«Если ты захочешь поговорить с Ним о мире, Он продолжит твой разговор, потому что начало этому миру положил через Своё прощение. Ведь всякий мир наступает из тихого сердца, и это тихое сердце хотя и билось последние мгновения на Кресте, однако же мирно произносило устами: «прости им, Боже, не ведают, что творят»».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, в этот благословенный вечер преддверия Великой святой дивной Субботы, следуя традиции нашей Церкви, следуя живой памяти, которая передаётся из поколения в поколение, от одних учеников, древних апостолов до нынешних учеников Господа и Спасителя Христа, мы собрались, чтобы вспомнить жертвенный подвиг Христа Спасителя, услышав Его Евангелие, осязать и Его Плащаницу, а в этом осязании коснуться Самого Господа.
Мы пришли, чтобы быть вместе с Ним, отзываясь на Его просьбу, которую Он однажды обратил к Своим ученикам и апостолам: «душа Моя тоскует, побудьте вместе со Мной». Думаю, что эти слова понятны и известны каждому из нас, потому что и в нашей жизни бывают такие обстоятельства, когда тебе никак одному не пережить, не вымолить, не перетерпеть, когда одному становится настолько тяжко и невыносимо, что кажется, ты уже готов говорить со всяким, лишь бы было кому что сказать, даже с человеком, которого ты не знаешь. Но сам этот разговор, мы понимаем, может быть только некоторым собственным утешением, но неполным.
Другое дело, когда ты говоришь с тем, кто тебя хорошо знает. Совсем другое дело, когда ты говоришь с тем, кто может тебя понять. Когда ты говоришь со Христом о своём одиночестве, Он может тебя понять. Его перед крестными страданиями и взятием в плен после предательства тоже все оставили. Когда ты говоришь со Христом о своей болезни, Он может тебя понять, потому что был поруган, побит и распят на Кресте. Он знает, что такое человеческая боль, которая с большей и большей силой охватывает все твое сознание.
Когда ты хочешь поговорить о предательстве, Христос всегда поймет тебя. Он знает, что такое быть преданным близким человеком. Если ты захочешь сказать Ему о несправедливости, Он и в этом поймёт тебя. Он был на суде у Пилата и слышал несправедливое и совершенно незаслуженное: «распни, распни Его».
Если ты хочешь сказать Ему, какая горькая у тебя жизнь, какая горькая доля, Он и в этом тебя поймёт. На Кресте Ему давали пить уксус, смешанный с вином, и Он знает, что такое вкушать горечь в жизни. Если ты захочешь поговорить с Ним о войне, Он и на это ответит тебе, зная, как на Него ополчились, зная, как Его ненавидели, зная, как Его преследовали. Если ты захочешь поговорить с Ним о мире, Он продолжит твой разговор, потому что начало этому миру положил через Своё прощение. Ведь всякий мир наступает из тихого сердца, и это тихое сердце хотя и билось последние мгновения на Кресте, однако же мирно произносило устами: «прости им, Боже, не ведают, что творят».
Если ты хочешь с Ним поговорить о расставании, Он и в этом поймёт тебя. Там же на Голгофе Он так трогательно по-человечески и по-божески расставался со Своей Матерью, говоря Ей, указывая на Своего ученика: «Мати, се сын Твой». Если ты хочешь с Ним поговорить о мраке, Он был во гробе и знает, что такое мрак, и Своей душой спустился даже до самого ада, до самой преисподней. Если ты, наконец, захочешь с Ним поговорить о свете и надежде, тогда Он выйдет из гроба и принесёт тебе этот свет, и подарит тебе надежду, ничего не требуя взамен, только твоей простой искренней человеческой благодарности.
В эту Великую Преблагословенную наступающую Субботу мы приходим к святой Плащанице, чтобы быть услышанными, чтобы не сомневаться – есть Тот, Кто всегда поймёт нас, есть Тот, Кто никогда не отвернётся от нас. И, наконец, есть Тот, Кто новая Заря, как восходящее солнце, и мы, погружаясь в этот день наступающей преблагословенной Субботы, как её именует Церковь, ожидаем этих лучей восходящего солнца, ожидаем Его победы.
Мы знаем, ад Его не удержит, гроб Его не скроет. Мы знаем, Он вернётся к Своим ученикам и обнимет их. Мы знаем, Он вернётся к Своей Матери живым и вытрет Ее слезы. Мы знаем, Он вернется и к врагам, и не станет им мстить. Мы знаем, Он живой вернётся к тем, кто верит, надеется и любит, и всегда будет с нами. Аминь.