«Помоги, Господи, каждому из нас в эти спасительные дни Великого поста, поклоняясь истинной любви Господа и Спасителя Христа, послужившего ради нашего спасения даже до крестной смерти, свою жизнь наполнять подлинным смыслом настоящей свободы».
Дорогие братья и сестры, вместе с вами разделяю радость сегодняшней соборной молитвы и причащения Святых Христовых Тайн. Мне хотелось бы сегодня вспомнить слова Патриарха Павла Сербского, который вот как очень поучительно, назидательно и честно говорил о том, что сегодня для многих из нас становится частью неправды нашей жизни: что мы называем любовью и что относим к ней.
Патриарх Павел говорил, что люди, потеряв истинную любовь к Богу, любовью начали называть свои страсти и похоти. И действительно, часто приходится слышать, когда человек, говоря о каких-либо даже предметах, и тем более, говоря о вещах, которые совершенно не могут иметь этой добродетели, а являются грехом, называют их любовью, оправдывая свою страстную привязанность, оправдывая свой собственный порок, этим словом, которое единственное может принадлежать только к Богу и через Него ко всему тому, что дорого нашему сердцу.
По-другому скажу: если наша собственная любовь к кому-либо или к чему-либо распространяется вне слова Божия, вне присутствия Бога, если эти чувства мы не можем разделить с Богом, и уж точно не позволяет собственная совесть благодарить за это Бога, значит эти чувства далеко отстоят от того, что называется великой добродетелью – любовью. Значит это то, о чем и говорит Патриарх Павел – наши собственные страсти и пороки мы начали называть любовью.
А отсюда рождаются и многие другие проблемы, которые ухватывают нашу жизнь: и гневливость, и раздражительность, и нечестность, лживость, ревность не о Боге. Отсюда и возникают все другие пороки, которые, ухватывая сердце и душу человека, влекут его в бесконечную бездну всё более глубоких мрачных и новых потрясений в своей духовной жизни.
В эти дни Великого и спасительного поста, когда мы отрезвляем свою жизнь, когда мы отрезвляем своё сердце, когда мы свой ум наполняем богообщением, как свежим глотком воздуха, как новым веянием, которое способно принести свободу, дающую нам вздохнуть полной грудью, размышляя об этом, задумаемся каждый над этим важным и значимым не просто словом, но обозначением главнейшей добродетели.
А что люблю я? А кого и как люблю я? В этой самой моей любви есть ли место для Того, Кто есть истинная Любовь? В этой самой моей любви умножаю ли я любовь к Тому, Кто подарил мне мою жизнь, подарил мне мою свободу? В этой самой любви прославляю ли я имя Того, Кто дал мне моё собственное имя, Того, Кто дал мне имена моих родных и близких, друзей и дорогих моему сердцу людей? И если, воистину, в нашей жизни имя Христово восхваляется, имя Божие проповедуется поступками и делами, тогда близка эта любовь к тому, что именуется добродетелью.
Помоги, Господи, каждому из нас в эти спасительные дни Великого поста, поклоняясь истинной любви Господа и Спасителя Христа, послужившего ради нашего спасения даже до крестной смерти, свою жизнь наполнять подлинным смыслом настоящей свободы. И помоги, Господи, каждому из нас любовью именовать, оправдывая, не свои собственные пороки и страсти, а любовью именовать Бога, живущего в наших собственных душах, Бога, подарившего нам нашу жизнь, восхвалять Бога и в других людях, видя в них, прежде всего, образ и подобие Божие. Аминь.
4 апреля 2023 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома