О печальном празднике

09.04.2023
Просмотры: 471

«Сегодня самый печальный праздник, который только можно себе представить. И ветви верб и цветов, которые сегодня мы держим в своих руках, подражая тем древним жителям Иерусалима – это то «спасибо», которое мы понесём домой, как напоминание нам о том, какую самую большую жертву Он совершил ради нас».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вместе с вами, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, сейчас за Божественной литургией, вспоминая евангельское повествование, с трепетом созерцаю идущего в Иерусалим Господа и Спасителя Христа, Который в смирении, сев на осленка, въезжая во святый град, принимает восклицание людей.

Накануне совершилось событие, которое привело в движение не только жителей города Иерусалима, но и многих окрестностей – Христос из мертвых воздвиг Лазаря, Своего друга воззвал от смерти к жизни. И он, Лазарь, отданный в руки смерти, оказался в руках Божиих, когда Христос воскресил его из мертвых.

Это событие вызывало одновременно и восхищение торжества, и вместе с этим, ужас оттого, что такое не только возможно, но ещё оттого, что все представления о самой жизни и смерти теперь меняются. Смерть – не навсегда. И смерть – это ещё не окончание всего. Хотя кому-то может показаться, что именно смерть может избавить от болезней, от страданий, от неправды, от одиночества, от жестокости, от предательства. Кому-то может до сих пор так казаться, что смерть – это избавление от бремени, которое бывает таким тяжёлым на плечах нашей совести и нашего сердца.

Но вот смотрят на Лазаря и ужасаются – это не так. И услышав о том, что Христос идёт в Иерусалим, люди пришли, чтобы увидеть Того, Кто воздвиг из мертвых Лазаря – Христа Спасителя. И приветствуя Его в городе, срезали ветви пальм, снимали с себя одежду, бросали под ноги осленка, на котором ехал Христос, и кричали Ему: «осанна в вышних! благословен Грядущий во имя Господне!» (Ин 12:13). Само слово «осанна», чтобы был понятен его дословный и внутренне содержательный перевод, означает «спасибо».

И сегодня мы, взяв в руки вербы и цветы, подражая древним жителям Иерусалима, тоже восклицаем «осанна», «спасибо». Нам есть за что благодарить Бога. И на самом деле, хотя нередко наша благодарность разбивается о жестокость нашего сердца, но если рассмотреть честно и искренне свою собственную жизнь, то есть за что благодарить Бога. За всё, - скажет любой верующий человек. За всё, – может сказать любой даже не знающий Бога. За всё – можно и надобно благодарить Бога. Почему надобно? Потому что, если Его потерять из смысла, сути, силы, вдохновения своей жизни, тогда теряешь и саму жизнь.

Тогда жители Иерусалима благодарили Его за Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Благодарили Его за то, что увидели своими глазами, что смерть – это не навсегда, и она не вечна. Благодарили и те, которые о Христе знали, те, которых Он исцелил от болезни. Благодарили те, которым Он вернул физическое целостное здоровье. Благодарил, наверное, и тот отец за своего ребёнка, которого Христос исцелил от тяжёлой болезни. Благодарили прокажённые. Благодарили те, которых Он напитал умножением хлебов и рыб. Благодарили те, которых Он простил. Спасибо.

Но сегодня это «спасибо» звучит Тому, Чей особый искупительный путь мы будем созерцать и молитвенно переживать всю эту наступающую Страстную неделю. Спасибо Тебе, идущему умирать ради каждого из нас. Сегодня самый печальный праздник, который только можно себе представить. И ветви верб и цветов, которые сегодня мы держим в своих руках, подражая тем древним жителям Иерусалима – это то «спасибо», которое мы понесём домой, как напоминание нам о том, какую самую большую жертву Он совершил ради нас.

 Иногда нам кажется, что присутствие Бога достаточно моим благополучием в жизни, присутствие общения с Богом достаточно моим утешением, общаясь с Ним, решением проблем. Но Бог подарил больше, чем здоровье, решение проблем, благополучное разрешение от разных непростых жизненных ситуаций. Бог подарил Свою жизнь каждому из нас. Не потому что кто-то из нас достоин этой жертвы, а потому что Он бесконечно до последнего любит и ненавидит смерть.

И чтобы показать эту любовь каждому из нас, навсегда запечатлеть её в нас, Он смиренно сегодня входит в Иерусалим, и слыша восклицание «спасибо», по-человечески и по божеству Своему это «спасибо» принимает как искреннюю благодарность.

Сегодняшнее Вербное воскресенье – это не воспоминание давно прошедших событий, это переживание нашей жизни, когда сегодня «спасибо», а совсем скоро «распни, распни Его». Сегодня говорим Ему: «благодарим Тебя, Отец». А завтра в отчаянии и безумстве говорим: «где Ты? Нет Тебя». Сегодня молимся и радуемся явлению Его любви, и сегодня же в своём сердце, в своей душе, в своей совести допускаем столько себя самих, не видя Его, живя собственной страстью, живя собственной гордостью, непрощением и нелюбовью.

Вербное воскресенье, мне кажется, начинается с нашего сознательного времени жизни и проходит всю нашу жизнь, как будто мы остановились в этом дне. Может именно поэтому этот день такой торжественно печальный: где и благодарность, и ненависть, где первосвященники говорят Ему, Господу и Спасителю, что «видишь, что дети кричат, запрети им», на что Христос отвечает: «если они умолкнут, камни возопиют». А вот камень собственной совести так и остаётся иногда молчащим камнем. Хотя и кричит изо всех сил, да только так бывает нередко – не слышишь его.

Господь идёт на вольную смерть, и не потому что другого пути нет, потому что по-другому из смерти не выкупить. Он идёт умереть вместо меня. Он идёт пострадать за меня. Он идёт там на Кресте стать одиноким, чтобы я никогда не был одиноким. Он идёт на суд, где Его несправедливо осудят, чтобы я никогда не говорил себе, что жизнь ко мне несправедлива. Ещё больше несправедливости пережил Он ради меня. Он идёт на суд, где закричат: «да будет убит». Хотя ни у кого не отнимал жизни, но возвращал её, чтобы никто и никогда из нас, чтобы я сам, и моя совесть мне не сказали бы: и от этого надобно бы избавиться, убить.

Сегодня за Божественной литургией, которая сейчас продолжится, давайте трепетно, насколько это возможно, просто отдадим своё сердце и свою душу созерцанию Его удивительной бесконечной любви к каждому из нас. Мы пришли сегодня сказать Ему «спасибо», и это «спасибо» понесём к себе домой в виде освещенных верб.

Но будем помнить, каждый раз взглядывая в сторону вербы, стоящей в святом углу, рядом со святыми образами в наших домах, как дорого это «спасибо» стоит. Это «спасибо» имеет цену Его крови за каждого из нас. И глядя на эту вербу, будем для этого «спасибо», искренней благодарности расширять пространство своего сердца, изгоняя вон из него всякую нечисть, изгоняя вон из своего сердца то, что потом ранит Его на Кресте: свои неправды, свои страхи, своё маловерие и свою нелюбовь к Нему, к Богу, к Отцу.

Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господне! Спасибо Тебе, Господи, идущему умирать ради каждого из нас, ради меня. Спасибо Тебе, Господи, за эту Твою бесконечную любовь. Спасибо Тебе, Господи. Осанна в вышних! И пусть сегодняшний печальный праздник грядущего на Голгофу Христа Спасителя будет для каждого из нас вдохновением в том, что Он идёт вместе с нами по дорогам нашей жизни.

Мы знаем, Он победит смерть. Мы знаем, положенный во гроб Он выйдет из него. Мы знаем, что Пасха будет. И это знание, эта уверенность пусть каждого из нас делает человеком решительным и сильным. Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господне! Спасибо Тебе, Господи. Аминь.

9 апреля 2023 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

471