«Судил Его тогда, когда не исполнял Его слово. Судил Его тогда, когда был слабым и не желал стать сильным, был отчаянным и не хотел подняться из отчаяния, был в гневе и не хотел изменить его. Судил Его, Создателя тогда, когда в моей жизни происходили потрясения, в которых, впрочем, Он брал меня на руки, но мне казалось, что Он оставил меня. Бог на все наши суды отвечает тем, что Свою подсудность от нас берёт на Себя и в Себе Самом этот суд претворяет в прощение, не гневаясь, не отворачиваясь от нас и не покидая нас».
Сегодня Страшный суд. И страшен он тем, что в этом суде человек судит Бога. Пожалуй, этот суд, как сказал один из удивительных проповедников, тяжелее того грядущего суда, на который нам предстоит ещё прийти с вами. Потому что на том грядущем суде, этот суд будет с милостью, этот суд будет Создателя над Своим созданием. Ну, а сейчас, здесь, взирая на эту святую Плащаницу, мы видим суд создания над своим Создателем.
И если мы обратимся к глубине своей совести, то мы увидим множество эпизодов этого суда, который сегодня и складывается в образе этой святой Плащаницы. Именно сегодня, в этот день Великой Пятницы, для каждого из нас важно вспомнить тот суд, которым я судил Его, Подарившего мне мою жизнь: когда не был доволен своей жизнью, и когда не был доволен обстоятельствами, и когда роптал, и когда не благодарил Бога за все Его милости, и когда сомневался в Нём, и когда сомневался в том, что молитва моя Им слышится, и когда просил Его о чём-либо и не имел терпения дождаться этой Его милости и ответа.
Судил Его тогда, когда не исполнял Его слово. Судил Его тогда, когда был слабым и не желал стать сильным, был отчаянным и не хотел подняться из отчаяния, был в гневе и не хотел изменить его. Судил Его, Создателя тогда, когда в моей жизни происходили потрясения, в которых, впрочем, Он брал меня на руки, но мне казалось, что Он оставил меня.
Бог на все наши суды отвечает тем, что Свою подсудность от нас берёт на Себя и в Себе Самом этот суд претворяет в прощение, не гневаясь, не отворачиваясь от нас и не покидая нас. Все наши человеческие суды на над Ним Он превращает в прощение. И если сейчас нам из всей силы своей души, своей совести прокричать в небо: «Господи, где Ты?», ответом будет гроб, в котором лежит Его тело, чтобы место смерти было занято Им, а не нами, и чтобы это место смерти погубить в вечности.
Сейчас, подходя лобызать святую Плащаницу, пусть каждый из нас вспомнит все наши неправедные суды, и здесь у образа погребённого нашего ради спасения Христа Спасителя принесёт искреннюю от всего сердца, всей силы своей души благодарность человека, которому Бог подарил жизнь. Попросим у Него прощения за наши суды по отношению к другим людям. Эти суды бесконечны. Попросим прощения о том, что взяли на себя то, что нам, не принадлежит ради того, что Христос взял на Себя, что Ему не принадлежит – смерть.
Поблагодарим Господа за Его любовь даже до гроба. И пусть каждый из нас знает и помнит, и живёт этим, что в твоей жизни на этом свете есть Человек, Который умер ради тебя, есть Человек, Который все твое взял на Себя, есть Бог, Который в Себе Самом, простив тебя, подарил тебе живую надежду, подарил тебе возможность новой жизни.
Подходя к святой Плащанице пусть каждый из нас, лобызая её, отойдёт от неё с силой нового вдохновения, с силой нового убеждения, и через молчаливую благодарность к Тому, Кто был осуждён за наши грехи и нашими грехами, воспринять и новую надежду жизни, утешения, смысла, радости, благодарности и любви. Господь ныне сходит до ада, чтобы наша жизнь не осталась и не сделалась адом. Господь ныне разрушает его проклятие, чтобы и нам дать дыхание вне смертности и гроба ея.
Сейчас у Плащаницы мы начнём чтение удивительного канона, который называется «Плач Божией Матери» - слова, которые Мария, Преблагословенная Богородица, в Своём сердце произносила у тела Христа Спасителя, Своего Бога и Сына при Его погребении, разделим с Ней Ее материнскую молитву. И с благоговением, благодарностью поклонимся Тому, Кто дарит нам свет. Аминь.