О грехе нелюбви

12.04.2023
Просмотры: 1736

«Предательство – это грех нелюбви и неблагодарности. Предательство – это грех надежды на свое человечество и неведения жизни вечной. Предательство – это не верить и не любить. Сердце Иуды Искариотского было скованно этим предательством, и то, что он совершил, и уже теперь греет полученные тридцать сребреников в своих руках, стало следствием холодного его сердца и распаленного страстью греха нелюбви».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, в эти дни великой и Страстной седмицы мы своё сердце и свой ум открываем перед свидетельством Священного Писания, которое повествует нам о последних днях перед искупительной смертью, крестным подвигом Господа и Спасителя Христа.

И вот сегодня в Великую Среду Страстной седмицы мы вспоминаем одно из евангельских событий, которое показывает нам границы человеческого естества. В доме Симона прокаженного Христос принимает омовение миром от женщины, которая приносит Ему это приношение, как дар своего раскаяния, и как поклонение Ему, как истинному Богу.

Вот мы видим ту, которая не ходила за Христом, и не была свидетельницей многих и многих чудес, которые совершал Господь, не слышала долгие разговоры Христа со Своими учениками и апостолами, видим ту, жизнь которой была до краёв наполнена грехом, пороком, страстью, видим ту, чья душа была как изорванный и искомканный лист, но ту, которая во Христе увидела истинного Бога и бесконечную и бескрайнюю любовь. Она приходит к Нему, как к Богу, зная, что по- человечески навряд ли сможет заслужить прощение своим прожитым и совершенным поступкам, по-человечески не сможет быть признанной другими как равная в общении, знала, что по-человечески она заслужила всяческого презрения. И если бы кто-то отвернул от нее свое лицо и не подал бы ей своего общения, она нисколько бы из-за этого не отчаялась и не обиделась, понимая, что по-человечески все это она заслужила.

Но она приходит ко Христу, по-человечески ища у Него единственную надежду и единственную опору для себя. Она приходит ко Христу, как к истинному Богу, от Которого ищет не человеческий, а божеский поступок – Его любовь и Его прощение. И удивительно, Христос ведь ей не говорит ни слова. Мы помним, как Христос избавил от греха и от наказания женщину, взятую в прелюбодеянии, с которой Он говорит, и которую призывает к покаянию.

Мы знаем, как много раз Он исцелял от тяжёлых недугов тело и сердце людей, и призывал их к изменению жизни, и говорил им драгоценные слова: «вера твоя спасла тебя». Но этой женщине Христос не произносит ни слова. И в Его молчании она слышит: «прощаются тебе грехи твои». Она созерцает Христа истинным Богом, грядущим, чтобы искупить человеческий род от проклятия греха. Она, скверная сердцем, вдруг в одночасье видит то, чего не видит один из двенадцати учеников, Иуда Искариотский.

Вот блудница видит Бога, а предатель видит Того, о ком говорит первосвященникам, «что вы мне дадите, чтобы я вам Его отдал». Вот блудница, во Христе созерцая тишину Его сомкнутых уст, слышит Его гимн бесконечной любви к человеку и ко всему сотворённому, и как бы через Его сомкнутые уста, предваряя ещё жен мироносиц, подготавливая Его к погребению, своей душой и сердцем слышит ангельское пение, и Иуда Искариотский, который много раз слышал слова Господа и Спасителя Христа идет и предает своего божественного Учителя.

Страстная неделя, в эти дни предшествующая Светлой Христовой Пасхе, показывает нам удивительные по своей силе, по своему внутреннему содержанию примеры любви Бога к человеку и человеческой любви к Нему, любви Бога к человеку и человеческой ненависти к Нему. Та, кто согрешала и не знала Бога, ныне душой спасается, а тот, кто старался жить праведно и знал Христа Богом, отрекается от Него и предает Его в руки для осуждения смерти.

Предательство – это грех нелюбви и неблагодарности. Предательство – это грех надежды на свое человечество и неведения жизни вечной. Предательство – это не верить и не любить. Сердце Иуды Искариотского было скованно этим предательством, и то, что он совершил, и уже теперь греет полученные тридцать сребреников в своих руках, стало следствием холодного его сердца и распаленного страстью греха нелюбви.

Сказать кстати, в нынешнее время эту страсть нелюбви мы нередко видим как некое торжество. Но речь не только о других, на которых хотелось бы обратить внимание: посмотрите на тех или на этих. Сегодня каждый из нас перед Христом предстоит своей душой, как та женщина, что омыла Его ноги миром и отерла своими власами, или стоит как Иуда, скованный сребролюбием, гордостью, отчаянием, неверием и нелюбовью.

Наша душа сегодня предстоит пред Богом, подобно той женщине, предварившей мироносиц, и узнавшей Бога, или, как душа, которая, видя, не видит, и, слыша, не слышит, и возвращается к прежним своим. Страстная неделя. Христос молчит.

Впрочем, об этой женщине скажет: она приготовила Меня к погребению, за таковых Я и умираю. И всякий, кто в эти дни приносит Ему своё покаяние и свою человеческую надежду на Его божественную любовь, приготавливая Его к погребению, принимает Его крестную смерть в искупление своих собственных грехов.

И дай, Боже, чтобы эти дни оставшейся Страстной седмицы нам с особым вниманием и усердием смотреть за своей собственной душой, чтобы она обогащалась не серебром предательства, как Иуда, а миром и слезами, как раскаявшаяся грешница, чтобы и душа наша, быв и самой омытой, милосердием Божиим предстала перед Ним в свете, в истине и в любви. Аминь.

12 апреля 2023 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1736