«Родительская поминальная суббота – это праздник открытой вечности, в которую мы смотрим. Да, часто говорят в нашем народе: наши отцы, наши матеря, бабушки, дедушки и друзья, и учителя видят нас. Но поверьте, видя нас, они, горячо молясь о каждом из нас, не тоскуют о том, что их нет с нами, а о том иногда тоскуют, что мы не верим в их вечную жизнь».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сегодня здесь, в нашем Георгиевском храме города-курорта Пятигорска мы совершаем особую литургию, особую молитву. Мы сейчас совершим ещё и панихиду о упокоении всех от века почивших, потому что сегодня день родительской Троицкой поминальной субботы.
И накануне праздника Святой Живоначальной Троицы, накануне торжества, когда мы будем воспевать Сошествие Духа Святого на апостолов, когда мы станем частью свершившегося искупительного подвига Господа и Спасителя Христа с действом всех Лиц Пресвятой Живоначальной Троицы, когда на каждом из нас, на каждом члене Церкви почиет Дух Божий, когда Господь даст нам дыхание новое, и когда родится новозаветная Церковь, накануне этого дня мы вспоминаем всех наших родителей, праотцов, которые ожидали этого дня, а некоторые из них и достигли этого дня, уже предав свой дух в руки Господа и Спасителя Христа после Его тридневного воскресения. И накануне дня рождения Церкви вся полнота Церкви вспоминает всех, кто и является этим воплощением дыхания Божиего.
Иногда мы произносим слова, которые именно в сегодняшний день, как никогда, отличаются и далеко отстоят от истины. Кто-то скажет: вот в родительский день души почивших приходят к нам. Это утверждение языческого мира. В день поминовения почивших не они к нам приходят, а мы приходим к ним. Ведь смысл и суть нашей жизни – это не вечное существование в этой временной земной жизни. Смысл и суть нашей жизни – это вечное существование в пространстве присутствия Божиего.
Не они из этого пространства идут к нам, не они из вечности стремятся к нам в эту временную жизнь, наполненную болью, скорбью, болезнью, предательством, коварством, хитростью. Не они стремятся из вечной жизни мира в нашу временную жизнь, наполненную войнами, междоусобицами, разногласиями, ненавистью. Не они стремятся в обратное, в прошлое. А в дни родительских поминальных суббот мы перед собой открываем небо, которое становится ещё дороже нам, открываем перед собой вечность, которая становится ещё роднее и желаннее нам через то, что в этой вечности и в этом небе наши родные и близкие. Мы стремимся к тем, кто живёт вечно.
Если вспомнить древние века христианства, самые первые века христианства, то на могилах христиан писали удивительные слова. Сейчас таких слов почти не встретишь. Очень редко можно встретить вообще на могилах почивших христиан слова из Священного Писания. А очень жаль. Мы на этих камнях запечатлеваем всегда, записываем нашу безумную и бесконечную скорбь по смерти: помним, скорбим, любим. Да, конечно, мы и помним, и любим, и скорбим. Но на этом могильном камне, как на месте рождения в жизнь вечную умершего человека мы навсегда запечатлеваем нашу боль.
А первые христиане, знаете, что писали на могилах своих сродников: имя; и далее они писали: он жив или она жива. Писали так, потому что Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых, потому что верили в воскресение Господа и Спасителя Христа, Который Собою воскресит всех в последний день. И даже до всеобщего воскресения они исповедовали, что через крестную жертву Господа и Спасителя Христа, через Его воскресение, через Сошествие Духа Святого на апостолов каждый запечатлён жизнью, каждый верующий в Бога обречён на вечность, обречён на жизнь.
Так и говорит Христос Сам о Себе: «Я есть жизнь, и всякий верующий в Меня не вкусит смерти». И сегодня в день родительской Троицкой поминальной субботы, когда мы вспоминаем всех наших благочестивых предков, всех тех, которые сподобились веры Христовой, всех тех, которые крестились в Воскресшего Господа и Спасителя Христа, в Святую Живоначальную Единосущную Троицу, вспоминая всех тех, кто ожил из ветхой жизни к жизни наполненной делами, свидетельствующими о Воскресшем Христе, то есть по-настоящему начавшими жизнь, в этот день мы, прежде всего, совершаем молитву о них, о своих предках, радуемся, что мы идём к ним. Не они к нам, а мы к ним, к вечности.
И сегодня, взирая на Небо, в котором нет мертвых, и обнимая землю, в которой тела ждут радостной встречи с душами, когда Господь придёт в Своём Втором Пришествии, и во время всеобщего воскресения из мертвых эти души соединятся с телом, тогда смерти не останется нигде. Сегодня она, эта самая смерть, покоится ещё здесь, на земле. Но придёт время, когда и здесь ей не станет места.
Нам всегда больно расставаться с родными и близкими. Говорят: время лечит. Может быть. Но проходят времена, и боль расставания с родным человеком может стать светлее только тогда, когда ты научишься ждать встречи с ним и перестанешь жить расставанием с родным человеком. Иногда мы плачем над могилами. Да, и чаще всего плачем. Но, Боже мой, если б мы только могли через свою веру открыть горизонт будущего, то увидели бы, что слёзы наши не об умерших, а нас о самих. И плачем мы не потому, что их не стало, а потому что в нашей жизни мы начинаем понимать насколько она быстра и скоротечна, и нужно успеть сделать так, чтобы вновь вернуться к ним, догнать, что называется, их.
Родительская поминальная суббота – это праздник открытой вечности, в которую мы смотрим. Да, часто говорят в нашем народе: наши отцы, наши матеря, бабушки, дедушки и друзья, и учителя видят нас. Но поверьте, видя нас, они, горячо молясь о каждом из нас, не тоскуют о том, что их нет с нами, а о том иногда тоскуют, что мы не верим в их вечную жизнь.
Иногда легче оплакать умершего и навсегда попрощаться с ним, чем верить в то, что он жив. Поэтому первые христиане и писали на могилах: он жив/ она жива. Не надо здесь рыдать, торжествуя смерть. Смерти нет для верующих во Христа. Смерти нет для верующих в Бога. Смерти нет для тех, кто исповедует любовь Христову, Его пришествие, Его воплощение, Его воскресение – смерти нет для них.
Пусть плачут те, кто не знает Бога. Может быть через их слёзы Господь омоет их совесть, и они познают то, что Бог есть жизнь и жизнь вечная. Нам горько не видеть родных людей, но мы не рыдаем и не терзаем свои сердца из-за их отсутствия, из-за того, что они ушли, потому что мы идём следом, мы идём за ними. А если их навсегда похоронить и не верить в жизнь, куда тогда идти нам самим? Если не верить в жизнь вечную, тогда чем полезна эта жизнь временная?
Сегодня родительская Троицкая поминальная суббота, и накануне дня рождения Церкви, новой Церкви, накануне Сошествия Духа Святого на апостолов, Который завершит всё таинство спасения человеческого рода, перед нами открываются небеса, с которых не слетают души, а в которые мы устремляем свои души. И сегодня, молясь в Церкви Божией, в Церкви земной воинствующей вместе с Церковью небесной торжествующей, мы молимся одной живой молитвой, одни живые души одному и единому живому и истинному Богу.
Сегодня мы предпразднствуем торжество нашей Церкви и, молясь о почивших, вместе с ними, с живыми, исповедуем Святую и Живоначальную Троицу, и грядущего Духа Божия, Дарующего всем нам утешение. Аминь