«Господи, Отец, Господи, Сын, Господи, Дух Святой, Создатель, Искупитель, Совершитель. Ты, Господи, один, но явил Ты Себя, Господи, так, как мы теперь Тебя исповедуем – как Святую Единосущную Живоначальную Троицу, Которую нельзя разделить, Которая в Себе Самой имеет удивительные Лица, явившийся, Лица, обращённые к нам. Ты, Господи, Своё лицо обращаешь ко мне. Тайна Твоего бытия может быть заключена в одном слове: это – любовь, жизнь. Что в общем-то одно и то же».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, сегодня мы торжествуем день Святой Пятидесятницы, день Сошествия Святого Духа на апостолов, день, который мы украшаем, нося в своих руках цветы, ибо сегодня День рождения нашей Церкви.
Неизреченный Господи, зная о Тебе, как о тайне Пресвятой Живоначальной Троицы, сердце моё смущается от того, что, как мне думается, никогда мне невозможно познать этой тайны. Мне было бы совершенно просто и понятно, если бы я, Господи, знал о Тебе так, как могу понять, если бы я знал, Господи, о Тебе так, что возможно принять моему уму и моему сердцу. Господи, я бы, наверное, так всегда и думал о Твоей непостижимости, но в моём мире, который Ты создал для меня и меня в этом мире, есть вещи намного непостижимее.
Я не знаю о многих законах, я не знаю о многих тайнах сотворённого мира. Мои друзья, которые изучают человека, говорят мне: «мы изучили человека меньше, чем наполовину». Нет, мы знаем, где, что находится в организме. Но мы не знаем, как это всё взаимодействует, и особенно, тогда, когда этот организм противостоит болезни. Мы знаем механизмы, но не знаем, почему в одном это происходит, другой – подаётся.
Мы знаем, - говорят мне мои друзья, - о неисцелимых болезнях, но мы знаем, что они бывают исцеленными, и мы не знаем, почему так. И когда, Господи, я говорю со своими друзьями, тогда я уже не удивляюсь непостижимости Твоего бытия.
И самая главная, удивительная и всегда восхищающая тайна этой непостижимости в том, что Ты, Господи, существо простое, настолько простое, что, если бы я сам стал проще, избавился от своих грехов и от своих страстей, избавился бы от своего ложного опыта в дружбе, в надежде, в любви, если бы я от всего этого избавился, и стал простым, как младенец, как ребёнок, тогда мне было бы легче познать Тебя.
Поэтому, Господи, я и читаю в Твоём Писании: «блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят». Когда мне в детстве рассказывали о Святой Живоначальной Троице, мне это представлялось в меру своих человеческих сил. Что же это: три или один? трое или одно? Боги или Бог? И тогда, на заре моей юности, один мудрый священник сказал: всю твою жизнь ты будешь познавать тайну удивительного единства Трёх в Одном, Отца и Сына и Святого Духа, не трёх, но одного Бога. Три Лица, но одна Сущность Божества.
Тогда мне казалось, что эта загадка для людей, которые всю жизнь будут посвящать себя богословию. Мол, как и космос или физика, или медицина: мы что-то знаем понемногу, но тот, кто себя всецело отдаёт этому, узнаёт больше, и бесконечно восхищается этим творением Божиим. Бесконечно восхищаться Самому Богу подарено каждому из нас. Кто же Ты, Господи? В Трёх Лицах прославляемый и один в Своём Существе? Кто же Ты, Господи?
Ты – Отец, сотворивший весь мир видимый и невидимый. Всё началось через Тебя, и прежде всего, был Ты. Никто не творил Тебя. Ты был, есть и будешь всегда. Ты Отец – причина всякой жизни и всякому явлению. Именно Ты – Отец написал законы физики и химии, и математики, и всего того, посредством чего мы можем познавать Тебя, как Отца умного, как Отца Творца, Который творил настолько премудро, что и поныне, взяв в руки простой цветок, не перестаёшь ему восхищаться. Как же Ты, Отец, красиво, мудро и удивительно всё сотворил! Как же Ты полюбил этот мир, что в него послал Своё Слово, Своего Сына, Слово, Которым Ты и творил этот мир.
Ты, Господи Иисусе Христе, воплотившееся Слово. Ты, Господь, воплощённое Слово, Которое звучало над бездной и из этой бездны вызывало жизнь. Ты, Господи, Слово, изреченное Отцом, рождённое Отцом и предвечно рождаемое. Но Ты, Господи, Слово, Которым животворишь, и из небытия взываешь к бытию. Ты говорил у гроба Лазаря, и Лазарь не остался во гробе. Ты говорил у одра ребёнка вдовы из города Наин, и этого ребёнка вернул ей. Ты, Господи, Слово, на Себя взял наши грехи, потому что, сотворивший нас по образу и по подобию Своему, Ты, Господи, Отец и Сын никогда не оставляешь Своей любви.
Нет, Господи, в Тебе того, что у Тебя не получилось, не вышло. А есть Господи, в Тебе то, что Ты подарил другим – свободу. И если эта свобода искажена, Ты, Господи, идёшь ко мне и это искажение Собою исправляешь. Ты становишься моей опорой. Ты становишься моей новой тканью жизни. Ты становишься моей новой кровью. Ты становишься моим новым смыслом. И я становлюсь таким, каким Ты создал меня, Господи.
Ты, Господи, дышишь везде. Воистину, слова Священного Писания: «Бог дышит там, где хочет» не имеют ни логического, ни прямого понимания. Я бы не пошёл туда, Господи, но Ты дышишь там. Я бы засомневался, Господи, но Твоё дыхание и там. И в домах Твоё дыхание, и на больничной постели, Твоё дыхание и в окопах, Твоё дыхание в полыхающих лесах, Твоё дыхание и на воде, и на земле, и под водою, и над землёю – Твоё дыхание, Господи, везде.
Ты, Господи, Дух Святой. Ты дышишь, где хочешь, и Ты дышишь там, где любишь. И нет того, Господи, из нас, кого бы Ты не любил. Нет, Господи, того, о ком бы Ты сказал: не люблю этого человека. Хотя и говоришь, Господи: «не знаю вас», - как в притче. Но не от того, что не хочешь видеть нас, а от того, что по-отцовски напоминаешь нам о Себе, а если мы о Тебе забываем, и Ты по-отцовски говоришь нам: «не знаю вас, какого вы духа».
Господи, Отец, Господи, Сын, Господи, Дух Святой, Создатель, Искупитель, Совершитель. Ты, Господи, один, но явил Ты Себя, Господи, так, как мы теперь Тебя исповедуем – как Святую Единосущную Живоначальную Троицу, Которую нельзя разделить, Которая в Себе Самой имеет удивительные Лица, явившийся, Лица, обращённые к нам. Ты, Господи, Своё лицо обращаешь ко мне. Тайна Твоего бытия может быть заключена в одном слове: это – любовь, жизнь. Что в общем-то одно и то же.
И сегодня в день Сошествия Святого Духа на апостолов, в день, когда Ты, Господи, совершил творение, совершил искупление нас на Кресте, теперь Ты, Господи, хочешь навсегда остаться с нами на земле, придя к нам, Собою, Духом Святым, теперь Ты дышишь в нас, Господи. Теперь, Господи, Тобою живится всякое создание: и цветы распускаются, и листья зеленеют, и мы улыбаемся, и плачем, и горюем, и прощаем, и любим, и дружим, и ошибаемся, и возвращаемся, и изменяемся, и каемся, и становимся сильнее, потому что Ты, Господи, Духом с нами.
Ты дышишь всюду вокруг нас. Ты, Господи, Отец и Сын и Святой Дух, настолько нас полюбил, что ни одного из нас не оставляешь без Своего взора. И сейчас, Господи, как и многие-многие годы в Твоей Церкви, благодарим Тебя за рождение нашей Церкви, за то, что Ты здесь на земле оставил Свою Церковь и Себя в ней, Сам остался, не покинул нас, не оставил, не сказал нам: дальше сами. А сказал нам: «дальше вместе, без Меня не можете ничего творить, дальше вместе».
И так будет всегда, - Ты сказал, Господи. И даже если мать тебя забудет, Я, - сказал Ты, Господи, - никогда не оставлю тебя. И в этот благословенный День рождения Церкви, и в этот благословенный день совершенного искупления, и обожения каждого из нас мы приносим, Господи, молитву Тебе, Духу Святому. Теперь мы знаем Тебя Творцом, мы знаем Тебя, Господи, Искупителем. Господи, мы хотим познать Тебя жизнью, дыханием жизни. И сейчас мы за богослужением опустимся на колени и будем просить исхождения Духа Святого, чтобы это дыхание сошло на нас, и чтобы, Господи, мы никогда бы не сбивали своего дыхания, и дышали Тобой, жили Тобой, действовали Тобой и Твои из начала остались бы Твоими в вечности, как, Господи, и Ты наш Отец и Сын и Святой Дух. И нет никого больше Тебя, истинного Бога, Святой Живоначальной Единосущной и Нераздельной Троицы. Аминь.