«Подвиг Бориса и Глеба заключался не в том, что они противодействовали злу острыми копьями своих воинов и дружин, а в том, что они противодействовали злу, которое не поселилось в их сердце. Бывает легче защитить город, бывает легче защитить целую страну от зла, но бывает так тяжело от зла защитить собственную душу и собственное сердце».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сегодня особенным образом радуется сердце, потому что здесь, в стенах храма святых благоверных князей Бориса и Глеба, в день их памяти мы совершаем первую Божественную литургию в этом ещё строящемся храме. И я хотел бы сказать сразу, что собственное сердце и душа переполнены такой радостью видеть в этом храме, в стенах, которые ещё не украшены иконами, видеть украшение – вас, здесь присутствующих, и наши общие с вами молитвы, и радоваться, что здесь была совершена первая литургия.
Но этот день особенный – это день и престольного торжества, но это ещё день и покровителей нашей большой Родины – святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Это первые святые, которые были прославлены и Византийской и Русской Церковью, это первые русские святые, которые стали у самого истока русской святости, которые стали первыми перед Христом Спасителем ходатаями и молитвенниками за нашу большую Родину, за нашу общую Родину для многих и многих народов.
Жизнеописание этих удивительных угодников Божьих просто, и вместе с этой простотой стало новым откровением для той древней Руси. Дети великого князя Владимира, Крестителя Руси. Были воспитаны в благочестии и вере. И что у Бориса, что у Глеба, самым, наверно, главным проявлением их духовного устремления всегда была скромность. Они везде, что один, что другой князь, прославляли имя Христово. Они княжили по чести и по долгу. Они были князьями мудрыми и, вместе с этим, справедливыми и глубоко преданными евангельскому слову.
И один, и другой князь вдохновением для себя черпали слова из Священного Евангелия и по Евангелию поступали всю свою жизнь. Облеченные большой властью они были смиренными рабами Божьими. Люди, которые были в их княжестве, что называется, нарадоваться не могли на своих князей. Хотя, конечно, разные были люди. Одним нравился их нрав, а другим, наоборот, было непонятно их доброе милосердное сердце, их очень трепетная и внимательная душа.
Одним – была по духу, а другие говорили: «да, разве таков должен быть русский человек?» Как бы не было, во время своего княжения и один, и другой князь стяжали удивительную любовь среди народа, среди простых людей. И один, и другой князь следовали заветам своего отца, равноапостольного великого князя Владимира. И самым главным заветом, который оставил им отец – был завет мира.
Как Христос после Своего воскресения, явившись ученикам Своим, сказал: «мир вам и мир Мой даю вам», так и великий князь Владимир завещал своим сыновьям: «имейте мир между собой, и пусть Христос будет между вас». Владимир преставился ко Господу, зашло русское Красное Солнышко. И тогда встал вопрос престолонаследия. Его старший сын Святополк воцарился в Киеве. Хотя и говорили Борису его дружина, которая была очень могучей и сильной, и от которой многие племена, даже не вступая в бой, разбегались с поля битвы: «пойди и княжь в Киеве, возьми этот град», Борис помнил завет своего отца и сказал: «пусть мой старший брат Ярополк будет мне как отец, и последую завету своего отца».
Святополк был человеком коварным. Коварство, как и в любом человеке, начиналось с того, что он не верил Богу и не верил людям. Вообще, всякое людское коварство всегда сильно тогда, когда человек не верит другому человеку. А в особенности, это коварство сильно, когда брат не верит брату. Многие святые отцы повторят это слово: лучше ошибиться в любви, чем не ошибиться в ненависти.
Святополк не поверил словам своего брата, и чтобы избавить себя от опасного лишения трона, подослал убийц к своему брату. Борис был настигнут в шатре во время молитвы, и раненый копьями он вышел из этого шатра, и сказал своим убийцам: «закончите вашу службу». А затем был убит и Глеб, чтобы уж точно Святополк мог быть спокоен в своей злобе и ненависти, что никто не посягнёт на его престол. Народ не забыл Ярополка и прозвал его окаянным. Дал ему второе имя: о, Каин, окаянный, как имя Каина, который убил своего брата.
Подвиг Бориса и Глеба заключался не в том, что они противодействовали злу острыми копьями своих воинов и дружин, а в том, что они противодействовали злу, которое не поселилось в их сердце. Бывает легче защитить город, бывает легче защитить целую страну от зла, но бывает так тяжело от зла защитить собственную душу и собственное сердце.
Святополк был побеждён злом, хотя был сильным и могучим князем, но зло победило его и испепелило в неправде, в ярости, в гневе, в зависти, в сомнении его собственное сердце. Впрочем, и сам окаянный Святополк плохо закончил свою жизнь. Он был убит самым младшим своим братом и свергнут.
День памяти Бориса и Глеба – это день памяти русских людей, которые первые в нашей Русской земле проповедовали Евангелие делом своей жизни. Они не стали сопротивляться злу и повторили Гефсиманский подвиг Христа Спасителя. Они настолько были верны Богу и знали, что зло всегда умножается о зло, и всегда гибнет перед лицом жертвенной любви. Борис и Глеб, прославленные в лике святых, как первые русские святые, открыли для нас Евангелие не в буквах, а в поступках, не в звуках, а в смиренной молчаливой молитве перед своим окаянным братом.
Кто-то из современных исследователей или современных людей может сказать: да, разве можно было так соглашаться с этим убийством, ведь один и другой были предупреждены о том, что их старший брат замышляет на них злое, разве можно было вот так просто, сложа руки, сидеть? Они сложили руки на груди в молитве. Они не стали умножать зло братоубийства братоубийственной войной и ненавистью. Они даже желание своего старшего брата, желание их смерти, приняли как волю, которой склонили голову своего послушания.
Русская Церковь и народ русский начались со страстотерпцев. И сегодня память святых благоверных князей Бориса и Глеба для всех нас так поучительна, и с какой-то особенной силой откровения так сегодня изображается в наше время, когда брат поднимает руку на брата, когда в братоубийственной схватке льётся братская кровь. И сегодня, как никогда, мы просим святых страстотерпцев Бориса и Глеба остановить это братоубийство.
Как они тогда через свою собственную исповедническую смерть остановили большое братоубийство среди соплеменников одного народа, так и сегодня мы просим их: «святые страстотерпцы, вы, принявшие Христа ради мученический венец, и не давшие пролиться братской крови» сегодня помолитесь Господу о своём уделе, о нашей Руси, помолитесь Господу, чтобы Святополку окаянному не бесноваться в своей злобе, и не торжествовать, напившись братской крови, помолитесь Господу, чтобы на земле нашей Руси вновь восстановился мир, и чтобы окаянство не было бы смыслом сегодняшних дней».
Сегодня мы призываем в молитвенники себе святых русских князей. Через них было положено начало Евангелию. Господь через них и по их молитвам да положит и ныне нам начало нашего мира, которому, впрочем, нужно прийти с глубокой молитвой и надеждой на милосердие Божие.
Как Борис и Глеб не обнажали своих мечей, так и сегодня пусть никто не обнажает из нас мечей своей злобы или ненависти, своих раздражений, гнева, злобы и зависти, пусть никто из нас не достаёт из ножен мечи своего маловерия и жестокосердия, горьких слов и лживых обещаний.
Пусть по молитвам святых благоверных князей страстотерпцев русских Бориса и Глеба милосердный Господь дарует каждому из нас совершить дело своей жизни с мирным тихим и трепетным сердцем, с чистой, не осквернённой душой, с доброй, светлой любовью и крепкой надеждой.
Святые благоверные князья Борисе и Глебе, молитесь Господу о своих наследниках, о чадах своих, о всех тех, кто от вашего великого отца и нашего великого предка принял святое Крещение, молитесь Богу о народах ныне скорбной, печальной, непобеждённой и надеющейся Святой Руси, молитесь Богу о нас, дабы земля наша Русская, однажды орошённая вашей кровью, святых русский князей, больше не орошалась бы кровью наших русских сыновей и дочерей.
Святые князья Борисе и Глебе, молите Бога о нас. Аминь.
15 мая 2023 года. Борисоглебский храм города Минеральные Воды