«Слова святителя Киприана о любви к Богу, об искренней и преданной любви к Богу, говорят нам о том, что эта любовь означает не избранное отношение к Нему посредством своего собственного благополучия или счастья. Я люблю Тебя, Господи, потому что у меня всё хорошо. Или я люблю Тебя, Господи, потому что у меня всё благополучно. А любовь к Богу включает в себя, в том числе, и боль о других людях. Любовь к Богу включает, в том числе, и то, на что я не могу ответить, и что я не могу объяснить».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, в эти дни апостольского поста радостно, когда все мы становимся причастниками Святых Христовых Тайн, становимся причастниками общей молитвы. Для каждого из нас это самое важное вдохновение нашей жизни.
И сегодня мне хотелось бы вспомнить слова священномученика Киприана Карфагенского, который так просто, удивительно и, вместе с тем, доступно к поучению, к подражанию говорил о любви к Богу. Он говорил, что «самое главное – всегда сохраняй свою искреннюю любовь к Богу, и через твою искреннюю любовь к Нему Бог даст тебе всё, что тебе нужно».
Действительно, иногда в нашей жизни, а может быть, даже и не иногда, а зачастую, наша любовь бывает избирательна. Она бывает избирательна по отношению к тем людям, которые находятся рядом с нами. А через эту избирательность она также возносит и к Небу. И такую избирательную любовь Господь не приемлет. Как не может никто из тех, кто своё сердце и свою душу открывает, и свою жизнь посвящает другому человеку, принять его избирательную любовь.
Мне недавно пришлось слышать откровение одного из родителей, который говорит о своём ребёнке, что досаждает своей маме, говоря, что «люблю или не люблю тебя». И через это «не люблю тебя» это маленькое создание, ребёнок, который ещё совершенно ничего не сделал в своей жизни из таких самостоятельных поступков, чувствует, что, если я скажу, что «не люблю тебя вот за это или за это», то этим самым нанесу тебе самую тяжёлую обиду, как некую маленькую, но уже осмысленную вот такую детскую реакцию на то, когда мама понуждает делать это или это.
Почему святитель Киприан так говорит: «люби Бога, и Он тебе даст всё, что нужно в твоей жизни»? Говорит так потому, что любовь, если она есть, то она есть ко всему, от края и до края. А если её нет – то её нет, и если этой любви нет в человеке, то человек начинает вместо этой любви подставлять себя самого, свою самость, свою гордость, свою испорченность.
Святой апостол говорит, что любовь не ищет своего. А если нечто, что мы называем любовью, ищет своего, то это вовсе не любовь. Когда мы любим Бога за то, что Он милует нас, и когда мы к этой любви не обращаем никакого внимания, и даже более того, когда мы раздражаемся и завидуем, когда видим успех других людей, то это не любовь к Богу.
В нынешнее время приходится становиться свидетелем очень многих странных явлений. Кто-то погиб трагически, или случилась какая-то катастрофа, и находятся люди, которые начинают этому радоваться, и говорят: «ну, вот как же это хорошо». В нынешнее время приходится становиться свидетелем того, как одни ненавидят других. На днях смотрю некоторые информационные сообщения, где в одной из стран совершилась какая-то катастрофа, и находятся те, которые радуются и говорят: «как же это хорошо, как замечательно, не буду скорбеть и не буду плакать, даже порадуюсь этому».
И когда встречаешь такие сообщения, то, прежде всего, задаешься вопросом: а как этот человек молится Богу? А как можно с таким сердцем молиться Богу? А как можно с таким сердцем, которое наполнено радостью лживой о слезах других, встать пред Богом и сказать Ему: «Господи»? Разве Господь не плачет с плачущими? Разве Господь не скорбит со скорбящими? Разве Господь не страдает со страждущими?
Слова святителя Киприана о любви к Богу, об искренней и преданной любви к Богу, говорят нам о том, что эта любовь означает не избранное отношение к Нему посредством своего собственного благополучия или счастья. Я люблю Тебя, Господи, потому что у меня всё хорошо. Или я люблю Тебя, Господи, потому что у меня всё благополучно. А любовь к Богу включает в себя, в том числе, и боль о других людях. Любовь к Богу включает, в том числе, и то, на что я не могу ответить, и что я не могу объяснить.
Но в ответ на это я говорю: Господи, я хотя и не могу этого понять, но я Тебя люблю. Как не может понять ребёнок, почему наказывает его отец или мать, так крепко взяв в руку его руку или её руку. Может сразу это не поймёт, но должен знать, что даже крепкая рука отца или матери – это тоже любовь, потому что эта любовь не оставляет, не бросает, не подвергает опасности.
Размышляя о словах священномученика Киприана, я хотел бы ещё и сказать о том, что его твёрдое убеждение в том, что любовь к Богу даёт нам всё полезное, воистину имеет не только глубокий смысл, но и испытанный опыт. Действительно, нередко бывает, ты только по вере доверься, и потом понимаешь, что от этого доверия происходит большее. Ты только, что называется, немного потерпи, и от этого терпения происходит то, что казалось тебе раньше невозможным, недостижимым, немыслимым.
Опять же возвращаясь к нашему времени. Вижу восклицание наших учащихся, которые радуются тому, что благополучно сдают экзамены и получает неплохие отметки. А ведь всё это становится следствием трудов терпеливой науки и терпеливого учения. Сколько было пролито пота и слёз! А сколько теперь радости и торжества: и у родителей, и учителей тоже!
Мы прекрасно понимаем, что любое доверие Богу всегда обращает каждого из нас к Его богатым милостям, которые Он на нас изливает. Ты немного потерпи, - так говорит нам и земля, на которой мы трудимся. Ты посей и потерпи немного. Да, нужно будет прийти, ещё и поливать, и пропалывать, и окучивать. Но ты потерпи, и благодаря твоему терпению, слезам и поту, я дам тебе такой богатый урожай, который утешит не только тебя, но и тех, кто рядом с тобой. Так и терпеливая душа даёт богатый урожай, которым утешается сама и те, кто рядом.
Люби Бога, - говорит Киприан, - и всё, что нужно полезное, Он даст тебе. Пусть эти слова станут для каждого из нас живым дыханием нашей веры и нашей жизни не только в эти дни апостольского поста, но и во все дни нашей жизни. Аминь.