О перспективе

13.04.2023
Просмотры: 1921

«Спасает не только терпение всех горечей и тяжести собственной жизни, но ещё когда во всех этих горечах и тяжестях жизни продолжаешь любить».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня очень часто произносится это слово, и мы очень часто на этом слове, говоря современным языком, запинаемся, зависаем – перспектива. Ну, а какая вот у меня перспектива? И если уж речь идёт не о себе самом, то это слово нередко употребляется в отношении окружающих тебя людей, особенно твоей семьи. А вот какая перспектива у моих детей? А какая перспектива их работы, их жизни?

Да, мы иногда так хотим подтянуться выше своей жизни и заглянуть в своё будущее, как будто бы это будущее уже написано. Иногда так хочется знать, а что же будет дальше. Христос, зная о таком устройстве нашей души, Своим ученикам сегодня в Евангелии, а значит и каждому из нас описывают перспективу нашей жизни.

Вот, - говорит, - мы идём в Иерусалим. Это город возможностей, это город большого количества людей, это город большого стечения интересов, это город, что называется, где можно себя показать, и некоторым кажется, что именно какое-то особенное место может дать тебе то, что сделает тебя счастливым человеком.

Вот Христос говорит: мы идём в Иерусалим, и там в этом городе Иерусалиме Я буду предан, Меня оклевещут, будут бить, оплюют, распнут, там Я умру, и в третий день воскресну. Апостол, описывая состояние учеников, говорит, что, идя за Христом, они очень боялись такой перспективы. Ну, естественно, когда прямо Господь говорит Своим ученикам о предстоящих Ему страданиях и об искупительном подвиге, по-человечески, хотя их человечество наполнено и преданностью Христу, и дружбой, и новым откровением для себя, горизонтом жизни, такая перспектива, ну, прямо скажем, навряд ли может вызвать улыбку или радость.

Что же происходит с учениками? Они, слыша об этом, хотя и боятся, хотя и страшно им от этих слов, но они идут за Ним. Ведь среди прочего, что перечислил Христос, есть и самое важное, и самое главное, что чаще всего мы выпускаем из вида, и тогда превращаем свою жизнь в ад, не сделав ни одного шага – «в третий день воскресну».

Всё это по-человечески, преодолевая, в Себе сотворю над этим победу: над ложью, которой оклевещут Его, над неправедным судом, которым Его осудят, над ненавистью, которая приведет Его на Голгофу и поднимет высоко на Крест, над этим всем, - говорит Господь, - одержу победу.

Ваша перспектива, то есть наша с вами, наша с вами перспектива, не в том, чтобы сделать свою жизнь, наполненную смыслом, который заключается только в одном: бояться, а наша с вами перспектива – преодолевать этот страх. И несмотря на то, что может встретиться нам на нашей дороге жизни, на нашем пути, знать о том, что, если в тебе есть свет, правда, любовь, это всё победит ненависть, ложь и неправедность.

Тут двое апостолов, Зеведеевы, говорят Христу: позволь нам сесть рядом с Тобой в Твоём Царстве. Вот так они увидели, опять вернусь к сегодняшней теме размышления, перспективу своей собственной жизни. Выстрадаем всё и тогда насладимся.

Кстати сказать, мысль о том, что само по себе страдание спасает, часто соблазняет нашу собственную душу. Да, мы уже об этом не раз говорили. Но некоторые из нас могут в своём сердце подумать, а некоторые и смело говорят, что «я Богу, когда приду к Нему на суд, мне не страшно дерзостно встать перед Ним и сказать: «знаешь, сколько всего я вытерпел: сколько неправды я вытерпел, сколько я вытерпел жестокости; и вообще, мир такой жестокий и такой страшный, сколько всего я вытерпел в своей жизни, как меня гнали, как меня не понимали, как меня обижали и дальше, и дальше». Редко кто из нас скажет: «знаешь, Господи, сколько тех, кто меня терпел, но вот я, конечно, много чего потерпел в своей жизни». Не замечая, что, впрочем, и меня ведь, может быть, даже и в большей степени кто-то терпел.

Христос отвечает Своим ученикам: а можете ли пить чашу, которую Я пью и крещением креститься, которым Я крещусь? То есть понесёте со Мной все тяготы и все страдания? Да, - говорят они, - можем, и крещением этим креститься и чашу пить, которую Ты пьёшь, конечно, понесём, за Тебя всё понесём. И Христос отвечает им удивительным парадоксом: «крещением, которым Я крещусь, будете креститься, и чашу, которую Я пью, будете пить. Но сесть у Меня по правую и левую сторону не от Меня зависит, а от того, кому уготовано».

Святитель Феофилакт Болгарский задаётся вопросом: какие странные слова мы слышим сегодня: что-то не зависит от Бога? Как? Не все ли в Его руках? Да, - говорит Христос, - не от Меня зависит. Наследуют Царство Божие или вечную жизнь не только те, которые терпели, а те, которые имели и другие добродетели.

И вот сегодня же опять в Евангелии мы слышим историю, чтобы понять эти слова, о женщине, которая миром вымыла ноги Спасителя и волосами своими отёрла их. И когда ученики удивились произошедшему, Христос привел пример с должником и говорит: кто больше простил, кто больше полюбил, того больше и простили.

Что эта женщина мало потерпела в своей жизни? Да, много, ее обманывали. Да, над ней посмеивались. Да, её жизнь так растоптали и так разорвали на части, что кажется, она уже окончательно отчаялась и превратилась в ту, о которой окружение Христа говорит: «знал бы кто прикасается к Нему». Она много потерпела, но была прощена за то, что много полюбила.

Как Христос говорит: «Я пришёл в этот дом, Мне здесь воды не подали ноги омыть, а она миром Мне голову омыла и слезами Мне ноги омыла и волосами своей главы вытерла их». Кто много любит, тому много и прощается.

Не только страдания спасают. Потому и говорит Господь Своим ученикам: «не от Меня зависит, а от вашей любви». Однажды святитель Лука Войно-Ясенецкий произнесет очень трогательные пронзительные слова, человек, который тоже много в своей жизни пережил и пострадал, очень непростую пройдя жизнь, однажды скажет: «я полюбил страдания».

Спасает не только терпение всех горечей и тяжести собственной жизни, но ещё когда во всех этих горечах и тяжестях жизни продолжаешь любить. Ведь мы, когда хвалимся своими страданиями, нередко оправдываем свою жестокость и нелюбовь к другим. Мол, да, я сам настрадался знаю я цену другим людям, знаю цену этим словам, знаю я цену их дружбе, знаю, потому что сколько раз меня предавали, сколько раз меня обманывали, обижали, произносили горькие слова. И нередко всё это становится оправданием нелюбви к другим.

Страдать страдаю, любить не люблю. Более того, даже нередко злюсь и ненавижу. Отсюда, кстати, и происходит то, что и происходит, когда, находясь в таких обстоятельствах жизни, человек совершает иногда просто чудовищные поступки.

Говорит Христос: «это не от Меня зависит, а кому уготовано». Оказывается, это место рядом с Ним готовлю я сам своей любовью. Оказывается, это от меня зависит. Одно дело – терпеть и страдать, другое дело – в этом страдании благодарить и любить.

Не в том смысле, что «спасибо тебе за то, что ты мне сделал больно». А в том смысле, что даже тому, кто делает больно, обращать своё не гневливое сердце, а сердце, наполненное надеждой. Да, пусть эта надежда и не будет услышана, и понята сейчас в нашей жизни. Но именно эта надежда, эта любовь и сделает то, что не может сделать Бог. Не от Меня зависит, а кому уготовано.

Сегодняшнее Евангелие и день памяти преподобной Марии Египетской, который совершается в этот воскресный день, полагаю, каждого из нас заставляет о многом задуматься. Очень надеюсь, что каждому из нас даст такую живую пищу для размышления и для того, чтобы понять то, что в жизни много боли и страданий, в этом нет ничего удивительного.

Но то, что в этой жизни мало любви – это больше всякого страдания. И мало любви не по отношению ко мне, мало моей любви по отношению к другим. Кто много полюбил, тому много и прощено будет, тому много и дастся. И Христос этой женщине в Евангелии сказал: «иди, вера твоя спасла тебя». Вера как любовь. А любовь как вера спасли тебя.

Вот и теперь, если я желаю себе спасения, я знаю, где это спасение взять, я знаю, как его достичь. Теперь бы только полюбить. И несмотря ни на какие собственные испытания, всегда помнить: в третий день воскресну. Однажды всё продолжится в вечности. И это, пожалуй, самый главный горизонт и перспектива, которые так нужны каждому из нас.

К воскресению всегда дорога лежит через мир людей, наш мир, наш мир такой, какие и мы сами. Но если в моём собственном мире, в моей собственной душе, в моей собственной совести через любовь станет больше света, то и в этом мире станет меньше мрака. Ведь даже если и один человек перестанет ненавидеть, разве это не радостно, разве это не счастье?!

Мы все заглядываем: какая перспектива. Вот такая. Не только страданиями, но и иными добродетелями надлежит нам стать людьми, настоящими людьми. И не только молчаливым терпением, но и горячей молитвой, горячей любовью, искренней дружбой, поступками этой дружбы и любви нам надлежит дойти до вечности.

Ученики боялись. Мы тоже боимся. Им было очень страшно. И нам бывает страшно. Но они шли за Христом. И нам стоит идти за Ним. Аминь.

2 апреля 2023 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1921