«Когда каждый из нас в своём сердце имеет милосердие и сострадание, тогда правды вокруг становится больше. Когда мы правду ищем в других только лишь и требуем этой правды, но не дарим к ней любви, эта правда бывает недолгой, эта правда бывает ненадёжной».
Всечестной отец Антоний, священноархимандрит сей святой обители, всечестные отцы, дорогие братья воины, братья казаки, дорогие братья и сёстры, гости, паломники и жители нашей Богом хранимой Карачаево-Черкесской республики, сегодня мы вместе с вами прославляем одного из удивительных пророков Божьих Илию, в память о котором освящён этот древнейший в России храм, самый древний Ильинский храм Русской Православной Церкви, в котором сегодня мы совершили Божественную литургию и, слава Богу, причастились Святых Христовых Тайн.
Каждый раз, когда мы вспоминаем пророка Божия Илию, то множество переживаний, чувств возникает в сердце верующего человека. Это был человек, который был настолько ревностный, что, если можно было бы назвать его одним именем, я бы назвал Илию пророка огнём - он всегда горел. Это был человек, который никогда не был теплохладным или безразличным, он никогда не проходил мимо греха, он никогда не проходил мимо неправды, и не потому, что всё его задевало, а потому, что свойство огня такое - давать свет и просвещать любой мрачный угол, давать тепло и согревать словом об истинном Боге, никогда не соглашаться с бесчестием и с торжеством неправды.
Отец пророка Божия Илии рассказывал, что, когда он родился, то видел, как ангелы беседовали с этим ещё совсем маленьким дитём, и уже тогда он знал, что на этом его ребенке будет особая рука Божия. Так оно и произошло. Это был человек, который всю жизнь жил воздержанной жизнью, был девственником.
Удивительно, он родился за 10 веков до Рождества Христова, но при этом видел Христа на горе Преображения, когда, помните, явился Ему, чтобы беседовать с Ним о грядущих событиях. Пророк Божий Илия ревностно осуждал царя нечестивого Ахава, который под влиянием своей нечестивой жены уклонился в язычество, и весь народ израильский мало-помалу начал скатываться в идолопоклонство. Тогда он разгневался и обратил к небу свой чистый искренний горячий голос, и небо затворилось. И три с половиной года не было дождя. А сам пророк Божий Илия находился у одной вдовы, а до этого прятался в горах, где ворон приносил ему, как повествует Священное Писание, пищу и кормил его мясом.
Святитель Иоанн Златоуст, кстати, сказать, замечает на это очень интересно. Он говорит, как будто бы от лица Божия: Илия, преклони свою суровость на милосердие. Посмотри, - говорит, - ворон, который своих птенцов не кормит, тебе мясо носит, научись у него милосердию. Сердце пророка Илии было очень твёрдым, решительным, но вместе с этим, как многократно, и потом из Священного Писания мы узнаем, единственное, что может быть не доставалось ему - это милосердного сострадания к людям. Бывает так. Вот такая утвердительная ревность, вот такое решительное слово, которое никогда не меняется, ещё и потому, что сам он был человеком одного слова и одного обещания.
Потом мы знаем, как он состязался с жрецами Вааловыми, когда они возложили на жертвенник, и возложил на жертвенник истинному Богу Илия, ещё и возлил на него воду, и те сколько не пытались, огонь не сошёл с неба, а на жертву Илии этот огонь сошёл и попалил её. Тогда в ревности он уничтожает несколько тысяч жрецов Вааловых.
Жизнь Илии пророка была наполнена единственным смыслом - жить самому этой правдой и эту правда являть другим людям. И как сегодня вот такой яркой, такой убедительной правды жизни в нашей жизни нам самим не хватает. Описатель жития пророка пишет, что сам пророк, как я уже сказал, был человеком очень ревностным, но Господь всякий раз показывал ему, что покаяние начинается не только от сил, которые окружают человека, с каких-то сверхъестественных и впечатляющих явлений Божиих в жизни человека. Покаяние начинается от сострадающего рядом человека.
Многие говорят, что уверовали бы в Бога, если бы Господь сейчас явил Себя: вот затряслась бы так земля или явилось бы такое явление, чтобы всё бы сразу остановилось. Да, Боже мой, разве земля не трясётся?! Мы каждый день читаем новости о том, как и этой ночью многие и многие люди не спали от того, что трясётся земля и огонь льётся с неба. Разве не болеют наши дети, разве не страдают наши старики от тяжёлых болезней? Разве ещё какие-то нам нужны знамения, когда вокруг и так столько знамений века сего: ненависти, отчаяния, страха, уныния, с одной стороны и, с другой стороны - безрассудства, распущенности, совершенного неуважения к старшим, жизни такой, как будто бы ты никогда не предстанешь пред Тем, Кто тебе эту жизнь подарил. Разве этого мало сейчас в наше время?
Когда пророк Илия увидел, что народ опять начал возвращаться к языческим жертвенникам, он, было, совсем опечалился и ушёл в пустыню, оставив народ. Говоря самому себе: не нужна ему никакая правда, ничего не выходит, сколько не учи - не учатся, сколько не показывай - не видят, сколько не предупреждай - не боятся, сколько не прощай - всё равно возвращаются к прежнему, сколько не проси - не слышит и не делают, не любят, не надеются, не верят. В таких мыслях Илия был в пустыне, когда явился ему Господь. Сначала буря поднялась, в которой не было Бога. Затем другие явления, в которых тоже не было Бога. И подул лёгкий-лёгкий ветерок, вот похоже чем-то на тот, который мы и сейчас слегка ощущаем, и в этом лёгком дуновении ветра был Бог.
И Господь, явившись пророку Божьему Илие, общаясь с ним, сказал ему о том, что Сам Он любит так людей, и хотя они уклоняются, и хотя они падают, и хотя они ошибаются, но Его божественная любовь простирается ко всем: и солнце Он поднимает над добрыми и злыми, и дождит на землю и добрым и злым. Милосердие, сострадание, верность, преданность - всё это начинается с нас самих и продолжается в других явлением милости Божией. Когда каждый из нас в своём сердце имеет милосердие и сострадание, тогда правды вокруг становится больше. Когда мы правду ищем в других только лишь и требуем этой правды, но не дарим к ней любви, эта правда бывает недолгой, эта правда бывает ненадёжной.
В нынешнее время с особенным усердием просим мы пророка Божиего Илию, чтобы, как тогда он свой народ вразумлял и наставлял, и не только знамениями, которые Господь давал по его молитвам, но ещё и своим изменившимся сердцем, которое изменилось от твёрдости, жёсткости к любви и состраданию.
И да, пророк вернулся в свой народ, ему было откровение о том, что в народе израильском есть семь тысяч мужей, оставшихся в истинном поклонении истинному Богу, он вернулся к ним, и вместе с ними служил людям. Но уже теперь не огнём с неба и не засухой по много-много лет. Он служил любовью своего сердца, своим терпением, горячей молитвой, которая многих и многих вернула на путь покаяния и к истинному поклонению истинному Богу.
Сегодня мы просим пророка Божиего Илию: пророче Божией, ты, видевший Христа, ты - первый воскресивший в Ветхом Завете из мёртвых человека, ты, и сам взятый живым на небо, и ещё имеющим прийти перед пришествием Христовым, молись о всех нас ко Господу Богу, молись, пророче Божий, о том, чтобы правда жила и коренилась в наших сердцах и была обильно-обильно насыщена любовью.
Молись, пророче Божий Илия, чтобы нам быть ревностными служителями истинного Бога: чтобы не оступаться нам. Молись, пророче Божий Илия, чтобы в домах наших мы служили не Ваалу, принося ему жертвы своих похотей, своей расслабленной жизни, своих страстей, принося жертвы своей ненависти, своего эгоизма, своего честолюбия, своей надменности, молись о нас, пророче, чтобы нам приносить Богу истинному жертвы: сокрушенное сердце, тёплую молитву, надежду.
Молись, пророче Божий, о нас, чтобы нам научиться состраданию так, как тебя даже ворон учил в пустыне, по слову Златоуста, не кормящий своих птенцов и носящий тебе пропитание. Пусть и наша, иногда воронья душа, которая никогда ни с кем или редко когда с кем чем поделится, научится у этого ворона быть сострадательной и милосердной. Пророче Божий Илия, моли Бога о нас, чтобы Господь являл не Свой гнев и не Свой огонь, и не Своё наказание лил с небес на наши головы, но чтобы Господь пролил на нас Свою милость.
Да, пророче Божий Илия, иногда бывает, только потрясения заставляют нас одуматься. Тогда народ израильский три с лишним года изнывал жаждой так, что пришёл в полное отчаяние. И сегодня мы как будто бы в засухе, и уже второй год изнываем от боли, от страха, от ужаса того, что происходит в нашем некогда большом одном народе, а теперь мы видим междоусобицу, теперь мы хороним наших сыновей, теперь мы хороним наших братьев и сестер, теперь по разную сторону стало столько ненависти и проклятий друг на друга.
Пророче Божий Илия, всё ты это видел в своей жизни и знаешь, что иногда такие времена бывают нужными, чтобы одуматься, помоги нам одуматься, помоги нам крепче молиться, помоги нам научиться искренне любить, помоги нам научиться не отчаиваться, помоги нам научиться терпеть, ждать и благодарить за всё Господа. Пророче Божий Илия, умоли Бога, да явится Он нам в тихом дуновении ветра, как и тебе явился. Аминь.
***