О лекарствах для души

05.04.2023
Просмотры: 1347

«Всё, что так мучит мою жизнь и превращает её в мрачное пространство, изгоняется только этими способами: постом, покаянием и молитвой. Других нет лекарств, которые могут помочь душе. Лекарств много для тела. Но душе помогут только эти».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее Евангелие об исцелении ребенка, одержимого злым духом. Что может быть больше боли родителя о своём чаде? Эта боль безгранична. Она всегда проникает до самой глубины земли и одновременно устремляется до самой высоты небес. В том смысле, что вместе с болезнью, которую переживает любящее сердце о другом человеке, это сердце устремляется до искренней горячей молитвы, а иногда падает до самой глубины отчаяния.

Думаю, не только мне приходилось знать в жизни людей, которые глубоко отчаивались и даже теряли веру от болезни и последствий её для своих детей. Знаю других, как и многие из вас, которые, несмотря на все последствия и боль, так изменяли свою жизнь и наполняли её таким безграничным смыслом и глубокой верой.

И вот сегодняшний отец, который приводит ко Христу своего ребёнка, очень похож на каждого из нас. И хотя говорит о своём ребёнке, что бросает его то в огонь, то в воду, однако же, этот рассказ так похож на мою совесть, на мою душу, которая бывает то объята пламенем страсти, гнева, раздражения, то захлёбывается водах маловерия, отчаяния, безразличия, холодного сердца.

Этот отец говорит Христу: «если что-то можешь сделать, то сделай». Вот так иногда я своей собственной душе, находясь в состоянии то огня, то пламени, изо всех сил взываю к Богу: «Господи, если что-то можешь, то сделай». «Если Ты можешь, Господи», - как бы говоря и о том, что Твоя воля заканчивается, когда соприкасается с моей волей.

Об этом Христос и говорит отцу: «всё возможно верующему, сколько можешь веруй». Да, сила Божия всегда останавливается перед моей волей, перед моим желанием. Сила Божия всегда останавливается перед моей свободой. Сколько можешь, - говорит Господь, - веруй, всё возможно верующему. Тогда будет и Мне возможно что-то сделать. Я могу сделать это только вместе с тобой. Я могу это сделать, только следуя за тобой. Я не могу это сделать без тебя, - говорит Господь отцу. Отец падает, плачет и молится Ему: «верую, Господи, помоги моему неверию».

Сегодня ещё день памяти Иоанна Лествичника. И размышляя над этим удивительным Евангелием, мы вспоминаем человека, который составил удивительный труд духовной лествицы, труд восхождения от смерти к жизни, от временного к вечному. Так он и назвал свой труд – Лествица – это когда шаг за шагом, а там 30 глав, описывается как побороть в себе самого себя, как побороть в себе ветхого человека, как растоптать в себе сорняки, как посеять в себе добрые семена надежды, веры и любви.

Ну, о надежде, вере и любви – это в самых последних главах. А в начале борьба со страстями. А весь его труд пронизан удивительной мыслью, что для спасения необходимо покаяние, слёзы и молитва. В одном из своих слов он так и пишет: братья, Господь не осудит нас, когда мы придём к Нему на суд за то, что мы не исцеляли, за то, что мы не имели видений, не осудит нас за то, что мы не имели каких-то особых даров, но спросит нас за то, что мы горько не плакали о своих грехах.

Слёзы покаяния отца из сегодняшнего Евангелия стали первым надёжным живым шагом к силе Божией. В Евангелии отец заплакал: верую, Господи, - закричал он со слезами. Заплакал – это не оттого, что был бессилен. Заплакал не оттого, что вспомнил чужие обиды или свои обиды на кого-то. Заплакал не оттого, что плаксивое печальное настроение, мол, всё плохо. Заплакал, потому что понял, что его неверие в делах. Он посмотрел и увидел всю свою жизнь.

Вот сейчас он держит своего сына и просит: «Господи, помоги ему». Он смотрит на всю свою жизнь: в этих же руках он держит столько боли, которую причинил другим людям. Эти же руки осквернены многими дурными поступками. Эти же уста, которыми он обращается к Богу, осквернены многими плохими словами, гневливыми проклятиями. Сердце, которое так желает, чтобы сын поправился, осквернено непрощением, страстью, привязанностью, грехом. И он начинает плакать.

Иоанн Лествичник, опять вернусь к нему, в одном из своих поучений пишет, что слёзы имеют удивительное свойство. Только они, - пишет он, - могут очистить и видимое, и невидимое. Вспомните слёзы кающегося человека от первого опыта своего собственного ребёнка, который ошибся, и наконец-таки понял, что он был не прав и заплакал. Как тогда мы плачем вместе с ним от радости, что вот он нашёл главное лекарство, которым можно всё исправить – покаяние, а слёзы – как самый явный признак и следствие этого покаяния.

Покаяние – это не просто «я не буду». А покаяние – это тогда, когда «я знаю, как надо делать». И дальше этот отец, видя своего несчастного ребёнка, испорченного злым духом, молится: «помоги моему неверию».

Иоанн Лествичник, говоря о молитве, произносит удивительное поучение. Он говорит: никогда не упражняйся в многословии. В многословии ты можешь представлять множество образов. Молись кратко, просто. Ну как мытарь, который одним словом спасся. Или как разбойник, который только одно слово сказал на кресте, и был помилован. Когда, - говорит Иоанн Лествичник, - ты молишься, запомни то слово, которое ударило в твоё сердце и повторяй его многократно. Это, - говорит, - ангел-хранитель тебе подсказывает слова молитвы.

Действительно, этого отца ударило в самое сердце единственное слово: «моё неверие». Моё неверие и есть сила болезни моего ребёнка. Моё неверие и есть сила, которая меня самого делает несчастным человеком. И он молится через покаяние слёз: «помоги моему неверию».

Христос исцеляет ребёнка, изгоняет нечистого духа. И далее апостолам говорит, что «род сей лукавый изгоняется только постом и молитвой», только покаянием и молитвой. Всё, что так мучит мою жизнь и превращает её в мрачное пространство, изгоняется только этими способами: постом, покаянием и молитвой. Других нет лекарств, которые могут помочь душе. Лекарств много для тела. Но душе помогут только эти.

Поучение Иоанна Лествичника особенно сейчас, в дни Великого поста, Церковь не случайно приводит нам на память не только как указание тем, кто особо подвизается на пути своего спасения. Проще говоря, кто-то скажет: это труд для монахов, пусть они карабкаются по этой лестнице.

Да, нам бы каждому достичь до неба, ведь каждый из нас хочет вскарабкаться в него, попасть туда. От одного только благого желания ты там не окажешься. И как говорит наша замечательная восточная мудрость: сколько не говори, халва слаще во рту не станет. Чтобы спасти свою душу, её нужно умыть слезами покаяния и дать ей встать на ступени молитвы. И этими покаянием и молитвой она мало-помалу и будет подниматься к Богу. Она будет делать то движение, которое вполне свойственно ей – подниматься вверх к Тому, Кто дал ей жизнь.

Во всём: в любых испытаниях, какие бы только нас не постигли, и чтобы нам только не пришлось увидеть в своих детях, в своих родителях, их страдания и болезни, в своих родных и близких, в любых испытаниях, которые нам самим не пришлось бы пережить, будем вспоминать этого отца, который дошёл до грани отчаяния и, наконец-таки, понял, что Бог слышит тех, кто слышит Его, Бог помогает тем, кто живёт Его словом. Бог может что-то сделать с теми, кто сам может дать Ему волю это сделать через свой выбор, через свою свободу. Бог делает вместе, всегда вместе с тобой. Твоё счастье, твою радость, твою надежду, твою любовь, твою дружбу – если хочешь, чтобы они были настоящими и навсегда, сделай их вместе с Богом. Сам навряд ли. И Он без тебя ничего не сделает для тебя.

В любых обстоятельствах своей жизни будем вспоминать этого удивительного и честного отца, который научил нас плакать покаянием и молиться словами, которые так ударили в его сердце, по слову Иоанна Лествичника: «верую, Господи, помоги моему неверию». Аминь.

26 марта 2023 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1347