Об ответе на жгучий вопрос

11.05.2023
Просмотры: 2186

«Чудо исцеления расслабленного – это ответ на жгучий вопрос каждого из нас: «на кого же мне надеяться?» На Бога. Да, и Бог говорит нам: «и сам не плошай». Как расслабленному: иди, - говорит, - и больше ничего не делай злого, будь человеком добрым, внимательным».

Христос воскресе!

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, жители города-курорта Пятигорска, наши гости и паломники, я всех вас поздравляю с евангельским воспоминанием исцеления расслабленного у Овчей купели. Сегодня мы чествуем Господа и Спасителя Христа, в честь Которого освящен наш Спасский кафедральный собор – в честь Христа Спасителя, Исцеляющего расслабленного у Овчей купели.

Это евангельское событие рассказывает нам об удивительной долгой надежде человека, который без малого 40 лет находился у места, где ежегодно совершалось чудо исцеления, когда Дух Божий сходил в купель, вода в этой купели словно наполнялась, начинала бурлить, и всякий человек, кто первый входил в эту купель, исцелялся от любой болезни.

Первая мысль, которую вспоминаю ещё из семинарских лет восприятия Священного Евангелия, да и чтение Евангелия до этих лет, которые возникают: «а неужели так любовь Божия была ограничена только одним единственным человеком?» В чём же состояло это ограничение для людей? Казалось бы, вот как было бы хорошо, если бы такой источник находился постоянно, и кто бы в какой бы болезни не сходил в него, без всякой очереди, без всякого ожидания, получал бы исцеление. Разве это не стало бы свидетельством для многих присутствия силы Божией в народе Божием?

Так размышляет человек, который силу Божию ищет всегда вне себя. Исцеление этого единственного человека происходило не в силу того, что Бог мог исцелить только одного единственного, и происходило не в силу каких-то особенных условий, которые нужно было там сохранить на этом месте.

Это происходило в силу лишь только самого важного и главного обращения к любому человеку – что эта самая Силоамская купель, хотя имеет своё географическое местоположение, однако же, она может находиться не там, где-то и в каком-то месте, а каждый из нас может стать этой самой купелью. Помните, как Христос говорит с самарянкой, когда обращает к ней слова: «Я дам тебе такой воды, которая сделает тебя источником этой вод, и тебе не нужно больше будет почерпать эту воду здесь, у этого источника».

И когда Христос пришёл на это место и встретил человека, который, как я уже сказал, без малого 40 лет, 37 лет ожидал исцеления, и задаёт ему вопрос о том, «почему он здесь находится?», то слышит парадоксальный ответ: «я не имею человека, который мог бы меня поднять и положить в эту воду». А надо сказать, что само это чудо совершалось не по расписанию и не в какой-то отдельный день, а совершалось тогда, когда хотел Бог.

Как, впрочем, мы слышали в притче Христа о десяти девах: пять были мудрыми, пять юродивыми, и все они ждали пришествия жениха. Юродивые не дождались его, задремали, потеряли бдительность и внимание, не имели масла. Помним эту притчу. А мудрые с женихом вошли на брак. Никто не знает ни дня, ни часа, когда Господь придёт. Бог не приходит по расписанию. Как и чудо не бывает по требованию. Как и любовь не бывает от нужды. Бог всегда приходит по Своей милостью, как и чудо, бывает по Его любви, как и Его любовь бывает взамен любви.

Этот самый человек говорит: «я не имею того, кто мог бы меня принести к этой купели». И с его слов оказывается, что вся проблема заключается в том, что этому человеку не на кого положиться. Да, именно так часто мы тоже думаем. Что вот, если нет такого человека, на которого можно положиться, вся твоя жизнь может превратиться в сплошной паралич. Кстати, тот человек у Силоамской купели болел параличом. Он был парализован.

Некоторым может показаться, что только внешние условия могут сделать меня человеком счастливым. Ну, или во всяком случае, я смогу добиться того, чего желаю. Отвечает Христу: «нет у меня того, кто мог бы меня принести к Тебе». На что Христос отвечает ему: «возьми твою постель и ходи».

Я, - говорит Господь, - иду с тобой туда, куда бы ты не пошёл. Я, - говорит Господь, - твой друг даже тогда, когда вокруг весь мир, как тебе кажется, ополчается на тебя. Я для тебя, - говорит Господь, - та надежда, когда этой надежды ты больше ни в ком не видишь. Я, - говорит Господь, - последнее, что ты увидишь в своей жизни, потому что Я всегда смотрю на тебя, не отводя Своих глаз. Я, - говорит Господь, - твой друг, который никогда не оставить тебя, никогда не изменит этой дружбе. Я, - говорит Господь, - твой.

Когда этот самый исцелившийся встал, взял свою постель, дело было в субботу. То окружающее его общество возмущалось и говорило: «как же так, в субботу не должно совершать никаких дел». Ну, одним словом, нашли ещё один изъян.

Так, правда, в жизни бывает. Тут бы порадоваться жизни, порадоваться взгляду. А, нет, не так посмотрел. Порадоваться хоть маленькой улыбке другого человека, который заулыбался после очень долгого напряжённого изображения своего лица, на котором была скорбь и боль, хоть немножко улыбнулся. А, нет, не так улыбается. Порадоваться человеку, который сказал хотя бы несколько добрых слов. Он в своей жизни, может быть, их никогда не произносил. Порадоваться бы первым этим добрым словам. В первый раз такое слышу, не верю.

И так бывает и в нашей жизни. Когда мы бываем неспособны порадоваться счастью другого, найдём причину сказать: «что ты делаешь, сегодня суббота, не положено, не должно». А всё ещё от того, что внутри ты не можешь разделить простую радость с другим человеком, который столько лет был парализован, а теперь ходит. Как? Не чудо ли это Божие?! Порадоваться бы этому чуду и сказать: «жив Бог». Ну, как же, если Бог его исцелил, а я всё ещё болен. Значит я хуже этого человека? Нет. Разве я могу с этим смириться, что кто-то счастливее меня. Как мне это кажется.

Кто, - говорят, - это сделал? Этот несчастный не знал. Хотя уже теперь счастливый. А потом, когда встретил Христа в храме, и Христос сказал ему: «иди и больше не согрешай». Не согрешай – это значит «не промахивайся». Теперь знай, что у тебя есть друг, теперь знай, что у тебя есть на кого положиться, теперь не думай, что всё зависит от других людей. Знай, что всё зависит от твоей веры. Ты так долго верил. И вот на эту веру Я тебе, - говорит Господь, - ответил. Это Я, Христос.

Этот человек идёт и говорит: «Христос меня исцелил». Этот несчастный расслабленный преподает ещё один урок. Может быть, по своей горячности или простоте своего сердца, но он исповедует Христа, как Того, Кто даёт прощение и вдохновение. Как же нечасто мы благодарим Бога за радости, которые Он нам дарит, за исцеление, которое нам дает. И не за большие какие-то, которых иногда мы ждем и говорим: «вот пусть вот именно это произойдёт», не обращая внимания, что Бог дышит вокруг тебя жизнью через твоих друзей, через твоих детей, через твоих знакомых, иногда соседей, да просто тех людей, кто стоит рядом в храме плечом к плечу и с тобой рядом молится.

Тебе всё кажется, твоё счастье должно быть таким, каким ты себе его придумал. А твое счастье – это Бог, Который говорит тебе «ходи». Твоё счастье – это Бог, Который дал все тебе в твоей жизни, все. Только ты все роешься в мелочах: «вот так хочу»; «а было бы лучше вот так»; «а ещё было бы хорошо вот так»; «а если не так, то эдак». Господи, да неужели ты не стоишь сейчас на своих ногах? Разве ты сейчас не можешь ходить? Разве ты сейчас не можешь говорить или обнять кого-то руками? Разве ты сейчас несчастлив? Неужели и этого тебе мало?

Расслабленный говорит Христу, поклонившись Ему, уж не знаю, Евангелие не воспоминает нам слова, обращенные ко Христу расслабленным после исцеления. Но должно быть, когда он встретился с Ним храме, он благодарит Его. Должно быть, он запоминает Его имя. Уж точно произносит его, хотя бы раз, чтобы потом много раз в своей жизни говорить: «это Христос меня исцелил».

Чудо исцеления расслабленного – это ответ на жгучий вопрос каждого из нас: «на кого же мне надеяться?» На Бога. Да, и Бог говорит нам: «и сам не плошай». Как расслабленному: иди, - говорит, - и больше ничего не делай злого, будь человеком добрым, внимательным.

Ты видел многих людей, которые проходили мимо тебя, переступали через тебя, кто-то посмеивался и говорил: «надо же, ещё один тут лежит в очереди». Ты многих людей видел в своей жизни. Не будь таким. И когда научишься ходить, и когда станешь ходить, и когда сделаешь первый шаг, не переступай ни через кого. Не плюй в колодец, испить придётся. Не забывай тех, кто был милосерд к тебе. И будь сам милосердным. Не забывай о тех, кто прощал тебя. И сам прощай. Прощай тех, кто злился на тебя, и Бог тебе ещё больше воздаст. Ты можешь быть счастливым человеком, если не будешь делать ничего злого. Все так просто и понятно. Только еще один вопрос: так почему же мы все еще иногда такие несчастные, если все так понятно?

Исцеление расслабленного – это событие, которое произошло не только во время земной жизни Христа Искупителя, это то, что происходит с нами каждый день, каждое мгновение нашей жизни. Он подходит к краю нашей жизни, за который мы никак не можем, что называется, встать на ноги, и говорит нам: «вставай и ходи».

Я – твой друг, Я – тот, Кто никогда не выпустит твоей руки, Я – тот, Кто никогда не отнимет Своей руки от тебя. Вера в это и делает нас счастливыми людьми, твёрдо стоящими на ногах, несмотря ни на какие испытания, несмотря ни на какие вызовы нашей жизни, особенно в нынешнее время, когда столько боли и неправды стало вокруг, когда так легко предают и так подло поступают, когда нож в спину, когда мрак в сердце, когда ненависть и злоба. И речь не о тех, других. Речь о нас самих.

Что в моем сердце? Что в моей душе? Что в моих руках? Дай, Господи, чтобы это евангельское описание, этот евангельский образ стал для каждого из нас вдохновением нашей жизни, чтобы все, что мы могли схватить в свои руки – так это только нашу немощь, которую Бог призывает к жизни, и понести ее, чтобы мы обязательно шли к своим родным и близким, и к тем, кто был когда-то нами обижен, предан, и из-за нас стал несчастным, чтобы мы шли к этим людям и говорили им: «Христос исцелил меня, Христос исцелит и всех нас».

Поздравляю всех вас с престольным праздником! Призываю на вас обильное благословение Божие, и так много этой воды из той самой купели, чтобы хватило не на одного раз в году, а на всех и много раз. Чтобы эта Его любовь, как прозрачная вода той самой купели, омывала и очищала наши немощи, и возвращала нашу совесть к жизни, нашу душу к хорошим и добрым поступкам, и всю нашу жизнь ставила бы на ноги, возвращая прежнюю свободу, которая определяется такими короткими удивительными словами, но на которые так ясно внятно можно ответить: Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

С престольным праздником всех вас поздравляю!

7 мая 2023 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

2186