«Я недостоин – не означает «не приходи ко мне никогда». Я недостоин – не означает, что «я не хочу Тебя видеть». Я недостоин – это лишь означает, что во мне ещё так мало для Тебя места. Но только скажи слово и всё поменяется. И вся моя собственная жизнь станет открытым пространством для Тебя».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодняшнее Евангелие доносит нам удивительное откровение Божие о том, как велика Его сила в людях смиренных. Сотник приходит ко Христу, чтобы просить Его, дабы Тот исцелил его слугу. Сотник был язычником. Он не был человеком, который знал бы истинного Бога. Но вместе с этим, само явление этого человека и обращение его к Богу, и ответ Бога к нему говорит о том, что Свои для Бога не только те, кто именует себя Его, но и те, кто ищет Его любви.
Сразу хотел бы сказать несколько слов. Иногда нам кажется, что Его, Божие отношение к людям обуславливается очень многими обстоятельствами, которые нередко носят только внешний характер: платок на голове, крест на груди, пост в животе. Всё это, несомненно, имеет немалое значение, но только тогда, когда в уме и сердце есть совершенная любовь к Нему и доверие Ему.
Сотник говорит: «исцели моего слугу, прошу Тебя, он болен». И Христос, как описывает это апостол и евангелист Матфей, отвечает неожиданным, чем раньше никогда не отвечал на просьбу людей, которые просили помочь им. Да, и в основном, как правило, больных приносили к Нему. Вспомним друзей, которые принесли своего друга, даже раскопали крышу, чтобы опустить к ногам Спасителя своего болящего друга.
А здесь, мало того, что сотник не потрудился, сотник был человеком, у которого под властью было немало людей, мог бы, если уж не сам, то приказать своим воинам: «возьмите-ка этого больного и пойдёмте туда, куда скажу вам». Но сотник не делает этого, и не потому, что не желает потрудиться, и не потому, что хочет показать свою власть. Но не делает этого по одной лишь причине, что хочет обнаружить свою веру. И он говорит Христу: «болен мой слуга». На что Христос неожиданно отвечает: «Я приду и исцелю его».
Из Евангелия мы знаем, что Христос многократно совершал чудо исцеления, и не видя человека, и даже не прикасаясь к нему, просто говоря: «иди, и всё будет хорошо». И действительно, это хорошо наступало. Но здесь Христос говорит: «Я приду», - хотя Его об этом не просит сотник, «и исцелю его», - о чём просит его сотник. И дальше наступает самое парадоксальное – человеческое и Божественное. Дальше наступает та самая удивительная точка соприкосновения вечности с временным, Бога с человеком.
Сотник отвечает Ему: «не надо приходить ко мне, я недостойный человек; я имею под собой воинов, и говорю одному «делай то», и делает, и этому говорю «сделай так», и поступает; и Ты только скажи слово, и выздоровеет слуга мой». Это удивительное соприкосновение человеческого с Божественным всегда происходит от того, когда человечество так алчет Бога.
Блаженный Августин на это Евангелие замечает следующее. Он говорит: хотя сотник и говорит о том, что он недостоин, чтобы пришел Христос в стены его дома, он оказывается более достойным, чтобы Христос пришёл в стены его души и его сердца. Когда сотник сказал, что «я недостоин», это не только означало его собственное смирение и его действительно глубокое осознание своей собственной жизни, в которой так мало места для Бога. Он это сказал с сожалением и с горечью, с надеждой и с верой одновременно.
Я недостоин – не означает «не приходи ко мне никогда». Я недостоин – не означает, что «я не хочу Тебя видеть». Я недостоин – это лишь означает, что во мне ещё так мало для Тебя места. Но только скажи слово и всё поменяется. И вся моя собственная жизнь станет открытым пространством для Тебя. Удивительная вера сотника, язычника, человека, не знающего об истинном Боге, но человека так жаждущего истины в Боге. И эта жажда начинается с того, что он видит своё собственное недостоинство.
Господи, сколько же было сказано много каждым из нас молитв, обращённых к Небу, в которых мы просили Бога о себе или о своих родных. Но вместе с этим, сколько в этих молитвах было сокрушения о своём недостоинстве. Сколько же сказано слов о том, как «я несправедливо страдаю» или «как ко мне несправедливо относятся». Сколько же было сказано слов о том, что тот человек намного хуже, но живёт намного лучше. Сколько же было осуждено других людей словами, делами, взглядами. Сколько же у меня ненависти к другим людям, которые мне кажутся чудовищами.
А если бы я, как тот сотник, заглянул в свою душу, оказалось бы, что самое страшное чудовище – это я сам. Я недостоин, чтобы Ты вошёл в мой дом. В моём доме, в моём сердце, в моей душе ещё так много мрака и ужаса, чудовищных преступлений, маловерия, осуждения и гнева – я недостоин. Но сотник это сказал не с приговором для себя, а с доблестью воина – правдиво, честно. Недостоин, Господи.
На что Христос отвечает: «и в Израиле Я не увидел такой веры. Иди, говорит сотнику, -выздоровел отрок твой». Да, сотник пришёл домой и нашёл слугу своего исцелённым. И должно быть, немало радовался не о том лишь, что был исцелен этот отрок. А должно быть, много радовался о том, что Бог сделал этого человека достойным Своей любви.
Только Бог может нас сделать достойными Своей любви. И должно быть, он радовался, вернусь к блаженному Августину, так потому, что чувствовал, что Бог хотя и не пришёл в стены его дома, однако нашёл Себе место в стенах его души, его сердца. Нет никакого сомнения в том, что жизнь этого сотника изменилась. И всё, что до того становилось для него препятствием к общению с Богом, недостоинством осталось в прошлом. А в настоящем, встретив настоящую живую любовь, он мало-помалу изменил свою жизнь, и сделал её достойной любви Божией.
Наше достоинство единственное, которое мы приносим к Богу – это наша любовь и горячее упование на Него. Но любовь, которая не требует «сделай так или сделай так», любовь, которая не замыкает его в пространстве нашей жизни, которой мы указываем, что стоило бы сделать, а чего делать бы не стоило. Любовь она такая, как у сотника.
Я недостоин, чтобы Ты вошёл в мою жизнь, в мой дом. Но если скажешь хотя бы слово, то всё изменится. Я достоин только слышать Твоё слово и следовать ему, как сын, который слышит слово отца, и если любит, то, бывая послушным этому слову, отца делает радостным, а себя счастливым, ибо послушался своего отца.
В нынешнее время, как и в любое другое, в котором много испытаний, искушений, наверное, самым большим искушением является чувство собственного превосходного достоинства – когда на других ты смотришь не просто как на других, а как на худших себя. Мне кажется, что сегодняшнее время, время, когда так мало исцелений по слову Божьему, от того таким стало, что уж слишком достойными мы себя мним: достойными одного и другого, видя только собственные проблемы, или слыша только собственный плач, или вытирая только собственные слёзы. Нам кажется, что вот в этом и есть все мое оправдание достоинства.
Я страдаю, а значит достоин. А иногда, и чаще всего, я страдаю только ради себя, а не ради других. Вот сегодняшний сотник страдал не ради себя, болея о другом, переживая о болезни отрока, он пришёл ко Христу и рассказал Ему о своей боли: «исцели его». Потому что боль этого слуги всецело пронзила и самого сотника. Он был человеком искренним и добрым, и хотел отплатить добром верному своему человеку, который был с ним, и этим добром была забота о нём, забота в его тяжелой болезни. И Христос принял эту боль о другом и недостоинство первого, сделав первого достойным, а второго избавив от боли. В этом и есть удивительный парадокс любви Бога к человеку и нашего общения с Ним.
Пусть наше сегодняшнее время станет временем, о котором и в котором, искренне осознавая свои собственные неправды, грехи и преступления, смело и честно я сказал бы Ему: Господи, я недостоин, чтобы Ты даже вошёл в мой дом, но, Господи, скажи только слово, и исцелится моя совесть, моя душа, как служанка, которая бывает так услужлива мне даже до боли и до болезни. Господи, исцели её только Своим словом. Аминь.