«Бог находит в нас место только через наше собственное раскаяние. Покаяние – как нужду в Боге»
Дорогие всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с особой радостью и благодарностью к Господу разделяю с вами сегодняшний день освящения этого удивительного храма, который был создан в честь, в память преподобного Паисия Святогорца!
Сегодня за Божественной литургией мы всегда, как откровение, как прямое обращение Бога к каждому из нас, и очень важно, когда именно так мы слышим Священное Евангелие, как обращение Бога ко мне, слышим слова апостола и евангелиста, который говорит о том, что с этого времени Христос, проповедуя, стал говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие (Мф 4:17).
Почему-то для нас очень часто призыв к покаянию – что пришло время покаяться, очень часто расценивается как призыв, который обозначает сигнал, что, скорее всего, уже всё заканчивается. Удивительно, но чаще всего, когда общаешься не только с другими людьми, но и со своей собственной совестью, кажется, что покаяние – это та самая грань, которую мы, конечно же, несомненно, желаем в последнем дыхании своей жизни.
Мы так и говорим: «как бы хорошо с покаянием предстать пред Богом, успеть покаяться». Но на самом деле, покаяние – это ещё не признак нашего собственного предстояния пред Богом. По-другому скажу, правильнее: покаяние не заключает в себе смысл: вот сейчас ты уже будешь перед Ним. Покаяние заключает в себе совсем другой смысл.
Христос, когда пришел к людям, обратился к ним Своими первыми словами, и это были слова о покаянии: приблизилось Царство Божие. Бог приходит в пространство твоей жизни. Где Господь находит место в нас? Если мы думаем, что Бог находит в нас место через наши добрые дела, то мы еще далеки от правды. Если мы думаем, что Бог находит в нас место по принципу взвешенного к нам отношения: так же, как и другие говорят: «ну, человек неплохой, много хорошего делает, искренний, добрый», то это ещё не всё определение.
Бог находит в нас место только через наше собственное раскаяние. Покаяние – как нужду в Боге. Пока в моем сердце, в моей жизни покаяние случается от случая к случаю, как если бы испачкал свою жизнь. Ну, как испачкал руку – пошел помыл. Что-то сказал священнику на исповеди: «вот я какие-то слова сказал». Но это не покаяние, это всего лишь признание факта тобой сделанных дел. А покаяние – это ждать Бога на пороге и не пропустить Его, когда Он будет идти мимо.
Христос говорит: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Покаяние – это тогда, когда «ну, не могу я без Тебя, Господи». Все, что я умею в своей жизни и все, что накопил опыт моей жизни – это всё, Господи, дал мне Ты. И если я не служу Тебе, то всё напрасно. Покаяние – это стоять на пороге и не пропустить Его мимо, когда Он идёт и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие.
Он приближается ко мне. И вся моя человеческая задача и сущность, как некогда евангельский герой, изо всех сил, как этот слепец, закричать: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня. Покаяние – это не грань того, что «ну, жизнь завершена или совершена, и теперь самое время посмотреть, что ты наделал». Покаяние – это когда хлеб раздают, прийти и взять этот свежий хлеб. Покаяние – это когда в пустыне воду нашел, и сначала этой водой омыть свои руки, своё лицо, а потом уже трепетно пить эту воду.
Покаяние –это когда нельзя было простить, а тебя простили. И ты радуешься, как будто родился заново. Покаяние – это тогда, когда дверь дома отца не заперта, а открыта перед тобой после всех твоих приключений, которые были в твоей жизни. Покайтесь, - говорит Господь, - ибо приблизилось Царство Небесное. Покаяние, мы помним, по-гречески метанойя, означает изменение сознания. Это начать по-другому думать о Боге и о себе. По-другому думать о себе и о Боге.
Если до своего покаяния о себе мы думали нередко исключительно в превосходной степени, перечисляя все свои заслуги и не заслуженные скорби и слезы, то через покаяние о себе мы думаем не как о достойных, а как просто о тех, кого любит Бог не за то, что я достоин, а потому что создал меня.
И мое покаяние – это слезы от того, что, создал-то Он меня для другого и другим: да вот я сам не всегда был похож на то, что задумал Он. Покаяние как изменение сознания – это еще мысль о Нем не как, только лишь, о бесконечно благом и безгранично любящем. Хотя, воистину, так. Но прощающим и слышащим только того, кто, как та самая кровоточивая женщина, хотя бы втайне, но касается края Его одежд.
Это прикоснуться к Нему, стремиться к Нему, это по-другому думать о Нем. Не то, что Он всё видит и всё знает. Хотя, воистину, это так. А то, что, видя меня и зная меня, Он не отворачивается от меня. А моей совести говорит: кто прикоснулся ко Мне? Я почувствовал силу, исшедшую из меня. Покаяние – это обнаружить себя перед Ним и не побояться только надеяться на Его бесконечную любовь, но еще и не побояться Его сурового взгляда, Его праведного гнева, Его ревности обо мне. Бог, воистину, ревнивец. Никогда Своё чужому не отдает.
Покаяние – это посмотреть в глаза Того, Кого ты из-за своих поступков и дел заставил гневаться и ревновать. Покайтесь, - говорит Господь, - ибо приблизилась Царство Небесное. Это не означает, что наступило время исчисления времён, это означает, что Бог так близко ещё никогда не был, не потому что я этого заслужил или дождался, а потому что Он этого захотел. Покайтесь, ибо приблизилась Царство Небесное. Правды может быть больше и в моей жизни, и в моей совести, и в моём сердце, если к этой правде я открою дверь покаяния и изо всех сил буду звать Его в свою собственную жизнь. Покаяние – это тогда, когда «я без Тебя не могу, Господи».
И вот сегодня, в эти дни попразднства Крещения Господня, отвечая на Его слова, на слова Господа и Спасителя Христа, мы говорим: «Господи, никак без Тебя, не проходи мимо, Господи. Прими мою из последних сил надежду на Тебя. Мое счастье, моя дружба, моя жизнь, моя любовь, мое вдохновение, мой свет, моя заря – это Ты, Господи, не оставь меня этими Своими явлениями, Господи, дай мне и дружбу и любви, и жизни, и верности, и честности, и мужества, и рассветов, и радости и благодарности». Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Прими, Господи, и нашу на Тебя надежду и нашу любовь к Тебе, Господи, и подари нам Свою любовь и подари нам Свое милосердие, которое не забывает, а милосердие, которое исправляет. Сегодняшнее Евангелие зовет нас к покаянию. И пусть каждый из нас ответит Ему: «ей, Господи, гряди и Свою правду приблизи ко мне, меня приблизи к Своей правде. Ей, Господи, да будет Царство Твое прославляемо сейчас, здесь, в моей душе, в моем сердце, в нашей жизни, и до века вечности. Аминь.