«Но что же это значит исцелить душу? Ведь Христос, прощая грехи, не просто отменяет их силу в этом человеке. Он не просто говорит: ладно, Я больше не буду тебе помнить этот грех. Бог, когда прощает грех человеку, берёт его на Себя».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшний воскресный день мы слышим Евангелие, которое повествует нам об исцелении расслабленного человека, которого друзья принесли ко Христу. Христос, видя веру этих людей, говорит расслабленному: «дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мф 9:2). И далее происходит нечто удивительное. Хотя, впрочем, нисколько не удивительное для Бога, но удивительное для людей, что и поныне не может не оставлять на себе такого пристального внимания это обстоятельство.
Когда же Христос простил человеку его грехи по вере его друзей, тогда находившиеся там книжники в своём сердце размышляли: «Он богохульствует». И Господь услышал то, о чём говорят их сердца. Бог воистину Сердцеведец. Господь всегда знает, что скрыто в моём сердце. И, Боже мой, если бы сокровищем моего сердца была бы искренняя любовь, или если бы сокровищем моего сердца была бы глубокая вера, или если бы сокровищем моего сердца была бы крепкая надежда, настоящая дружба, тогда мне стоило бы радоваться!
Но чаще всего сокровищем моего собственного сердца становятся мои страсти и грехи, сокровищем моего сердца, совершенно не имеющим никакую цену, становятся мои страхи и опасности, ложным сокровищем моего сердца становится неверие.
Господь всегда видит наши сердца, и они перед Ним открыты. И отвечая тем самым книжникам, говорит: «для чего вы дурное помышляете в своих сердцах? Что легче сказать: прощаются тебе твои грехи, или сказать: встань и ходи?»
Святитель Иоанн Златоуст на это место Священного Евангелия, замечая, говорит: намного душа больше тела. И поднять расслабленную душу, то есть простить грехи, намного тяжелее, чем исцелить немощное тело, потому что страсти души и грехи души исцеляются тяжелее, дольше, исцеляются только силой Божией и Его волей, нежели исцеляется тело.
Вместе с этим, святитель Иоанн Златоуст замечает и говорит ещё вот что: что, впрочем, исцеление души не видно, это труд закрытый от внешнего глаза, а вот исцеление тела всегда видно. Но что же это значит исцелить душу? Ведь Христос, прощая грехи, не просто отменяет их силу в этом человеке. Он не просто говорит: ладно, Я больше не буду тебе помнить этот грех. Бог, когда прощает грех человеку, берёт его на Себя.
Святой апостол говорит, что Господь взял на Себя наши немощи и грехи и понёс их. Дерзай, - говорит, - чадо, твой грех Я беру на Себя, ибо настолько люблю тебя, и радуюсь вере тех, кто принёс тебя ко Мне. Простить грех – это понести его.
Да, тогда становится понятно, как, в том числе, прощать грехи другому человеку. Это не просто не помнить. Да, это и невозможно. Ну, как ты сможешь забыть грех этому человеку, особенно, если этот грех относился к тебе? Ну, как ты сможешь просто больше не помнить и не вспоминать это? Это невозможно. Он всё равно будет сидеть в твоём сердце, в твоём сознании, рано или поздно будет возникать со всей своей силой, и опять и опять приводить к боли по отношению к этому человеку. Забыть нельзя. Можно только понести.
Можно только понести его вместе с другим человеком. Взять на себя его, и через свою любовь, и через своё сострадание, и через своего мужество, и через свою честность, и через свою смелость нести этот грех другого человека на себе. И тогда он не будет больше возвращаться с силой дикой собаки и не будет больше разрывать собственную совесть.
На вопрос Христа: «что легче простить грех или исцелить человека?», Он не услышал ответа у тех, кто находился тогда рядом с Ним. Они в изумлении смотрели на Него – что же Он сделает. И тогда Он говорит: чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, то есть имеет власть любви и брать этот грех на Себя, говорит расслабленному: «встань, возьми твою постель и иди домой». Расслабленный повиновался Христу. Он встал, взял свою постель, и не только физически, но и духовно исцелённый, новым, счастливым, благодарным человеком пошёл к себе домой.
Святитель Иоанн Златоуст опять же, говоря об этом Евангелии, произносит следующую удивительную мысль, говорит: Христос отправляет его домой, чтобы и дома узнали, что Бог есть Любовь, Который берёт на Себя немощи наши и несёт их на Себе, чтобы и дома узнали, что, то, что невозможно простить, Бог берёт на Себя, Бог несёт на Себе, и дарует человеку свободу от греха. Народ, видевший происходящее, прославил Бога.
Сегодня, сейчас, находясь здесь, в храме, за общей молитвой, мы, как расслабленные своей душой и своим сердцем. И всё, что я не могу простить, я прошу: Господи, помоги мне это понести. И сегодня за общей молитвой молимся о том, чтобы Господь понёс и наши собственные немощи, и нашу немощь души, и нашу немощь сердца, чтобы, глядя на наше сердце, как на расслабленное, Он бы над нами умилосердился, и это расслабленное сердце поставил бы ровно, взяв на Себя наши грехи.
И ещё мы сегодня просим Бога о том, чтобы Его бесконечная любовь, которая даже до крови и смерти на Кресте, никогда бы не отступала от меня с моей нелюбовью и гнилостью в жизни. Мы просим: Господи, помоги нам быть благодарными за Твою любовь. Я знаю, Господи, я недостоин прощения и недостоин Твоей любви, но знаю, Господи, чтобы не думало моё сердце, Ты всегда видишь и слышишь его, и знаю, Господи, что Ты имеешь власть прощать грехи, и что для Тебя нет ничего более легкого, как взять мой грех на Себя.
И я с благодарностью, Господи, исповедую Тебе свою слабую, но искреннюю и единственную любовь. Благодарю Тебя, Господи, за милости, которые Ты творишь со мною каждый день, говоря мне: восстани, возьми постель твою и ходи, будь свободен и от греха души, и от язвы тела; будь свободен от того, что всю твою жизнь превращает в сплошную боль – от греха. Ты, Господи, язвы наши взял на Себя, прими, Господи, и нашу любовь, и нашу благодарность, прими, Господи, и нашу надежду, и наше дерзновение ходить ровно и прямо к Нему в вечность. Аминь.