«Одержимым кажется, что они здоровы, а слова здоровых воспринимаются как слова очень странных людей. Одни благодарят Бога, а другие продолжают Его гнать из своей жизни, из своих городов, стран. Выходят целыми парадами, чтобы прогнать Его: «уйди от нас, Тебе здесь не место, в наших домах и городах; мы живём другими идеями». И уж не знаешь, какое стадо больше: верных пасомых или бесноватых свиней».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодняшнее воскресное Евангелие вспоминает трагическую историю двух людей. И мне думается, что за этой историей двух людей скрываются и наши собственные истории. Пришёл Господь в Гергесинскую страну, и там встретили Его два бесноватых человека. Бесноватые – это те, кто одержим злым духом. Но не будем спешить делать выводы о тех, кто им не одержим, чтобы найти разницу. И эти два бесноватых приступили к Нему и не естественным для человека голосом, но с удивительно повторяющейся человеческой дерзостью говорят Ему: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Давидов?».
Бесы всегда огрызаются. Они всегда огрызаются на Небо, потому что были лишены его. Они всегда зубоскалят на творение Божие, потому что сами некогда, быв творением Божиим, отпали от него. Бесы веруют. Бесы очень верующие создания. Они видели Творца. Они трепещут перед Ним. И это мы видим в этих бесноватых, которые стали перед Христом и тряслись как осенний лист. Они дерзки, потому что, хотя и веруют, но не каются. Они не утеряли способность к покаянию, они утеряли любовь к Богу, который открывает человеку, да и всякому созданию разумному покаяние, изменение и общение с Ним.
Среди людей очень много верующих. Среди нас очень много тех, которые о любом празднике могут рассказать. Но так мало нас тех, которые любят и по-настоящему каются перед Ним! Так же дерзостно, как эти бесы, отвечают: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?». Я живу своей жизнью. Ну, вот такая у меня жизнь. Ну, что поделать? Ну, вот такая у меня жизнь. Что Тебе до меня с Твоими словами? Ты не можешь понять всего ужаса моей жизни: как мне больно, как мне страшно, как меня предали, как меня забыли, как от меня отвернулись, как меня оклеветали, как меня втоптали в грязь. Ну, разве Тебе это понять? - скажет некоторый человек.
Но Христос прошёл весь человеческий путь и всё это знает: и вкус крови собственной, когда Его били, и грязи, когда Он под тяжестью Своего Креста падал на землю, и предательство, когда Его бросили самые близкие, один из двенадцати вообще продал Его за 30 сребреников, Он знает восклицание «осанна в вышних!» и помнит крики «распни, распни Его», и эти голоса Ему так знакомы, потому что это одни и те же голоса. Он знает это всё, знает. Но вместе с этим, не бросает человека.
И заметьте, в сегодняшней этой ужасной, трагической истории Христос Сам приходит к этим людям. И собственно говоря, бесы с ужасом и восклицают: «что Ты пришёл, что Тебе до нас?» И далее продолжают: «Ты раньше времени пришёл мучить нас». Знают ведь, сотворённые и падшие, что за всё придётся ответить, за всё: за каждую нанесённую боль, за каждую горечь, за каждую неправду, за трусость, за подлость, за предательство, измену, низость – за всё придётся ответить.
И не думай, что Он не видит тебя. Не думай даже, что Он где-то там, так высоко, что оттуда Ему не разглядеть ни твоего сердца, ни твоей жизни, ни твоей души. Это не так. Он их видит всегда, потому что взгляд Бога всегда в сердце человека. Господь не рассматривает то, что вокруг нас. Всегда смотрит в самое сердце. И никогда не отводит Своего взгляда, никогда не закрывает Своих глаз, и никогда не делает шага назад, говоря на наше дерзостное «что Тебе до нас?», Он никогда не ответит нам: «ну, что ж, не нужно, Я уйду». Никогда. Он будет стоять до последнего, пока ты Его не впустишь или не прогонишь.
Бесы вопили со всем неистовством своей гордости и своей нелюбви к Богу. Если прислушаться к своей собственной совести, если прислушаться к своему сердцу, нередко, к ужасу, мы сможем услышать такой же точно вопль. Веруем и, вместе с этим, не любим. Веруем и, вместе с этим, ничего не меняем в своей жизни. Веруем, боимся, трепещем, знаем, что придёт время ответа на Страшном суде Божием и, вместе с этим, повторяя слова бесов, говорим: «только не губи нас». Там рядом паслось стадо свиней. И они Его просят: «если выгонишь нас, то повели нам войти в этих свиней», только не отдавай нас в преисподнюю. Святитель Иоанн Златоуст на это замечает парадоксальную вещь. Смотри, - говорит он мне, святитель Иоанн Златоуст, - бесы даже в свиней без воли Божией не входят, без Его попустительства. А значит, если даже о свиньях Он так заботится, разве Он не позаботится о твоей несчастной душе. Разве Он не изгонит тех, кого ты туда себе накликал, назвал, накричал, навопил? Разве Он не изгонит твоей злобы и твоей обиды? Разве Он не изгонит твоей ненависти и твоего непрощения? Разве Он не может изгнать твою нелюбовь, недружбу, трусость, слабость, всё то, что достойно свиней, но не достойно человека? Разве Он не изгонит их? Только попроси Его об этом.
Трагизм сегодняшней истории заключается в том, что сами эти люди не просят избавить их от этих демонов, потому что вся их воля уже была волей демонов, но сами демоны говорят: «если изгонишь». Почему же «если»? Потому что демоны знают, что Бог, несмотря ни на что, любит человека. Поэтому и говорят «если». Знают мерзкие, что любит Господь Своё любимое создание, в кого бы он не превратился, кем бы он не стал - Бог любит Своё создание. Поэтому и приходит в мир Своего создания, поэтому и приходит к человеку, что очень любит его. И конечно, всякое сделает, чтобы спасти его.
Как в одном удивительном песнопении в дни Великого Поста читаем: «Божественный Хитрец, который исхитрился спасти человека, загнав дьявола в собственную ловушку ненависти». Христос повелевает: «идите». Стадо свиное взбунтовалось, взбесилось. Сколько же этих духов было в этих несчастных людях, что для каждой свиньи в стаде хватило по одному. И взбесившись, бросилось в море, и всё погибло. Смотри, что хотят сделать с тобой твои страсти!
Тот же святитель Иоанн Златоуст, замечая на эти слова Евангелия, говорит: смотри, что бес от тебя ждёт, и чем всё закончится – он погубит тебя. И какой бы не казалось тебе жизнь дерзкой и свободной, какими бы не казались тебе твои поступки вызывающими и смелыми, в кавычках, если ты в руках ненависти, а не в руках любви, если ты в руках отчаяния, а не в руках надежды, если ты в руках гнева, а не в руках веры, конец одинаковый – всё погибнет с шумом.
И не спеши говорить: «ну, и пусть». Хочешь следом за свиньями стать частью их братской могилы для свиней? Ты серьёзно? Со свиньями? Правда? Когда тебя родила твоя мама, и когда она нянчила тебя на своих руках, и когда тебя в руки брал твой отец, поверь, в своих руках они не видели свинью. Они видели любимое драгоценное долгожданное и счастливое лицо сына или дочери. И через их глаза на тебя тогда и по сей день смотрел Бог, который радовался Своему созданию. И пеленали тебя, как образ и подобие Божие. И целовали, и обнимали, и радовались. Как же так случилось, что от тех объятий родителей и их любви теперь для тебя дороже участь свиней?
Люди, кстати, из той страны вышли посмотреть, что произошло. Когда они пришли на берег, увидели этих двух людей вполне прилично одетых, спокойных. Они больше не кидались на людей, они больше не произносили каких-то страшных фраз, они вели себя по-человечески, они были умыты, опрятны. И когда жители страны пришли и увидели людей в человеческом обличии, и услышали от пастухов, что здесь только что произошло, и ещё увидели, как пена бьётся, и погибшие свиньи о берег у скалы, испугались. И говорят Ему: «уйди от нашего города, не входи в него, уйди от нас».
Помните, Христос до последнего всегда стоит до тех пор, пока сам человек Его не погонит. И тогда Христос, ничего не сказав, не высказав никакой обиды, не высказав никакого сожаления, оставив лишь только в память о Себе этих исцелённых людей, должно быть единственных теперь благоразумных в этом городе и в той самой стране, уходит от их пределов.
Трагическая история, когда Бога меняют на прежний навык своей жизни. Трагическая история, в которой сумасшедший мнит себя здравым. Трагическая история, когда бесноватый мнит себя здоровым. Ужасная история, когда белое стало чёрным, и чёрное стало нормой.
Эти два исцелённых человека, оказалось, стали самыми единственными здоровыми людьми в том обществе, хотя немало нанесли боли другим людям. Но глядя на эту их злобу, те люди потешались и говорили: «я не такой уж и злой, сравнить мою жизнь с их, да ладно, я ещё очень приличный человек, вполне приличный человек. Ну, разве можно мою жизнь сравнить жизнью тех людей? Нет, конечно. Вот это мерзавцы. Ну, а я – ну, не такой». А оказалось-то, а оказалось – ещё хуже.
Те двое Христа не прогнали. Они хоть и содрогались, их хоть и выкручивало, они хоть и дерзили Ему: «зачем Ты пришёл?», но не прогнали Его. А эти превзошли дерзость и сказали Ему: «уйди от нас». Мы вполне хорошие люди. Бог нам не нужен. То, что мы называем хорошим и белым, пусть будет хотя и злым, и чёрным. Но для нас хороших – это нормально. Вспоминаю эту историю вместе с вами, и переживаю снова это евангельское повествование и мне кажется, что эта история происходит прямо сейчас на наших глазах.
Одержимым кажется, что они здоровы, а слова здоровых воспринимаются как слова очень странных людей. Одни благодарят Бога, а другие продолжают Его гнать из своей жизни, из своих городов, стран. Выходят целыми парадами, чтобы прогнать Его: «уйди от нас, Тебе здесь не место, в наших домах и городах; мы живём другими идеями». И уж не знаешь, какое стадо больше: верных пасомых или бесноватых свиней.
Но размышляя об этом, хотя и горьком, пусть каждый из нас и сейчас за Божественной литургией, во время молитвы общей горячо просит: Господи, Ты пришёл вовремя ко мне, хоть мне и больно Твоё присутствие и нестерпим Твой свет, но лучше я буду страдать от Твоего света, чем страдать от холода Твоего неприсутствия. Господи, Ты вовремя пришёл, и я знаю, что Ты пришёл не мучить, но, будучи сам мучим, избавить меня от мучения. Ты, Господи, пришёл взять на Себя мои грехи и понести их, чтобы мне не наследовать участь свиней. Ты, Господи, пришёл отобрать у меня то, что вросло в мою жизнь – и это больно, выдирать – это больно, расставаться с прошлым, которое так глубоко пустило корни – это больно.
Но я знаю, Господи, что на этом месте Ты поставишь Свой Крест и он процветёт как красивый цветок. Но это будет потом, а сейчас, Господи, если можешь, то есть если все еще любишь, если все еще даешь мне шанс как сыну, надежды и жизни, исцели меня, Господи, и никуда не уходи далеко от моего дома. Аминь.