О светотворном посте

23.03.2023
Просмотры: 1436

«Светотворный пост. Смахнём эту пыль и грязь со своей совести, со своей души, со всей своей жизни. Поверим святителю Григорию, который сам опытно, и неисчислимое угодников Божиих познали сопричастность божественной благодати через искреннюю молитву, обращённую к Нему, начиная с тишины в своём сердце, и в этой тишине единственным звуком пусть будет имя Христово»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня – Второе воскресенье Великого поста. И Предание нашей Церкви для этого названия усваивает удивительные слова: сегодня Неделя светоносных постов. Это связано с днем памяти святителя Григория Паламы, который сегодня мы совершаем. Святитель, который оставил не только громадное удивительное письменное наследие о тонком и пронзительном богословии. Но вместе, что это самое главное и драгоценное, с этим наследием оставил опыт познания Бога.

У каждого из нас этот опыт, естественно, совершенно свой. И если мы сейчас откроем труды святителя Григория, то эти труды покажутся неким недосягаемым и практически неисполнимым уровнем нашей жизни. Проще говоря, когда мы начнём читать, то поймём, что «ну, скорее всего, это удел для особенных людей». Это как некое совершенство, которое могут освоить только те люди, которые всецело отдали себя служению Богу. Но нам ведь ещё стольким многим нужно послужить.

 И вообще надо сказать, что иногда может представиться, что духовная жизнь разделяется – для тех, кто попроще и для тех, кто всецело. Я, мол, вот, что могу, то делаю. Ну вот, кто более совершенен, у кого меньше всяких забот, особенно подвизающиеся иноки, вот для них это самый уровень духовной жизни. А для меня – что попроще.

Общение с Богом человека не может измеряться в состоянии для одних или для других, потому что Бог для каждого одинаков. Да, несомненно, мы все очень разные, и у нас разные есть дарования. Но вместе с этим, Бог одинаково относится и к святителю Григорию Паламе, и к любому человеку, стоящему здесь, в храме. Господь совершенно одинаково любит и апостола Иоанна Богослова, и любого из нас, сегодня приносящего Ему свою молитву, свою надежду, свою веру.

Как об этом однажды очень замечательно сказал Силуан Афонский: «представь себе только, что, входя в храм, и молясь в храме, ты находишься в среде святых, не просто рядом с ними, не просто взираешь на них, а ты находишься в их числе». В их числе – подумать только! Только сам это числительное ты не всегда усваиваешь себе.

Святитель Григорий учил о том, что через духовные упражнения, суть которых заключается в постоянном общении с Богом, в совершении постоянного обращения к Нему. Ну это, как если бы ты путешествовал и не выпускал из рук своих компаса, чтобы не сбиться с пути. Или, как если бы ты находился на какой-то ночной дороге, всеми силами своей души ты бы сохранял пламя в своём светильнике, чтобы оно не погасло, и этим пламенем освещал бы себе дорогу.

Всегдашняя молитва к Богу – это не шептание губ только лишь, это знать, что ты рядом с Ним. Как замечает святитель Иоанн Златоуст: «где бы ты не оказался, Бог всегда рядом с тобой, потому что Он везде, даже там, где тебе тяжело произнести Его имя, стыдно, страшно, больно, даже там Господь».

Святитель Григорий говорил, что, если эта мысль о постоянном присутствии Божием в твоём уме рождает Его имя, которое ты произносишь, и об этом имени говорит нам и святой апостол, что «нет другого имени, которым надлежит спастись» (Деян 4:12), то тогда Его присутствие, Его божественная энергия соприкасается с Твоей жизнью.

Да, по определению Бог по Своему существу непознаваем. Но вместе с этим, Бог по Своей милости и любви дарит нам Самого Себя. Об этом и учил святитель Григорий Палама, память которого мы сегодня совершаем. Проще говоря: общение с Богом – это не удел особенных, это сила и воля любящих и благодарных Ему. И пусть никто не думает, что Его божественная благодать, Его божественная энергия прикасается только к особенным, к тем, которые неимоверным трудом заслужили это.

Бог прикасается к тому, к кому пожелает. Бог прикасается к тому, кого по-особенному любит, желая его спасения. И парадоксально, мы в своей жизни многократно испытывали это чувство. Вот то самое ощущение, когда мы говорили: «как благодатно». «Как благодатно помолился». Или после Святой Евхаристии ты говоришь: «какая удивительная на душе радость». Как будто бы эта радость имеет совсем другую природу, она рождается не от ума. Она рождается от чего-то другого.

Как тихо стало. Как спокойно. Как стало не страшно. Как стало не одиноко. Вдруг ты переживаешь в себе это удивительное наполнение новых чувств, которые никогда в тебе не рождались. Это и есть та самая благодать Божия, о которой учил святитель Григорий, это та самая энергия Бога, в которой и есть Он Сам. Он Сам прикоснулся ко мне. Он Сам Своим нетварным светом, как на Фаворе озарил Своих учеников, озаряет мою совесть, озаряет мою душу, когда в мгновение всё становится так ясно и так понятно.

И ты говоришь себе: Господи, как же я раньше этого не видел, как же я раньше этого не чувствовал, как же раньше я этого не знал. Это Его удивительный нетварный свет – Он Сам прикасается к нашей жизни. И мы становимся сопричастными этому Свету через одно лишь только Его драгоценное имя, которое повторяем в своём уме и сердце.

Святитель Григорий Палама записал эти драгоценные строки в словах, которые каждый из нас знает, в словах Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Эти драгоценные пять слов открывают десницу Божию перед каждым из нас, ласковую руку Христову, которую Он возлагает на наши измученные сердца, которыми Он прикасается к нашему воспаленному уму, десницу Христову, которой Он утешает нашу душу, возвращая ей свободу от греха и силу к новой жизни.

Как сегодня мы читали в Евангелии повествование об исцелении расслабленного. Чтобы вы знали, - говорит Господь нам, - имею власть не только прощать грехи, но, говорю расслабленному: встань и ходи. Его энергия, Его сила даёт нам не только надежду на исправление, даёт нам не только отпущение наших собственных грехов, но Его сила даёт нам ещё и жизни для того, чтобы успеть сделать добрые дела. Как у расслабленного поднимает тело, так и наше тело подвигает к добрым делам.

Время светотворных постов – так называется сегодняшний воскресный день. И то, о чём сегодня я размышляю вместе с вами – это не размышление о том, чего нет, это размышление о том, что сейчас происходит со мной. Бог дарит Себя нам, Свою силу и Своё присутствие дарит каждому из нас. И представьте, любит меня так же, как апостола и евангелиста Иоанна Богослова, как Свою Пречистую Матерь, как Своих учеников и исповедников. Бог видит меня рядом с ними, ни кого-либо первого или второго, сначала ты, а затем ты, а всякого, кто только произносит Его имя.

Представь, какой силой наделён каждый из нас. Только бы этой силой воспользоваться, только бы набраться мужества и смелости, и произнести это Имя сквозь весь мрак своих заблуждений, сквозь бурелом своих ошибок, сквозь завалы своего прошлого, сквозь пыль и грязь своей трусости и слабости, сквозь это всё только бы произнести: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». И света с каждым произнесением Его имени будет становиться больше, как от мазка по грязному окну, которое, освобождаясь от копоти, начинает пропускать свет Божий. И всё становится на свои места.

Светотворный пост. Смахнём эту пыль и грязь со своей совести, со своей души, со всей своей жизни. Поверим святителю Григорию, который сам опытно, и неисчислимое угодников Божиих познали сопричастность божественной благодати через искреннюю молитву, обращённую к Нему, начиная с тишины в своём сердце, и в этой тишине единственным звуком пусть будет имя Христово.

Тогда всё вокруг зазвучит совершенно иначе, и станет совсем другим. Светотворный пост. Пусть свет Христов просвещает каждого из нас. Аминь.

12 марта 2023 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1436