«И Бог не спросит: сколько я плакал и сколько я постился, и сколько я молился, и сколько я поклонов делал. Всё это важно для того, чтобы, конечно, укреплять в себе свою веру. Но Бог спросит обо мне: каким я был человеком по отношению к другим людям. Не один раз кому-то помог или на кого-то обратил внимание. А в принципе жил так, что постоянно замечал других людей. Вот жил так, что не замечал себя, а замечал других людей».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Много вещей есть в жизни, которых мы боимся. Мы боимся за своё будущее. Мы боимся за своих детей. Мы боимся и за свое настоящее – неизвестно что будет. Мы боимся потерять работу. Мы боимся потерять здоровье. Очень многих вещей в жизни мы боимся. И если каждый из нас обратится к своей совести, то этот список может оказаться очень большим. И в этом списке есть вещи, которые мы ставим на первое, на второе, на третье место. Ну вот интересно, в этом списке есть такой пункт: я боюсь суда Божиего?
Ну вот честно. Хорошо, если есть. Ну, уж точно, наверное, не первый. Где-то так далеко, особенно тогда, когда, что называется, совесть запечёт да так запечёт, что не вздохнуть. И тогда ты вдруг вспоминаешь о суде Божием: я боюсь суда Божиего. Но чаще всего наши собственные поступки нередко говорят о том, что этого суда я, в общем-то, не то, чтобы не боюсь, а да знаю, что ответить. Ну, вот приду на суд Божий, и тогда всё станет на свои места, тогда мне кажется, что уж точно я буду может быть оправдан, потому что столько много напрасно терпел, столько много было обстоятельств в моей жизни из-за других людей. Ну, я-то, я просто мучился.
Когда говоришь с человеком, да ладно, когда говоришь со своей совестью собственной о суде Божием, очень часто на этом суде ты видишь себя оправданным. Ну, во всяком случае, уж точно есть за что тебя простить, а, может быть, даже и похвалить. Сегодняшнее Евангелие о суде Божием, о страшном суде Божием, о том, что мы боимся не в первую очередь. Или может быть даже совсем не боимся. И Господь рассказал нам притчу о том, как будет происходить этот Страшный суд Божий. Оказывается, на этом суде тебя не спросят: как ты страдал за правду, как тебя преследовали за эту правду. На этом суде тебя не спросят, как тебя оклеветали, а ты всё это сносил. На этом суде тебя не спросят какой ты был хороший и какие все были плохие. На этом суде будет всё удивительно.
Бог разделит одних и поставит по правую сторону, других – по левую. И скажет тем, которые с правой стороны: войдите в радость своего господина, вы помилованы, потому что, когда Я хотел есть, вы меня накормили, когда Я хотел пить, вы меня напоили, когда Я нуждался в одежде, вы меня одели, когда Я был в больнице, вы меня посетили, когда Я был в тюрьме, вы обо мне не забыли, одним словом, когда Я был в нужде, вы были рядом со мной. Те спросят: когда это было?
Ну, говорит Господь: вы это сделали одному из малых сих, значит сделали Мне. И тем, которые по левую сторону: скажет: а вы идите в огонь вечный, вы и не одели, и не напоили меня, и в больнице не посетили, и никак не посмотрели в Мою сторону. И те тоже удивятся, готовые рассказать Ему всю правду на суде, ну, как всё было на самом-то деле. И спросят Его: когда это всё было? Вы это не сделали одному из малых сих, значит не сделали Мне.
Страшный суд заключается в том, что Бог, оказывается, всегда присутствует рядом в моей жизни, и страшно то, что из-за великих своих целей, и в том числе, из-за своих страхов я Его не замечал, напрочь не замечал. Вся моя жизнь будет взвешена в моих делах по отношению к другим людям.
И Бог не спросит: сколько я плакал и сколько я постился, и сколько я молился, и сколько я поклонов делал. Всё это важно для того, чтобы, конечно, укреплять в себе свою веру. Но Бог спросит обо мне: каким я был человеком по отношению к другим людям. Не один раз кому-то помог или на кого-то обратил внимание. А в принципе жил так, что постоянно замечал других людей. Вот жил так, что не замечал себя, а замечал других людей.
И если плакал, то не о себе, а о других людях. И если горячо о чём-то просил Бога, то тоже не для себя, а для другого человека. И если однажды кого-то полюбил, то тоже не себя, а другого человека. И если однажды решился на смелый шаг, тоже не ради себя, а в направлении к другому человеку.
Суд называется страшным, именуется страшным, потому, что, будучи человеком, окажется я им так и не стал. В этом Страшный суд. Будучи человеком, я не смог им стать, потому что все мое по отношению к другим, было только ради меня, а не ради других. Ну, может быть, не всё, но большее из всей моей жизни.
Всю эту неделю мы будем вспоминать это Евангелие и размышлять о нём, и может быть, это, наконец-таки, разбудит нашу совесть и, может быть, я стану хоть чуть больше человеком. Ну, вот сегодня выйду из храма и позвоню первой тому человеку, которому обещал больше вообще не буду звонить, всё. Прошла дружба, любовь. Или напишу какие-то добрые слова человеку, о котором себе сказал: ну, Бог ему судья. А может быть Бог станет мне судьёй? И о тех, о которых я говорил, что им суд Божий, пусть их судит, а сам-то внутренне уже осудил, может быть этот суд Божий позвать себе. И когда я говорю: Бог нас рассудит», может быть впервые в своей жизни я это скажу не с точки зрения своей правоты, а с точки зрения своей надежды. Бог нас рассудит.
Суди мне, Боже, - как говорит и пророк Давид. Суди мне, Боже. Уже сейчас. Уже здесь. Да, и ещё самое главное – на этом страшном суде, оказывается, мы сможем задать только один вопрос Ему. Иногда нам кажется, что мы придём к Богу и у нас уже такой большой список вопросов, я вот спрошу у Него: а вот это за что? а это почему? А это из-за чего? А где Ты был вот здесь, когда я был? У нас большой список вопросов.
Но на суде Страшном мы зададим только один вопрос Ему: когда мы видели Тебя, Господи? И Он ответит: всегда, всегда вы видели Меня, но только не всегда замечали, потому что были заняты самим собой. Ещё вопросы Мне записывали. А между тем, Я всегда был рядом, всегда.
Наступает неделя, которая так и называется Неделя о Страшном суде. И действительно, как страшно, родившись человеком, им так и не стать, как страшно прожить напрасно жизнь, как страшно не заметить взгляда любящего Бога, как страшно не замечать вообще Его присутствие в своей жизни и как страшно остаться во мраке вечности. Суди мне, Боже. Аминь.
19 февраля 2023 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска