«Отселе, - говорит Господь, - увидите открытые небеса. Уже сейчас открытые небеса. Не когда-то придёт время, и мы куда-то попадём, нет. Мы можем попасть куда-то только сейчас, сейчас и здесь. Мы можем сделать свою жизнь раем или превратить её в ад. И со смертью ничего не изменится, все только продолжится. А начинается все именно сейчас».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня – Первое воскресенье Великого поста. И что же в это Первое воскресенье Великого поста Церковь нам предлагает? Ну, в том смысле, какой же рубеж сегодня мы достигаем, к какой такой линии сегодня мы подходим?
Эта линия так ярко обозначена в Евангелии, которое мы только что слышали. Последние строки этого Евангелия звучат так: Христос говорит Своим ученикам и Нафанаилу, которого встретил, и удивительным образом открыл ему Свою Божественную сущность: отселе, теперь вы увидите отверстым небо и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих с неба (Ин 1:51), и Сына Божьего, Сидящего во славе. Ну, что это значит для нас? Ну, что это за новая точка локации в нашей жизни? Когда-то там, может быть.
Вот чтобы это понять, и чтобы это пережить, это обетование, мы можем вспомнить из своей жизни, взяв совершенно простой удивительный случай. Когда мы находимся в каком-то месте, городе, и нам все говорят: знаешь, вот это место – самое лучшее здесь. И вдруг в окно мы видим, что там есть свободное место.
«Обычно, - говорят, - здесь всегда очень многолюдно, здесь занято, здесь нужно заранее побеспокоиться, чтобы попасть в это очень хорошее место, где тебя примут, где ты получишь такое удовольствие от увиденного, услышанного, от трапезы, которую тебе предложат. Но знаешь, здесь надо подождать». И вдруг ты видишь свободное место и подходишь к дверям, чтобы войти в надежде, что это место для тебя.
А в этих дверях ставят условие: войти сюда можно только если кого-то с собой возьмёшь. Ты же не бросишься искать первого попавшегося. Взять с собой – значит разделить радость этого места с этим человеком. И тут ты начинаешь перебирать: «ах, как жалко, был такой человек, но так сейчас далеко, и не общаемся»; «ах, вот вчера только поссорились, а если бы нет, то сегодня вместе и попали бы в это место».
И начинаешь перебирать в своей памяти, кого можно было бы с собой сейчас же взять, и пока перебираешь, и пока выбираешь, и пока оцениваешь, и пока взвешиваешь каждого: «а этот вообще не достоин», «этот, ха, пусть себе другого поищет собеседника» - смотришь, а место это – уже занято другими.
Открытое Царство Божие, которое вы увидите от этого времени, - как замечает святитель Дмитрий Ростовский, именно от этого времени, от времени Великого поста, это то самое место, где ты видишь свободное пространство для себя. Попасть в Царство Божие – это не значит умереть и попасть в Царство Божие, нет. Попасть в Царство Божие – это значит оказаться на празднике жизни у Него, даже да, сейчас.
Ведь Священное Евангелие говорит нам, что Царство Божие внутри вас есть. Это не то, что наступит когда-то потом, это то, в чём ты живёшь сейчас. Сейчас живешь ли ты в раю или сейчас живешь ты в аду? Твоя жизнь – это жизнь как в раю или как в аду?
И даже здесь, задаваясь этими вопросами, мы начнем, в себе размышляя, придумывать: ну, что такое жизнь как в раю? Кто-то себе скажет: ну, это ничего не делать, наслаждаться, это когда всё хорошо-прехорошо, замечательно-презамечательно. Да нет же, нет же.
Жизнь в раю – это когда тебе есть с кем любить одного Бога. Жизнь в раю – это когда есть с кем жить одними мыслями о жизни вечной. Жизнь в раю – это когда есть с кем радоваться и поделиться этой радостью. Жизнь в раю – это когда есть с кем помолчать, когда есть с кем поплакать, когда есть с кем поблагодарить. Да, поблагодарить.
Жизнь в аду – это тогда, когда тебе даже некого взять с собой вот в это самое свободное для тебя место, которое ты увидел за хрустальной витриной. Ты мог бы его занять, но с кем? Всех тех, кого Бог давал тебе – потерял. Ну, как потерял. Они плохие, конечно. Я-то лучше. А вот сейчас я один, а они плохие заходят вместе, и занимают это место.
Отныне, - говорит Господь, - увидите открытые небеса. Эта возможность достигнуть этого места, опять вернусь к словам святителя Дмитрия Ростовского, который говорит: «мы, как ангелы, можем восполнить это место падших ангелов, поднявшись на крыльях богомыслия и подвига».
Что это означает? Это значит думать о Боге. Как это думать о Боге? Когда-нибудь подумаю. Всегда во всём видеть Его присутствие. Богомыслие – это не тогда, когда ты сел, опустил голову, закрыв глаза, и начинаешь рисовать себе картины очень похожие на гравюры Доре. Нет.
Богомыслие – это когда ты видишь Бога, в любом звуке слышишь, видишь в любом отблеске солнечного света, взгляде другого человека, кто-то рядом просто остановился, ты почувствовал чьи-то шаги. Ты совершенно не знаешь этого человека, но ты знаешь, что Бог подарил жизнь и этому человеку, и Бог желает, чтобы счастливая жизнь была у каждого.
Богомыслие – это жить сейчас и радоваться, не в том смысле, как мы привыкли понимать слово «радоваться» - значит все хорошо, все здорово. Радоваться тому, что ты похож на Него, и он похож на Него, и она похожа на Него, мы похожи на Него. Это и есть богомыслие.
Кстати, сегодня день Торжества Православия, когда окончательно был утвержден догмат об иконопочитании. Кто-то скажет: «ну, в чём там смысл, в чем эта особенность?».
А смысл очень важный и главный – Бог может быть изображаем. Бог показал Себя, изобразил Себя, запечатлел Себя не только на том мире, который мы видим вокруг себя, но и на каждом из нас, ибо создал нас по образу и по подобию Своему.
И когда ты знаешь это, живёшь этим, и когда ты в себе ищешь Бога, то это богомыслие, как одно из крыльев, которое расправляется. А второе – это подвиг. Что же это за подвиг такой? Ну, вот даже, когда ты пришёл к этому порогу с другим человеком, как условие: зайдёшь и будешь праздновать на этом празднике жизни, но только с кем-то, - подвиг заключается в том, чтобы уступить место этому человеку, пропустить его вперёд себя. Не самому бежать и за собой тащить – ну, вдруг дверь закроется, вдруг правила изменились, я-то уже здесь. Нет.
Подвиг – это сначала уступить место другому. Как один из старцев святой горы Афонской говорил: любовь – это страдать за другого человека или вместо другого человека. Вот это и есть настоящая любовь, это и есть подвиг во всём: в жизни, в поступках, в отношениях, в спорах – уступить другому человеку.
И не потому, что он прав или лучше, и не потому, что он убедительней или ярче или талантливей, нет. Потому что таковы правила: ты не можешь прийти туда один. А если кто-то идёт впереди тебя, и Бог, видя твой подвиг, откроет и для тебя дверь и скажет: ну, конечно же, ступай следом за ним. Спасаемый – это не тот, кто сам по себе, это тот, кто не может без других.
Даже монахи, которые уходили в пустыню, и там совершали свой монашеский подвиг, или в монастырях, они ведь молятся не только о своей собственной душе, о ней, оплакивают свою жизнь, они молятся о других, о всём мире.
Это непреодолимое удивительное чувство любви, когда ты так желаешь, чтобы каждый узнал имя Христово, чтобы каждый спасся. И все, что может сделать такой человек – это горячо любить мир и молиться за людей. И поверьте, в эти распахнутые двери входят души.
Отселе, - говорит Господь, - увидите открытые небеса. Уже сейчас открытые небеса. Не когда-то придёт время, и мы куда-то попадём, нет. Мы можем попасть куда-то только сейчас, сейчас и здесь. Мы можем сделать свою жизнь раем или превратить её в ад. И со смертью ничего не изменится, все только продолжится. А начинается все именно сейчас.
Удивительно время Великого поста. Удивительные уроки преподносит нам любящая нас Церковь и открывает нам удивительный смысл слов Христа Спасителя. Теперь мы видим открытые для нас небеса, мы видим место, которое для нас приготовлено. Потрудимся богомыслием и подвигом, как двумя крыльями, по слову святителя Дмитрия Ростовского, чтобы подняться до этого неба.
Ну и самое радостное сегодня – это праздник Торжества Православия. Он и заключается в том, что мне, Господи, без Тебя в других никак. И чтобы увидеть Бога в других, сначала надобно этот образ в себе самом поставить на самое главное и самое важное место.
Одним словом, Бог изображаем. И не будем фантазировать, изображая Его таким, каким я хотел бы видеть. А будем, как Нафанаил, сначала сказавший, «что может быть из Назарета хорошего?», потом ответивший: «Ты, Господи, Мессия, Ты Сын Божий!», тогда, когда увидел в Нём Искупителя, а увидел Его тоже через свою искреннюю и честную молитву, в которой, должно быть, так и просил: хочу, Господи, быть там с Тобою. И оказался с Ним.
Помолимся сейчас за Божественной литургией, чтобы каждому из нас почувствовать эту удивительную новую грань нашей жизни – открытые перед нами двери. И побежим брать с собою, чтобы войти в эти двери. И самое главное – чтобы мы оказались в пространстве присутствия Божиего не когда-то, а сейчас. Поспешим в это пространство. И да поможет нам в этом Господь. Аминь.