видит корабль, на котором Его ученики от страха не знают, что делать. Там опытные рыбаки, и они хорошо были знакомы с этим морем, по которому ходил Христос, и знали, что весь этот поднявшийся ветер может быть не просто опасным явлением, а последним, что они увидят в своей жизни. Они боролись с этой бурей.
И тут во мраке видят Христа, пугаются и кричат. Они думали, что это призрак. Да, у моряков есть такое поверье - увидишь в бурю какое-либо явление на море - доброго не жди. Мол, уже пришёл твой час. У них есть Христос и они боятся увиденного, ещё не видя, что это Сам Господь, от страха кричат, видя призрака.
Да, как это похоже на нашу собственную жизнь. С одной стороны, ты на груди сжимаешь свой нательный крест, и только ты был у Причастия, и только ты слышал от священника хорошие слова назидания, и только что ты слышал Евангелие, и здесь какое-либо испытание, и ты не знаешь, кому больше верить Богу или призраку, призраку этой, как говорит апостол, на время являющейся жизни, как пар, который сейчас есть, и через мгновение уже нет.
Как часто мы боимся призраков собственной жизни: болезнь и тень какого-либо испытания, или какие-либо тяжёлые обстоятельства, или даже дыхание самой смерти. Как часто эти призраки, а ещё воспоминания прошлого, а ещё старый уже не друг, но все еще тот, кто может причинить тебе какую-то боль своими воспоминаниями. Боже мой, сколько этих призраков является в нашей жизни! И как нередко мы кричим, иногда не вслух, а где-то в глубине своей души, в каких-то мрачных уголках своего сердца, кричим, как будто бы не Христос с нами, отчаиваемся, боимся, страшно.
Христос говорит им из этого мрака окружающей их жизни: «это Я, не бойтесь».
Это первое, чему сегодня нужно нам навсегда научиться. Что именно в самые тяжёлые моменты испытаний, когда кажется, что призраки то ли из прошлого, то ли из настоящего явились в нашей жизни, угрожая ей - рядом всегда Христос. И если бы мы так громко не кричали, и если бы этим криком не оглушали всю свою жизнь и свою совесть, мы сразу же услышали бы эти слова. Но Христос, когда говорит, то даже буря утихает. «Не бойтесь, - говорит, - это Я».
Пётр. Вот он момент человеческого подвига. Ты, - говорит, - если это так, повели мне прийти к Тебе. Пётр - первый, решительный, смелый, необузданный, нелогичный, первый из там находящихся очень опытный рыбак говорит: «повели мне прийти к Тебе, если это Ты». Иди, - отвечает Христос и ждёт его. Пётр и вылазит из лодки и делает первый свой шаг.
Вот тот самый первый шаг, о котором мы уже говорили и размышляли с вами. Он не говорит: «в другое время сделаю это». Уж как бы то ни было, а лодка хоть и вся трещит, да надёжней, чем морская пучина, поднимающаяся выше корабельной палубы. Уж как бы там ни было, а здесь может за что-то ухвачусь да спасусь, повременить бы. Нет, не такой Пётр. Идёт сразу же навстречу к Нему в пучину.
Из сегодняшнего Евангелия мы знаем, что Пётр пошёл ко Христу, подул ветер, поднялась волна, он испугался и начал тонуть. Но первый шаг сделан. Первый шаг сделан к Нему и уже обратно он не побежал к лодке. И уже обратно он не бросился плыть к ней, которая скрывалась там за высокой волной. Но даже из пучины своего страха он кричит: «спаси меня, Господи, погибаю».
Первый шаг всегда оставляет тебя в руках Божиих, как только ты решаешься поменять что-то в своей жизни, как только ты решаешься признаться Богу, себе и другому человеку в своей неправоте и неискренности, как только ты решаешься полюбить или подружиться, как только ты решаешься верить. Как только ты делаешь первый шаг, теперь уже Христос - твоё основание, теперь Он уже твой берег и твоё надёжное пристанище.
Да, кто-то скажет: эти первые шаги даются тяжко, столько приходится нахлебаться воды. Пётр тоже, должно быть, нахлебался той воды. Но из пены своего страха он кричал: «спаси меня, Господи». И Христос, взяв его за руку, в мгновение оказался на палубе вместе с ним, и всё вокруг утихло.
Не знаю, задавался ли апостол Пётр вопросом «что это было?». Наверное, задавался. Потому что этим вопросом точно задались все остальные ученики и, подойдя к Нему, поклонились и сказали: «Ты воистину Сын Божий», и не и потому, что ходишь по воде, и не потому, что буря Тебе подчиняется, и не потому, что ветры слушают Твой голос. Нет, а потому, что в Твоих руках рука нашего друга, человека.
Ты - Сын Божий, потому что в Твоих руках наши жизни. Господи, и там, где Ты, там всё может быть: и бури, и ветры, и страхи, и ужасы, и отчаяние, и мрак, и непроглядное будущее, и не видно горизонта, но там, где Ты, во всём в этом есть жизнь и жизнь вечная, жизнь настоящая.
Спаситель укорял Петра: маловерный, испугался. Как и сейчас укоряет некоторых из нас: эх, ты маловерный или маловерная, ведь обещался Мне, ведь обещалась Мне идти прямо и больше не падать, а опять возвращаешься к прежнему. Ну, ты же уже сделал шаг, не надо бежать обратно, иди только к Тому, к Кому ты сделал этот шаг, и не бойся. И не бойся, - говорит Христос, - в это бурное время, в которое, как тогда в лицо апостолов попадала вода от бушующего моря, а сейчас мы слышим запах пороха и вместо капель воды брызги крови, но и в этой буре Христос. И в этой буре Он говорит мне: «не бойся, это Я».
Помолимся за Божественной литургией сейчас, чтобы каждому из нас хватило мужества, сделав шаг, не оступаться и не возвращаться обратно, чтобы каждому из нас хватило веры и сквозь бурю и мглу знать, что Христос с нами, и из последних сил своей души, как апостол Пётр, прокричим Ему с покаянием и слезами: помилуй меня, Господи, спаси нас, Господи. Аминь.