«Что делает настоящая вера человека? Она всегда дает человеку посмотреть на правду жизни, на истину. Не такой, какой тебе она представляется, как слепцу. А такой, какая она есть на самом деле. Чтобы увидеть правду, нужно перестать видеть врагов. Чтобы увидеть истину, нужно перестать лукавить, врать, обманывать. Чтобы увидеть любовь, нужно перестать ненавидеть. Чтобы увидеть свет, нужно перестать жить прошлым, мраком поступков, недобрых дел, падений, грехов и страстей».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
За Христом, как сегодня слышим мы из Священного Евангелия, шли два слепца и кричали вслед Ему: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас». Для каждого человека есть такие жизненные обстоятельства, которые открывают ему не только единственную надежду, но и единственный путь. Два слепца, два человека, которые свою дружбу, возможно, начали со своей болезни, встретившись на одной обочине, прося подаяния, а возможно и знали друг друга до этого. Но как бы не было, теперь они вдвоём идут и просят: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас».
Они просят Христа о Его милости с такой силой, с которой можно только надеяться на Самого Бога, обнаруживая не своё бессилие, а обнаруживая, прежде всего, силу своей собственной веры. Обращает на себя внимание то, что эти два слепца молятся не каждый о себе, но вместе друг с другом о друг друге, поэтому и просят: «помилуй нас». Действительно, здесь можно вспомнить евангельские слова, которые говорят о том, что, когда двое или трое что-либо попросят во имя Моё, помолятся вместе, то Я буду вместе с ними. Молитва двух или трёх - всегда крепче, чем молитва одного.
Поэтому самый первый урок, который мы извлекаем из сегодняшнего Евангелия: в каких бы обстоятельствах ты не находился, молись не только сам, но ещё и попроси молитвы тех людей, кто рядом с тобой. Попроси о тебе помолиться твоего друга или твою подругу, попроси о тебе помолиться твоего родного или близкого человека - тогда эта молитва принесёт особую силу, и перед Богом станет сильной и смелой.
Христос, как будто бы не обращая внимания на них, продолжает идти. И делает это не от безразличия, но от того, как замечает Иоанн Златоуст, чтобы не показать Свою силу публично, и чтобы не сделать это исцеление источником восхваления Себя, а показывает Свою скромность, показывает Своё удивительное одинаковое милосердие к любому человеку, но и при этом Своё смирение некое. Когда же остаётся наедине с этими двумя слепцами, то говорит: «веруете ли вы, что Я могу это сделать?»
И вот сейчас, когда я перечитывал это Евангелие, слышал его вместе с вами, и когда перед сегодняшним богослужением читал это Евангелие у себя в келье, то задавался вопросом: ну, для чего Христос это спрашивает «веруешь ли, что Я могу это сделать?» Ну, разве не очевидно, что они бежали за Ним, как за последней надеждой? Разве не очевидно, что им больше надеяться не на кого: им не смогут помочь врачи, им никто не может помочь, чтобы вновь увидеть мир кроме Того, Кто создал этот мир и Кто создал их самих. Разве не очевидно, что они бегут за Христом, потому что так ищут Его участия в своей жизни? Для чего же Христос спрашивает: «веруете ли вы, что Я могу это сделать?»
Чтобы понять это, мы вспомним еще отца, помните, бесноватого мальчика, который падал перед Христом, и Христос говорил ему: «веруешь ли, что Я могу это совершить?», (изгнать этого нечистого демона из несчастного ребёнка), на что тогда отец со слезами заплакал: «верую, Господи, помоги моему неверию». И мы много раз с вами уже размышляли об этом, что верить в бытие Божие и верить Богу - это не одно и то же.
И бесы веруют и трепещут. Бесы знают, что Бог существует. Они видели Его, в отличие от нас, которые Его ещё пока не видели. Но верить в существование и бытие Божие и верить Самому Богу - это, повторюсь, разные вещи. Верить Богу - это значит исполнять Его слово. Верить Богу - это значит не просто говорить: да, что-то где-то кто-то как-то существует. Верить Богу - это означает верить Его прикосновению также, как ты веришь прикосновению своего отца или своей матери. Верить Богу - это значит в своей жизни оставлять столько пространства Ему, чтобы Он мог действовать в тебе. Верить Ему - это значит склонять перед Ним свою свободу и свою волю, это значит ради любви к Нему любить других, это значит ради поклонения Ему и общения с Ним прощать других. Как и Спаситель говорит: прежде чем принесёшь свою жертву, пойди, примирись с твоим соперником, и только потом принеси твою жертву.
Невозможно кого-то ненавидеть и думать, что Бог тебя услышит в твоих молитвах. Невозможно кого-то проклинать и просить благословения Божьего себе и думать, что Бог тебя услышит. Невозможно кому-то не простить и просить прощения о себе и думать, что Бог тебя простит. Невозможно. Поэтому Христос и спрашивает этих слепцов: «веруете ли, что Я могу это сделать?»
По-другому переведу эти слова: прощаешь ли ты другого, чтобы Я мог тебя простить? Оставляешь ли ты ненависть к другому, чтобы Я мог тебя полюбить? Просишь ли ты извинения перед другим, чтобы твоя просьба о прощении Мной была услышана? Любишь ли ты другого, чтобы Я тебя полюбил? Верен ли ты своим обещаниям, чтобы Мое слово на тебе исполнилось? Веруешь ли, что Я могу это сделать?
На что слепцы, поддерживая друг друга, в один голос отвечают: «веруем, Господи». По вере вашей, - говорит Господь, - да будет вам. И что делает вера слепцов? Они ясно перед собой видят Христа Спасителя. Что делает вера слепцов? Они исцеляются от своей слепоты.
Что делает настоящая вера человека? Она всегда дает человеку посмотреть на правду жизни, на истину. Не такой, какой тебе она представляется, как слепцу. А такой, какая она есть на самом деле. Чтобы увидеть правду, нужно перестать видеть врагов. Чтобы увидеть истину, нужно перестать лукавить, врать, обманывать. Чтобы увидеть любовь, нужно перестать ненавидеть. Чтобы увидеть свет, нужно перестать жить прошлым, мраком поступков, недобрых дел, падений, грехов и страстей.
По вере вашей, - говорит Господь, - да будет вам. И теперь, когда ты услышишь от любого человека, или, когда вдруг захочется правдиво сказать самому, что «не вижу я вокруг себя никакой правды, не вижу я никакого света, не вижу я никакого будущего, никакого просвета, не вижу я никакой честности, не вижу я никакой смелости, не вижу», когда скажут это другие или ты сам себе, вспомни историю этих слепцов.
А может быть ты все еще не видишь, потому что не веришь? А если веруешь, то по вере твоей да будет тебе. И если все это ты еще не видишь, значит то, что ты называешь верой, не вера вовсе. Значит она не отличается от веры бесов, которые тоже веруют, но не каются, не любят, не прощают, не надеются. Но верят. И остаются падшими ангелами.
Сегодня Господь не только к тем слепцам, но к каждому из нас прикасается Своими руками: к глазам нашей души, нашего сердца, и говорит мне: «по вере твоей да будет тебе». И пусть каждый от этих слов Христа Спасителя увидит больше света. Аминь.
***