«Благополучие жизни человека начинается не с его силы и не с его каких-то особенных умений. Благополучие жизни человека, и это мы видим на примере преподобного Серафима, начинается с жизни по заповедям Христовым».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с днём памяти преподобного Серафима Саровского Чудотворца, и поздравляю всех вас с днём престольного торжества, которое сегодня все мы совершаем, собираясь здесь, в нашем посёлке Пятигорском, рядом с кафедральным городом, в храме, освящённом в честь преподобного Серафима.
Каждый раз, когда мы отмечаем день этого удивительного угодника Божия, я думаю, что многим на память приходят немногие выражения преподобного Серафима. Действительно, его выражения были и лаконичными. И он одно и то же очень часто повторял для того, чтобы это повторение стало научением для всех нас. И о том, что простая жизнь человека делает его доступным благодати Божией, и о том, что когда человек сам спасает свою душу, когда человек живёт добродетельной жизнью, именем Христовым, тогда вокруг него всё освящается именем Христовым.
Но я сегодня хотел бы вспомнить эпизод из жизни преподобного Серафима, связанный с диким зверем. Помните, как в житии описывается, как преподобный Серафим укротил медведя. Это жизнеописание говорит об удивительном свойстве, которое нас возвращает к состоянию Адама до изгнания из рая.
Мы помним из Ветхого Завета, из Бытия, что до грехопадения Адам и Ева управляли этим райским садом, и каждому творению этого сада Адам давал название. И заботился об этом саде. И в этом саду не было до грехопадения ничего того, что могло бы угрожать Адаму. Ему не приходилось защищаться от каких-либо диких зверей, ему не приходилось прятаться от них, ему не приходилось изобретать какие-либо приспособления, чтобы сделать свою жизнь благополучной. Чтобы его жизнь была благополучной, Адаму приходилось только одно - исполнять заповедь Божию, которая гласила: «от всякого древа вкушайте плод, а от древа познания добра и зла, плода не вкушайте, а если ослушаетесь, то вместе с этим плодом вкусите смерть».
Благополучие жизни человека начинается не с его силы и не с его каких-то особенных умений. Благополучие жизни человека, и это мы видим на примере преподобного Серафима, начинается с жизни по заповедям Христовым. Да, мы знаем, что этот лютый зверь не нанёс ему раны, и знаем, что перед смирением преподобного Серафима, и перед его удивительной простотой и святостью этот зверь смирился и даже служил преподобному.
И при этом знаем, что это бессловесное существо, не имеющее бессмертной души, но вот существо словесное, имеющее бессмертную душу разбойники однажды напали на преподобного Серафима. И несмотря на святость этого простого человека, и на простоту его жизни, искушаемые дьяволом и гонимые ненавистью к правде Божией, не покорились Самому Богу. Но подняли руку и на преподобного.
Всю жизнь преподобный Серафим после нападения этих злых разбойников ходил согбенный. удивительно, бессловесная тварь поклоняется человеку Божиему, а словесная восстает против Создателя и против человека. И глядя на нынешнюю современную жизнь, можно найти множество таких примеров парадокса, когда бессловесное покоряется, а словесное гордится, надмевает, ненавидит, гонит, наносит боль, убивает. Преподобный Серафим и по отношению к разбойникам, которые напали на него, впрочем, оставался сам для них бессловесным. как бы показывая пример того, что все мы призваны служить друг другу. И они желая обогатиться, и у него ничего не найдя, не смогли найти в нем самого драгоценного, потому что не жаждали этого.
Ведь эти разбойники могли бы найти у преподобного множество удивительных сокровищ: умение молитвы, общения с Богом. Они бы могли найти сокровища смирения и покорности воле Божией. Они бы могли найти сокровища изменения своей жизни. Такое сокровище, которое могло бы эту жизнь полностью поменять. Они могли прийти к нему разбойниками, и уйти от него кроткими и смиренными людьми, которым бы больше не пришлось прятаться, которым бы больше не пришлось жить добычей ненависти и гнева. Но они не искали этого. Если бы хоть немного их сердце было бы расположено к тому, чтобы увидеть в этом простом старце, живущим в простой деревянной избе в дремучем лесу, если бы они могли увидеть в этом простом человеке человека, который пришёл туда жить не для того, чтобы накопить какое-либо богатство внешнее, но для того, чтобы стать настоящим человеком, и они могли бы стать таковыми.
Впрочем, предобрый Серафим всю жизнь молился об этих разбойниках. И нет никакого сомнения, что его молитва действовала на их совесть, и нет никакого сомнения, что эти словесные сотворенные Богом создания, люди, озлобленные, разозлённые, исковерканные всей своей душой и совестью, потом всю свою жизнь, вспоминая об этой встрече, горько внутренне сожалели, что стали причиной боли невинного человека.
Сегодняшнее время очень похоже с жизнеописанием преподобного Серафима. Словесные создания люди становятся больше зверями, чем дикие звери. И напротив, бессловесные создания верно служат человеку, и насколько это возможно, заботятся о нем. И когда я вспоминал этот эпизод из жизни преподобного Серафима Саровского, показалось, что и сегодня дикий зверь, имена которому не счесть, но под всеми есть одно имя - ложь, ибо он есть отец лжи и всякой неправды, восстаёт на святую веру человека, восстает на надежду человеческой жизни, восстает на человеческую любовь.
И как ответить этому зверю? Так же, как преподобный Серафим - он мог своим духом кротости смирить бессловесную тварь. Впрочем, как я сегодня рассказывал, вспоминая житие преподобного, нападавшие на него разбойники не подчинились этому духу кротости, но преподобный Серафим не взял в ответ ни топора, ни дубины, а смиренно согнул перед ними свою старческую спину, и всю свою жизнь не разгибаясь молился о всяком человеке, потерявшем образ Божий, потерявшим тот образ, который Господь вложил в нас: Свою свободу, веру, Свою любовь и Свою надежду.
Сегодня мы особо горячо просим преподобного Серафима: помоги нам, отче, справиться со зверями бессловесными, и помоги нам, отче, справиться со зверями разумными, помоги нам отче, не озлобиться и не впитать через боль ран и потерь, ужаса, который мы сегодня видим вокруг нас, помоги нам, отче, не потерять нашей веры, помоги нам, отче, не стать зверями.
Помоги нам преподобный отче, не озлобиться и не возненавидеть. Ведь ненавидеть так легко, но Бог прощает и принимает в Свое Царство любящих, потому и говорит: Царство Божие силою берется. И сила эта не в ненависти и не в ярости, а в молитве, в надежде, в терпении, в мудрости, в сострадании, в ожидании трепетном.
Наше время сегодня зовет нас встать всех как бы рядом с преподобным Серафимом на пороге его дома, жить просто и достойно, жить достойно того, чтобы достойными предстать перед престолом Божиим. Ведь главная правда не в том, что скрыто в нашем доме, а в том, что скрыто в моем сердце и в моей душе. Эту драгоценность и ищет Господь.
Мы молимся сегодня преподобному Серафиму, чтобы его молитвами Господь укрепил и тех, и наших братьев казаков, и братьев воинов, которые сегодня защищают православных христиан. Мы молимся сегодня о том, чтобы сердце их не озлобилось, о том, чтобы ум их не омрачился бы, о том, чтобы веры они не потеряли и надежды не угасили.
Мы с любовью молимся о наших братьях и сестрах, которые в это время, в эти дни, и даже в это мгновение, в которое мы с вами сейчас молимся и общаемся, гибнут, страдают, боятся, лишаются своих домов, не знают, где найти куска хлеба, выпить холодной чистой воды. Мы молимся о наших братьях и сестрах, страждущих в этом братоубийственном кровопролитном столкновении.
Мы молимся тебе, преподобный отче, укрепи нас, вразуми нас, примири нас, как перед тобой, преподобный отче Серафим, и лютые дикие звери склоняли голову, так пусть по молитве твоей Господь умилостивит народы наши и подарит нам долгожданный мир, который, впрочем, начинается не с Неба, а изнутри каждого из нас. Ведь и Священное Евангелие говорит нам: Царство Божие внутри при вас. О чём и преподобный Серафим учил: будь мирен, стяжи дух мирный, и вокруг тебя спасутся тысячи. Аминь.
1 августа 2023 года. Храм преподобного Серафима Саровского поселка Пятигорский