«Нам почему-то заранее кажется, что Бог встанет на нашу сторону. Отвечу на это: да, Он встанет на нашу сторону, но не на сторону, как тот, кто всё простит, а как тот, кто будет сострадать нам».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, в эти дни апостольского поста, который мы посвящаем святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, и всем 12 святым апостолам, правильнее сказать, поста, которым мы для себя обновляем их апостольскую ревность через свою молитву, через своё воздержание. И, конечно же, всякое старание, всякое доброе делание мы посвящаем Господу и Спасителю Христу. И вот в эти дни спасительного поста я радуюсь тому, что мы вместе причащаемся Святых Христовых Тайн, и молимся здесь, в пространстве нашего храма. Я радуюсь тому, что посещаю в этот день наш город Лермонтов, посёлок Острогорку.
И для меня это особо радостно, потому что это моё посещение приятно по-соседски. Здесь в предгорье горы Бештау находится наш Бештаугорский монастырь, и каждое утро, и каждый вечер, когда молюсь за утренними и вечерними молитвами, то в окна обители вижу ваши дома. И сегодня быть здесь, в вашем доме, для меня особая радость, и внутреннее такое, знаете, приятное переживание – быть в доме, огни которого вечером освещают небосклон около нашего монастыря.
Сегодня мы слышали Священное Евангелие, которое говорит нам о суде. Совершенно понятные и простые слова Христа Спасителя иногда мы воспринимаем как простое указание, связанное с осуждением. Я вспомню эти слова: «не судите, да не судимы будете» (Мф 7:1). Иногда нам кажется, что эти слова относятся только к временной жизни. Суд сейчас наш и суд сейчас над нами.
Но ведь Спаситель Христос, обращая к нам Свое слово, вкладывает в него смысл всегда не временный, но жизни вечной. Каждому из нас предстоит, конечно, временный суд от своих соседей, от своих начальников, самый тяжёлый суд от своих детей, от своих друзей. Этот суд всегда сложно понять и очень трудно принять вердикты этих судов, когда дети судят своих родителей или друзья своих друзей.
Кажется, что в основу этого суда должны были быть вложены всегда бесконечная любовь и сострадание. Но иногда эти вердикты намного острее и больнее, чем то, что говорят о тебе далёкие люди, или как судят тебя люди, которых ты даже знать не знаешь, но они-то про тебя знают всё. Эти вердикты близких всегда больнее. И представьте себе, если суд ребёнка бывает таким болезненным, когда ребёнок говорит своему родителю совершенно нелицеприятные слова от разных внутренних своих побуждений. Конечно, мы можем списать на детское «да, ещё не всё понимает, не всё знает, вырастет, по-другому начнёт думать».
Каков же тогда будет суд Божий, суд Создателя?! Уж Он-то всё понимает и видит. И чаще всего об этом суде мы так и говорим: ну, Господь всё видит, уж Он-то рассудит. Нам почему-то заранее кажется, что Бог встанет на нашу сторону. Отвечу на это: да, Он встанет на нашу сторону, но не на сторону, как тот, кто всё простит, а как тот, кто будет сострадать нам.
Да, Бог становится на сторону тех, о ком говорили в древних городах, что Он ест с мытарями и грешниками, общается с ними. Неужели они Ему, эти люди, которых в нашем народе все порицают, дороже? Да, Бог становится на их сторону, но не для того, чтобы оправдать их, а для того, чтобы страдать вместе с ними от справедливых обвинений других людей.
Помните Закхея мытаря, который встретил Христа, забравшись на дерево, и казался человеком с этого дерева очень смешным и несуразным, хотя человеком, которого все побаивались. Ведь это был главный сборщик налогов. Это был человек, которого все хотели бы получить в свои друзья, чтобы этой дружбой прикрыть себя.
Так вот этот самый Закхей, когда встретился со Христом, и Христос пришёл к нему в дом, говорит ему: «Господи, я пол имения своего раздам нищим». Этот Закхей, который встречается со Христом, открывая своё сердце и свою душу перед Ним, приносит такое удивительное и трогательное покаяние, и свидетельство изменения всей своей жизни. Этот Закхей, которого судили все, как неправедного человека, этот суд воспринимает как силу для того, чтобы изменить свою собственную жизнь. И меняет её.
Каким судом судите, - слышим мы в сегодняшнем Евангелие, - таким судом будут судить и вас. Я начал вспоминать Закхея. Так вот, если бы спросить у него о людях, которые так хотели быть его друзьями, он мог бы многое о всех рассказать. Он мог бы многое рассказать о других. Но он показывает пример суда над собою: «кого обидел, верну вчетверо, с кем был не прав, обязательно исправлю эту неправоту». Он распространяет суд на себя самого.
На что слышит ответ Христа Спасителя, что даже в Своём народе Я не нашёл того, что видел здесь. И за то, что человек возлюбил многое и простил многое, ему Господь прощает многое. Каким судом судите, таким и будете осуждены. Эти слова мы очень много раз слышим. И особенно эти слова мы приводим на память другим людям, которые начинают судить нас.
Но ведь эти слова Христос обращает сейчас и здесь ко мне самому. Эти слова Он обращает не к тем другим, а ко мне самому. Что же за суд, которым я сужу других людей? Он очень часто соразмерен с моим собственным «люблю или не люблю», «хочу или не хочу», «нравится или не нравится». Ведь очень часто мой суд ограничивается и, собственно говоря, питается только из моих собственных желаний или нежеланий, отношений. Этот суд питается из моего собственного, скажем грубым словом современной жизни, вкуса к тому, что окружает меня. Мне нравится. Я хочу. Мне понравился этот человек или мне он не понравился. Мне нравятся его слова или мне не нравятся.
Но когда-нибудь в этот суд мы можем допустить присутствие Божие, и сказать: Господи, хотя мне этот человек не нравится, Тебе он, Господи, любезен, знаю точно, больше, чем я, потому что я знаю свои грехи, Ты знаешь мои грехи, и как Ты ещё меня, Господи, терпишь, я не знаю. Но я не знаю грехи этого человека, я не знаю его жизни, я не знаю его покаяния и слёз, я не знаю его молитв, но я знаю, что у меня этих молитв нет, у меня этих слёз покаяния нет. Я давным-давно всё себе простил или со многими согласился. И не знаю, как этот человек это делает. Могу ли, Господи, я его судить, не зная его сердца, и не слыша его молитв, и не видя его добрых дел.
В Священном Писании Ветхого Завета есть такие удивительные слова: «суд без милости не творящему милости». Всё, что может человеческий суд и всё, что может каждый из нас в нашем человеческом суде – это оказать милость тому, которого так стремится осудить наш воспалённый ум или раздражённое сердце.
Оказать милость – то есть вот так и сказать: Господи, хотя слова этого человека и вид этого человека мне лично мне неприятны и не вызывают у меня радости, говорю тебе честно, Господи, но я знаю, что в Твоих глазах этот человек всегда любим, потому что Ты любишь всякого. Господи, суди его Ты. А если и судить, то вместе с пророком Давидом повторяю: суди меня, Боже, рассуди меня, Боже.
И не с той точки зрения и не с той позиции, что Ты обязательно займёшь мою сторону, потому что я прав, а потому что Ты встанешь со мной, чтобы плакать о моих грехах и страдать о них. Не потому что я прав, а потому что я грешен, Господи. И много во мне того, что достойно Твоего самого жёсткого суда, но суди мне, Боже, любовью. И вопию к Тебе, как должник: потерпи на мне, Господи, всё Тебе воздам.
«Каким судом судите, таким и вас судить будут» – эти евангельские слова пусть для каждого из нас станут сердцевиной, силой нашей духовной жизни, в которой пусть каждый из нас ищет милосердие Божие не только к себе, но и к другим. Да, к другим. В наше время как-то очень быстро и легко стало ненавидеть, даже какой-то запрос на ненависть. И чем грубее, чем жёстче и чем ненавистнее один говорит о другом, тем громче аплодисменты. Странное время. Ненависть одних к другим становится похвалою.
Каким судом судите, таким и вас судить будут, и не в этой временной жизни, а в жизни вечной. И если я приду на суд Божий с убеждённой ненавистью и презрением к другим, как вы думаете, найдётся ли для меня оправдание от Бога? Он скажет: ты ненавидел, вот тебе общество, где будут ненавидеть тебя; ты не любил, вот тебе те, кто так же, как и ты не любит; ты не прощал, не надеялся, не верил, ну получи своё. Просто там ты будешь среди своих, тех, которые ненавидят, демоны – ненавидят человека, ненавидят других людей.
Каким судом судите, таким и вас судить будут. Дай Господи, каждому из нас и в наше сегодняшнее время, и в наши сегодняшние дни суд любви. Суд любви – это не то, что мы оправдываем в других, невозможно оправдать вещи, которые являются человеконенавистническими. Их невозможно оправдать. Да, мы и не оправдываем эти вещи. Невозможно оправдать многих и многих страшных поступков, которые совершают люди.
Но мы этот суд отдаем в руки Божии. И говорим: Господи, если я начну их судить, я сам стану подсудным, потому что виновен в том же. Ты, Господи, суди им и суди мне. Я не могу этого человека полюбить, но, Господи, я могу хотя бы перестать его ненавидеть. Я не могу, Господи, этого человека простить, не хватает мне сил. Но я хотя бы могу перестать ему мстить, это в моих силах. Я не могу, Господи, понять этого человека. Но я могу, Господи, перестать с ним общаться. И так во всем. Суди мне, Боже. И пусть Твой, а не мой будет суд в этой временной жизни. Ну, а в вечной, Господи, Ты нас рассудишь.
И когда я это произношу, я произношу не как оправданный, а как подсудимый. Ты, Господи, все рассудишь, - и произношу это не как оправданный, повторюсь, а как подсудимый. Ты меня, Господи, будешь судить. Тогда, Боже, я узнаю Твою любовь также, как сейчас мою любовь узнают те, кто в руках моего суда, кто в руках моей жизни. И если я хоть сколько-нибудь любил сейчас, то и тогда Господь на Своем Страшном суде возлюбит много.
Ведь помните, как Он будет судить: отделит одних от других, и одним скажет: «Я нуждался – вы были со Мной»; а другим скажет: «Я звал вас, и вы не услышали Меня». Каким судом судите, таким и вас будут судить, - говорит сегодня нам Господь. По-отечески, по-дружески, с такой удивительной любовью предупреждает нас о том, как будет судить нас, чтобы мы успели к этому суду подготовиться. И на этот суд прийти с адвокатами – со своими делами. Именно дела и будут говорит вместо нас.
И дай Бог, чтобы добрых дел, искренних, непубличных и напоказ, а лицом к лицу – таких дел оказалось больше, как добрых адвокатов, которые бы сказали Ему: Господи, ради этого человека мы поверили в Твою любовь, мы почувствовали Твою заботу, мы почувствовали Твою дружбу, мы почувствовали Твое тепло через этого человека. Суди ему, Боже, по любви, потому что мы столько от этого человека увидели этой любви.
Каким судом судите, таким и вас судить будут, - говорит сегодня мне Господь. И на эти Его слова с пророком Давидом отвечаю: да не вниду, Господи, в суд с рабом Твоим. Суди мне, Боже, по милости и по любви Твоей. Аминь.