О первом шаге к весне

13.03.2023
Просмотры: 1249

«И первый наш с тобой шаг – простить. Первый наш с тобой шаг – поднять голову вперёд кверху, не оглядываться больше назад, чего бы в этом прошлом не было, его не будет, если у тебя будет и у меня настоящее, сегодняшнее, новое: добрые отношения, искренняя молитва, хороший внутренний пост, воздержание, новые слова, эмоции, взгляд».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня Прощёное воскресенье, и я хотел бы рассказать тебе, как оно появилось. В этот день из монастыря уходили братья в пустыню, чтобы каждый там мог совершать свой пост. В этот день, чтобы понять тебе, какие они переживали чувства, они произносили слова: «прощай, быть может, мы больше никогда не увидимся».

По разным причинам: а если завтра война, а если завтра в этой пустыне не справиться мне с диким зверем, а, может быть, не знаю, хватит ли у меня сил, я отчаюсь, и уже никогда больше не вернусь в наш монастырь, а, может быть, мне не хватит своего собственного здоровья, чтобы перенести все эти испытания, а, может быть, мне страшно будет вернуться, не знаю, - так говорил один другому. И они прощались.

Прощались, как перед битвой. Прощались как перед единственно таким смелым и важным поступком в своей жизни, и несмотря на все предстоящие испытания, они делали этот шаг вперёд смело. Знаешь, почему? Потому что за спиной не оставалось ни одного, кто сказал бы ему слово укора или осуждения. За спиной оставались те, с кем прожил многое и пережил многое, но через вот это самое прощение – друзья.

Ещё какое-то время они, выходя из монастыря, шли вместе. И, наверное, поглядывая друг на друга, радовались и улыбались, что теперь им бояться нечего, потому что тогда, когда они вновь увидятся здесь или там, они уж точно обрадуются друг другу, потому что в их сердце не осталось ничего, что могло бы заслонять тенью правду Божию, веру, любовь, что могло бы лишать надежды.

Они уходили в пустыню, и никто из них не мог сказать: «я вернусь», но каждый из них говорил: «мы увидимся здесь ли, у Бога ли, как Он пожелает. Но мы, несомненно, будем вместе, потому что с нами Заложник нашей дружбы и Заложник нашей любви – Господь и Спаситель Христос». Вот так и появилось Прощёное воскресенье.

Из монастырей эта традиция перешла в мирские храмы, и вдохновленные этим примером люди также в этот день обнимали друг друга, искренне просили прощения, и, может быть, как никогда в жизни задумывались: «а вдруг, и вправду мы больше не увидимся, а вдруг завтра война».

И кстати, в нынешнее-то время эти слова звучат так понятно, так ясно, так убедительно. И чтобы ничего не осталось за спиной мрачного, чтобы за спиной не оставить врагов, чтобы за спиной не оставить непрощённых, чтобы за спиной не оставить тех, у кого не вымолил прощения, вот и просим прощения: ты прости меня Христа ради.

Просить прощения – это не просто понять, что ты был не прав. Есть две большие разницы: объяснить свой поступок себе и бесконечно его объяснять другому и говорить: «ну, знаешь, нельзя было поступить по-другому, нельзя, не смог, не сумел». И вот этого ничего не говоря, сказать: «ты просто прости меня».

Потому что сам себя ты никогда не простишь. Ты можешь многое себе объяснить. Ты можешь во многом себя убедить. Но простить себя ты не сможешь. Как ты простишь, когда ты предал кого-то? Ну, как ты простишь, когда ты кого-то обманул? Обстоятельства – и ты стал обманщиком? Обстоятельства – и ты стал предателем? Как ты простишь себе ненависть? Как ты простишь себе жестокость? Ну, как ты простишь себе, когда кто-то так искал и ждал участия в своей жизни, а ты ненавидел? Обстоятельства?

Ты не сможешь этого никогда себе простить. Да, ты сможешь это забыть. Но знаешь, в момент твоей жизни, когда перед тобой во всю высоту вырастет смерть, ты все это вспомнишь. И так больно об эту стену ударишься. Совесть всё тебе вспомнит. Но если ты просил прощения, но если сам ты прощал, даже не дожидаясь, пока об этом тебя попросят, перед тобой хотя и вырастет стена смерти, но совесть подставит лестницу, и мало-помалу влезая на неё, ты доберешься до самого Неба, ты не остановишься, и в вечности ты не погибнешь.

Просить прощения можно только тогда, когда ты сам прощаешь. Ну, и ещё Господь даёт эти силы тогда, когда ты это делаешь с безусловной надеждой и любовью. Даже если тебя перестал любить этот человек, ты его не переставай любить. Ты начни молиться за этого человека с такой силой, с которой не молился раньше никогда. И Бог услышит голос твоей совести и простит.

И наконец, ещё, что хотел бы сказать тебе перед началом Великого поста. Когда ты пойдёшь в свою пустыню в эти дни Великого поста, когда ты многое на себе вновь испытаешь, когда ты не постился, а теперь начнешь, ты совсем мало молился, а теперь возможно ты будешь молиться чаще, когда ты вступишь в эту пустыню, не смотри назад.

Тебя будут преследовать звери твоих страстей. Они будут, как бешеные псы, хватать тебя за запятки. Не смотри назад. Они будут нападать на тебя воспоминаниями, ты будешь себе на память приводить то, что раньше было в твоей жизни, и твое сердце начнет тосковать. Не верь этому. Собачий лай петь не может. А чтоб твоя душа запела, ты смотри наверх. Чтоб твоя душа запела, ты смотри на образ Спасителя Господа Христа, Который всегда с Креста смотрит на тебя.

Не верь воспоминаниям. Они не для того придут к тебе, чтобы тебя утешить, а для того, чтобы обмануть тебя. Ты испытаешь немало боли: боль расставаний, боль переживаний, боль собственных изменений, (дай Бог, чтобы они были в твоей жизни), боль собственного нового рождения.

Не бойся этой боли. Она лишь только напоминание тебе и мне о том, как жестоко и грубо, как подло, трусливо я использовал свою свободу, которую нам с тобой дал Бог, а мы эту свободу превратили в мелочность обид, ссор, подозрений, недоверия, дурных слов. И если твоя душа и твоё сердце будут болеть, благодари Бога за эту боль. Она, эта боль – искупительная жертва, твоя собственная за твою свободу, которую мы с тобой по мелочам разменяли. Но чтобы её выкупить, нужно переболеть, нужно выплакать через свое покаяние свои ошибки и падения. Ты только не смотри назад, не верь прошлому.

Верь в настоящее, в которое с тобой идёт Господь. И каким бы не было твое прошлое, знай, что, если ты искренне каешься, не просто сожалеешь, мол, «да, зря» или «ну, может не буду», а каешься и говоришь: «увы мне, увы мне». Знай, что Господь тебе ответит так же, как ответил блуднице, взятой в её прелюбодеянии: «где те, кто осуждал тебя? и Я тебя не осуждаю, иди и больше этого не делай». Слышишь, Спаситель говорит: «иди и не возвращайся назад».

Впереди весна. И Господь даст Своих плодов этой весны, и Господь даст нам время и для покаяния, которое сейчас мы начинаем, и даст нам и утешений, и горьких уроков, и назиданий. Господь увидит и наши слёзы и услышит наши молитвы, и мы обязательно все увидимся, непременно, потому что смерти нет. А если ты от нее начал бежать, как от пса, ей тебя не догнать. Бог ангелами Своим заповесть о Тебе, на руках возмут тя и понесут, и не даст Господь никому догнать тебя. Ты только иди вперёд.

И первый наш с тобой шаг – простить. Первый наш с тобой шаг – поднять голову вперёд кверху, не оглядываться больше назад, чего бы в этом прошлом не было, его не будет, если у тебя будет и у меня настоящее, сегодняшнее, новое: добрые отношения, искренняя молитва, хороший внутренний пост, воздержание, новые слова, эмоции, взгляд. Бог не даст тебе, чтобы прошлое тебя украло у Него.

И знаешь, последнее, что скажу тебе перед тем, как попрошу у тебя сам прощения. Однажды предшественник мой по кафедре, этой Кавказской, святитель Игнатий Брянчанинов, научая одного человека молитве, дабы иметь доброе общение с другим, говорил: «молись так: «Господи, этот человек принадлежит Тебе, а не мне», и тогда Бог сохранит вас друг для друга».

Бог ревнивец, Свое Он вернет Себе. И пусть этот Божественный Ревнивец вернет Себе и тебя, и меня. Пойдем и мы к Нему. Я прошу у тебя прощения. Прости меня, Христа ради, за все мои поступки вольные и невольные, за слова и мысли, за любовь и нелюбовь, за смелое и трусливое, за честное и лживое, прости меня Христа ради. Бог Своей благодатью и человеколюбием да просит и да благословит всех нас. Аминь.

26 февраля 2023 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1249