«День Крещения Господня напоминает нам о бесконечной и необъяснимой человеческим языком любви Божией»
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, вместе с вами разделяю радость праздника Крещения Господня, дня Святого Богоявления.
Каждый раз, когда мы приближаемся временем календарного года к Крещению Господню, вместе с этим, это удивительное время относит нас в наше удивительное прошлое, которое положило началу нашему настоящему. При этом говоря о прошлом, я говорю о времени, а о настоящем – говорю о собственной сути. Прошлое, о котором говорю – это то время, когда каждый из нас был принесён руками своих родителей к купели Господней, от которой нас приняли после крещения наши крёстные родители. А наше настоящее – это то наше внутреннее естество, начало которому тогда и было положено.
Из Священного Писания мы знаем о том, кто может спастись и достигнуть Царства Божиего, и какие есть условия, чтобы достигнуть этого Царства. Самое первое из них, которое называет нам Священное Писание – это крещение. Кто не будет крещен водой и Духом, тот не войдет в Царство Небесное, - говорит нам Священное Писание.
Крещение не просто открывает нам двери для этого самого Царства, которое ещё нужно заслужить делами жизни. Но крещение полагает начало нашего родства этому Царству. Я бы даже сказал по-другому: через крещение мы становимся узнаваемыми в этом Царстве. Или ещё проще: через крещение мы становимся гражданами этого самого Царства Божьего.
Но мы понимаем: как и родившись в каком угодно гражданстве, чтобы стать гражданином этой страны или этого места, надобно иметь навык в любви к этому месту, так тем более в гражданстве к Небесному Отечеству без любви никак не обойтись. Царства Божиего без любви не достигнуть, другой дороги в обход любви просто не существует. Вернее, она есть, но на этой дороге и ноги переломаешь, как всю свою жизнь, и голову потеряешь, как совесть, как надежду, как смысл.
День Крещения Господня напоминает нам о бесконечной и необъяснимой человеческим языком любви Божией. Глядя на человеческий мир, так и хочется задаться вопросом: Господи, и Ты стал человеком ради нас, таких людей?! Посмотри на нашу собственную жизнь! Посмотри – что в этой жизни можно найти достойного Тебя? Мало. А может быть настолько ничтожно мало, что почти ничего и не сыщешь.
Как Иоанн Креститель говорил Христу: я недостоин, нагнувшись, развязать ремень Твоей обуви, я должен от Тебя креститься. Но Христос взирает не на наше достоинство. По-другому скажу: Христос движется к нам не благодаря нашим достоинствам. Если бы Его близость к нам только обуславливалась мною, никогда бы Он не достиг той бездны, в которой я оказался. Никогда бы Он не достиг меня.
Но Его близость ко мне обуславливается не мною. Его близость ко мне обуславливается Им Самим, Его любовью к каждому из нас. Мы Ему не безразличны, не все равно куда я пойду. Ему совершенно не все равно, какие мысли хранятся в моем сердце. Ему не безразлично, чем живет моя душа. И через крещение Он напоминает мне об этом, что крестится как обычный человек, чтобы показать мне Свою Божественную и как человека любовь.
Христос любит нас не свысока, а из глубины Иордана, в который входит, из глубины моей собственной жизни, в которую погружается, как в темные воды, чтобы сделать их пригодными для жизни, стать первым, кто в этой воде не погибнет, чтобы через Свое первенство вернуть и мне чистоту моей жизни, прозрачность моих мыслей, приемлемость моих поступков, как питьевой воды.
Крещение – это воспоминание прошлого и размышление о настоящем. И вот в канун праздника Крещения Господня, размышляя об этом, честно, всей силой своей совести скажем Ему, повторяя слова Иоанна Крестителя: я недостоин Тебя, Господи. На что Господь, отвечая, и ему и мне говорит: что всякому надлежит исполнить свою правду. Свою правду Он исполняет – это любовь Его к нам.
Ну, а какая же моя правда? Если еще не могу верить – прости меня, Господи, и укрепи в вере. Какая же моя правда? Если еще не сделал ничего, то как тот самый раб, который задолжал своему господину, говорю: потерпи на мне, Господи, все отдам Тебе. Какая моя правда? Как той самой блуднице, которую привели к Нему, чтобы побить ее камнями, и Он, когда пообщался с обвинителями, которые один по одному разошлись, сказал ей: и Я тебя не осуждаю, иди и больше не твори этого, стань другим человеком. С какой правдой я приду к Нему, как только лишь не с одной единственной правдой – с надеждой на Его человеколюбие.
В этом и есть особая сила, и вдохновение сегодняшнего праздника. И дело не в воде. Хотя, кого не спроси, о чем праздник Крещение, думаю, каждый первое, что скажет – о воде. Дело не в воде. Дело в том, что Бог ради людей стал человеком, как говорит святитель Иоанн Златоуст. И в этом суть сегодняшнего праздника.
И входит Он в Иордан, в эти мутные воды, как новый приток, как новый источник, чтобы сделать их пригодными, чтобы омыть человеческий грех. Крещение Господне – это прощение грехов людей не через воду, а через мой ответ на Его любовь. Бог прощает не тех, кто обливается крещенской водой или ныряет в проруби.
Ох, если б так было легко спастись! Нырнул – и вынырнул в Царствии Небесном – нет! Бог прощает тех, кто ради Него тоже становится человеком – настоящим, любящим, любимым, верным, искренним, живым, смелым, настоящим. Вот об этом праздник Крещение Господня.
И дай, Господи, каждому из нас силу, вдохновение и свежего глотка в жизни, но не в смысле только воды, а через эту воду ощутить Его руку, и глотнув этой воды, как из пустыни выйдя, поклониться этому источнику и сказать: спасибо Тебе, Господи, Ты все делаешь, чтобы спасти меня, спасибо, что и сейчас спасаешь меня в этой пустыни моей жизни и выводишь из нее к жизни вечной. Аминь.