Об исповедании Бога

14.03.2023
Просмотры: 1150

«Но нынешнее исповедание Бога бывает совсем в другом. Тебя зовут ненавидеть, а ты люби. Тебя зовут кого-то обсудить, соберутся вот так вместе и давай мыть кости другим. А ты умой свои руки, а не кости других и скажи: «да, что мне этот человек, что мне о нём, ты лучше обо мне поплачь, знаешь, сколько на мне всякой неправды, что мне до этого человека!»».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестная матушка-игуменья, дорогие сестры нашей святой обители, дорогие наши воспитанницы, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сегодня мы собрались здесь, в стенах нашей святой обители, чтобы прославить память святого великомученика Феодора Тирона.

На первой неделе поста Церковь вспоминает этого удивительного угодника Божия. Жил он в Малой Азии в начале IV века. Он был воином, и когда узнал военачальник о том, что Феодор – христианин, то требовал от него, чтобы тот отрёкся от своей веры. Феодор верно служил своему Отечеству. Он верно исполнял свою присягу. И этого человека никто не мог бы обвинить в том, что он был человеком трусливым или изменником, нет. Он был человеком верным своему воинскому делу и выполнял всякое приказание, которое относилось к нему как к воину.

Но когда он услышал приказ как христианину – отречься от Бога и принести жертвы идолом, он категорически отказался исполнять это указание. Он был подвергнут жестоким истязаниям, мучениям, но ничто не могло сломить волю этого удивительного сильного воина, настоящего воина, который от воина земного через свои страдания становился воином небесным. Впрочем, он таким был всегда с момента как уверовал во Христа.

Сам Господь, как повествует жизнеописание Феодора, явился ему и утешал его. Тогда разгневанный начальник предал тело Феодора сожжению, и там он преставился, отдав свою душу Богу. Не знаю, стало ли то пламя горячей, стало ли оно ярче, но знаю точно, что то пламя, в котором сожгли Феодора не стало местом только лишь казни невинного человека, виновного только в одном – в своей глубокой вере, а стало местом, от которого зажглись сердца многих и многих людей, и тех, которые видели это, и не сломленный дух Феодора, и удивлялись, почему же так он твёрдо стоит на своей вере, да и тех, которые и сегодня греются его памятью.

Спустя 50 лет после этого события злочестивый император Юлиан Отступник приказал, чтобы на рынке в первую неделю Великого поста все продукты покропили идоложертвенной кровью. Тогда Феодор явился Патриарху Константинополя и сказал ему, чтобы тот указал народу Божьему в этот день вкушать только варёную пшеницу и ничего не брать на рынке от окроплённого идоложертвенной кровью. Феодор твёрдо исповедовал свою веру и помогает сохранять чистоту веры верным людям, помогает сохранять твёрдость упования на Бога тем, кто нередко бывает обманут в своей жизни.

В первую неделю поста и была установлена память мученику Феодору Тирону и, воспоминая его собственный подвиг, и то событие, благодаря которому он посрамил замыслы злочестивого императора и сохранил общину.

Хотя сказать надо, что самым важным и самым главным для того времени было, как и для нашего времени остаётся, единство Церкви земной воинствующей с Церковью небесной торжествующей. Праздник, который мы сегодня совершаем – это праздник единства нашей Церкви земной и небесной. Чтобы никто из нас не думал, что наша земная жизнь, она, только в плоскости земли. Если наша земная жизнь наполняется смыслом, то она поднимается до неба.

Пусть никто не думает, что небесная жизнь находится вне внимания земной. Пусть никто не думает, что там, на небе, им уже безразлично о том, что здесь, на земле. Не так. Могу представить себе только, сколько раз, как Феодор, заступались за нас наши родители, которых уже нет сейчас с нами, или наши друзья, или наши наставники, или наши учителя. Сколько раз мы вспоминали их имена, и они как будто бы говорили нам в нашей совести: «не делай так».

И сколько раз мы не слушали этого голоса. А потом спустя время говорили себе: «ну, ведь вспоминал я слова своего отца», «ну, ведь вспоминал я слова своего духовного наставника или своей матери, ну, почему же я тогда их не послушался».

Если бы тогда Патриарх не послушался явившегося ему Феодора Тирона и сослался бы на свои какие-то собственные впечатления и сказал бы себе самому: «да мало ли что вспомнится», «да мало ли что увидится», «да мало ли что явится», «да мало ли что на ум придёт», и не послушался бы этих слов, то стал бы виновником торжества отступника, который бы радовался и в своём дворце потирал бы свои кровавые руки и говорил: «вот осквернены христиане кровью моих идолов».

Но будем честны по отношению к своей совести. Если бы мы всегда слушали её голос, если бы мы всегда слова, которые мы вспоминали из слов своих наставников или из прочитанных слов Священного Писания, как откровение живое Божие к нам, если бы мы всегда эти слова воспринимали как прямое указание Божие, сколько бед мы могли бы обойти. Не была бы тогда наша жизнь так осквернена и не стала бы она тогда посмешищем для тех, которые не верят в Бога.

Ведь самая главная сила тех, которые не верят – посмеяться над теми, которые верят, но не делают, знают, но не исполняют, слышали, но не продолжили эти слова делами своей собственной жизни. И это относится к нам, к сегодняшним христианам.

Вспоминая мученика Феодора, который твёрдо исповедовал веру и не согласился выполнить единственный приказ – отказаться от Бога, мы должны задать себе вопрос: а в своей собственной жизни как часто, да и надо сказать, с какой определенной легкостью я отказываюсь от Бога? Ну, конечно, сейчас скажут мне: «ну, что вы? мы креста не снимем».

Да, дело не в том, что ты носишь на себе, а в том, чьим словом ты живёшь. Знаешь заповедь и не исполняешь её. Сказано в ней: «почитай родителей» (Исх 20:12), а ты этого не делаешь. Сказано в ней: «не лжесвидетельствуй» (Исх 20:16), а ты с лёгкостью говоришь неправду. Сказано в заповедях: «не сотвори себе кумира» (Исх 20:4), а сколько у тебя идеалов, к которым ты стремишься. Сказано: «Богу одному твоему поклоняйся» (Мф 4:10), а кланяешься ли ты Ему в своей вере, в своей жизни? То есть живёшь ли ты Его словом? Сказано: «не убивай» (Исх 20:13). А твои руки всегда ли чисты от слёз и боли других людей? Да, может ты в руки оружия и не брал, но скольких людей злым словом, острым взглядом ты лишил спокойствия, мира, жизни. Сказано: «не прелюбодействуй» (Исх 20:14). А где только твой ум и твои глаза не бывают.

Мученик Феодор не исполнил единственного приказа – отказаться от Бога, за что оказался с Богом. И пусть этот пример будет для каждого из нас очень важным и значимым примером в нашей жизни. Да, пусть никто не думает, что исповедание Бога бывает на площадях или перед большими собраниями, исповедание Бога бывает при требовании совершить какое-либо жертвоприношение. И такое бывает.

Но нынешнее исповедание Бога бывает совсем в другом. Тебя зовут ненавидеть, а ты люби. Тебя зовут кого-то обсудить, соберутся вот так вместе и давай мыть кости другим. А ты умой свои руки, а не кости других и скажи: «да, что мне этот человек, что мне о нём, ты лучше обо мне поплачь, знаешь, сколько на мне всякой неправды, что мне до этого человека!».

Позовут тебя, чтобы кого-то осудить или какое-то дурное слово сказать, а ты ответь на это: «зачем же мне приносить жертвы идолам, я лучше себя осужу и есть, что мне о себе сказать дурного». Вот тогда ты как раз и не отречёшься от Бога, а будешь жить Его словом, тогда ты не осквернишь своей души идоложертвенной кровью.

Да, потому что идол требует и будет всегда требовать крови. А если вместо этой крови ты дашь слёзы о своих грехах, о себе самом, слезы сожаления о других, то эти слезы ничего не осквернят, а напротив, освятят это.

Дай, Господи, нам этих слез и в эти дни Великого и спасительного поста. И, прежде всего, освящать ими свою собственную душу, омывать собственную душу. Дай, Господи, нам этих слёз и о других людях, и особенно, в наше нынешнее тревожное время, когда мы только и слышим, как говорит Священное Писание: о военных слухах, о землетрясениях, о бедствиях. И всё это нам так ярко говорит, что Бог близко есть, при дверях.

Дай, Господи, нам в это время слёз и о других людях: о тех, которые потеряли родных и близких, о тех, которые так трепетно, иногда из последних сил ждут своих родных и близких. Дай, Господи, нам слезы о тех, кто в это время свои души сложил. И не знаем, успели ли они покаяться, и не знаем со страхом Божиим или с ужасом смерти они расстались со своей жизнью. Но мы о них поплачем и помолимся, и попросим: «Господи, прими и их души в Свои объятья».

Дай, Господи, нам слёзы и о тех, в сердце которых живёт ненависть и злоба. Дай, Господи, нам слезы о тех, которые не видят очевидного, и во дне говорят, что это ночь. Дай, Господи, нам слезы о тех, кто уже не может плакать, у кого уже нет сил ни к жизни, ни к радости, ни к надежде. И о них тоже помолимся, и таких сейчас немало.

И дай, Господи, нам слезы и о наших детях, чтобы они, видя, как мы оплакиваем и свои собственные грехи, оплакиваем и нашу такую жизнь, однажды смогли оплакать и нас, и через слезы простить нас за многое. И конечно же, в эти дни помолимся и о своих наставниках, и о своих родителях.

И если сейчас кто-то в храме вспомнил какие-то добрые слова, которые однажды говорила мама или которые однажды говорил отец, исполни это слово, то, что сейчас на совесть пришло тебе, на ум, упреждение твоего наставника или родного и дорогого человека, прими как откровение, как некогда Константинопольский Патриарх принял откровение явившегося мученика Феодора, и благодаря тому, что сердце его было чистым, и он поверил этому явлению, в чистоте сохранил жизнь многих людей.

Дай, Бог, и нам в чистоте сердца принять откровение слова Божьего и наших родных и близких, чтобы сохранить чистоту жизни собственной и тех, кто рядом с нами.

Святой великомучениче Феодоре, моли Бога о нас. Аминь.

4 марта 2023 года. Георгиевский женский монастырь

 

1150