О взгляде на Рождество

11.01.2023
Просмотры: 1805

«Пришествие мир Христа делает нас людьми, понимаешь, именно для этого Он и пришёл, чтобы ни ты, ни я никогда не могли сказать: «жить по-другому нельзя, ничего не изменить». Можно жить по-другому. И, знаешь, можно все изменить».

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

С Рождеством Христовым! Хотел бы с каждым из вас поговорить, а не со всеми. Пойдем, посмотрим на Рождество. Да, пойдём и посмотрим на Рождество. Всегда ведь все новое может быть не только интересным, но совершенно неожиданным для тебя. Пойдём вместе, потому что вместе можно увидеть то, что иногда очень трудно разглядеть самому. Вот мы с тобой в рождественском Вифлееме. Да, знаешь, там не нашлось места для Христа. И это ведь совсем неудивительно.

Помнишь, в твоей жизни были такие же истории, когда у тебя не хватило места для человека, что стучался в двери твоего сердца, для человека, который так хотел разделить с тобой теплоту огня у камина, тоже не осталось места. Помнишь, ты стыдливо не отвечал на телефонные звонки, чтобы не тратить время, не говорить, потому что тебе так было не до этого человека. Не удивляйся, что и в том самом Вифлееме не нашлось Ему места. Так бывает часто среди нас, людей.

Но Он родился. Он воплотился потому, что независимо от того, есть ли для Него место у нас, у Него есть всегда место для нас. И этой любовью к каждому из нас, ко мне, к тебе – Он пришел на Землю. Нашел Себе место в небольшом вертепе.

Да, мы с тобой об этом знаем из Евангелия, и как-то рождественским вечером это рассказывала бабушка, которая читала Евангелие, в отличии от нас с тобой. Мы о нем знаем, мы о нем слышали. Мы даже иногда его открывали, но, чтобы так долго, как тогда бабушка рассказывала нам о Евангелии, у нас никогда не получалось. Да, мы можем вспомнить цитаты и слова, обронить их, бросить, но, чтобы поговорить… Правда, мы с тобой почти никогда не говорим о Евангелии.

Но этот рассказ, который нам однажды рассказывали, сохранился в нашей памяти, и мы знаем, что Он родился там, в этой пещере, в которую пришли пастухи после пения ангелов в поле, а потом пришли и волхвы. А потом эта весть о Рождестве так быстро разнеслась по всей Вселенной. Представь себе, новости всегда расходятся быстро, и для этого не нужно иметь современных средств связи. Весть о чем-то особенном, она бывает всегда очень быстрой, как молния в ночном небе. Пойдем в эту пещеру.

Вот и Божественный Младенец. Его Мать Мария, хотя и натерпелась, хотя и пережила уже к этому времени ой как больно и жестоко, ой как много всего перенесла, однако доверяет каждому человеку. Смотри, Она этого Младенца протягивает тебе в руки. Всегда боязно брать, и не потому что не умеешь как-то держать, а ещё и потому, что это особое прикосновение. Оно ведь заставляет нас дышать тише, ничего не говорить, просто замереть и наслаждаться. Или правильнее сказать: созерцать. Да, мы этого так не умеем.

Мы умеем восхищаться. Мы умеем возмущаться. Мы умеем говорить громко. Мы умеем говорить не от своего имени шёпотом. Но мы с тобой не всегда умеем тихо помолчать перед Ним, Который, впрочем, нам ничего не скажет, но в этом молчании мы с тобой можем очень-очень многое узнать.

Не бойся брать Его в руки. Ха, ты говоришь, что они у тебя слишком грязны, что чего только не приходилось брать тебе в руки. Не бойся этого. Смотри, пастухи, которые там, в этой же пещере, они ведь так же и хватали своих овец, и палки, чтобы отгонять волков, и прикасались к земле, чтобы поднять камни и бросить их в этих самых волков, чтобы отогнать от своей отары, под их ногтями запеклась вся их жизнь. Не бойся своих рук. Не бойся и того, что ты скажешь: ну, кто я такой? разве я тот, кто мог бы принять в руки Христа. Вот другое дело мудрецы, они достойно одеты.

Не бойся размышлять, как будто бы ты всё знаешь в этом мире. Не бойся думать, что уже ничего не исправить. Не бойся думать, что уже ничего не изменить в своей жизни. Не бойся и не говори себе, что я уже не смогу другим стать. Не говори себе, что, то, что было в моей жизни слишком тяжело, как камень, его не поднять. И я не пойду в эту пещеру.

Вот как те же мудрецы – они многое познали в жизни. Они многое-многое пережили в своей жизни. Но смотри, все, что они в своей жизни поднимали, как тяжелые камни, и через что спотыкались, разбивая себя, не остановило их перед самой главной мудростью. И эта мудрость – Бог. Не думай, что Он тебя не слышит.

И несмотря, на то, что Его младенческие глаза ещё закрыты, не думай, что Он тебя не видит. Он видит то, что не может видеть никто в мире, во всей Вселенной. Он видит твое сердце, ибо Бог сердцеведец. Он знает, что в нем. И даже там, где ты сейчас стоишь, на пороге вертепа, все еще боясь сделать первый шаг, Он видит твое сердце и не смущается от него, не отворачивается, не просится вновь в руки Марии, и не отворачивает Своей головы, как будто бы увидел чужого человека.

Посмотри, в глубину этого вертепа, кажется, Он даже глаза открыл и руки Свои к тебе тянет. Сделать этот шаг очень важно, но только тогда, когда ты понимаешь, что этот шаг навсегда изменит твою жизнь, потому что беззащитный Христос Младенец, воплотившийся, в яслях на Земле, в Вифлееме, удивительно беззащитен перед нашей верой или неверием. Когда мы Ему верим, Он радуется. Даже тогда, когда падаем, поднимает.

Понимаешь, Он беззащитен перед нашей верой. И все, - говорит Он, - что не попросите с верой, получите. Может быть, не сразу. Но так мы с тобой сколько раз сеяли пшеницу, разве сразу она всходила? Время нужно было. Но Он беззащитен перед нашим неверием.

Если твое сердце остается прежним, если в это сердце ты не даешь проникнуть свету, если ты все думаешь, что эта жизнь, та, в которой ты сейчас, на пороге этого самого вертепа, для тебя удобнее со всеми ее кривыми дорогам, со всеми ее непроглядными горизонтами. Но ты уже привык, ты как бы обвыкся, тебе кажется, что лучшего уже и нет. Ну, жив, и хорошо. А уж как? Да, как есть. Да, как живу. Нет.

Господь беззащитен и перед нашим неверием. Он никогда тебя не схватит за руку и не затащит в эту самую пещеру Вифлеема. Он останется тебя там ждать. Хотя, впрочем, чтобы тебе было сделать легче шаг, Он для тебя смастерит мост в виде креста и положит его под твоими ногами. Его можно взять и с ним легко перейти этот самый порог. Сегодня мы с тобой стоим у великой воплотившейся тайны Божией любви, перед которой, впрочем, и мы с тобой беззащитны, потому что на любовь можно ответить только любовью. Хотя, конечно, на любовь мы с тобой научились отвечать и ненавистью, и подозрением, и неправдой, и лукавством. Но Его любовь, это удивляет, она всегда выше, сильнее, убедительнее, постоянее моей нелюбви и сомнений.

Рождество Его, воплощение в нашей с тобой жизни – это не обстоятельство для мировой истории. Знаешь, это обстоятельство именно для тебя и для меня. Его воплощение, через которое мы можем или полюбить Его, или продолжать оставаться прежними.

Но тогда, знаешь, тогда, запомни это, нам придётся Его ненавидеть, как ненавидит земляной червь свет Божий, как ненавидит вор хозяина, как ненавидит преступник судью. Тогда нам ничего другого не останется.

Пришествие в мир Христа Спасителя делает нас не ворами и не лжецами, делает нас не преступниками и убийцами, делает нас не теми, кто свою или другую жизнь скомкал и выбросил в корзину для мусора. Пришествие мир Христа делает нас людьми, понимаешь, именно для этого Он и пришёл, чтобы ни ты, ни я никогда не могли сказать: «жить по-другому нельзя, ничего не изменить».  Можно жить по-другому. И, знаешь, можно все изменить.

Возьми этого Божественного Младенца и прижми к своей груди не для умиления, а для того, чтобы пронести Его всю свою жизнь, как единственный залог, ради чего ты живешь, как смысл, для чего ты любишь, надеешься, веришь, прощаешь, дружишь, живешь.

И дай, Господи, чтобы наш с тобой сегодня праздник Рождества Христова был не днем лишь умилений и радости, которую, впрочем, мы с тобой чувствуем, ведь важное произошло, но, чтобы мы с тобой эту радость воплотили в делах, чтобы мы оказались рядом с Ним, взяв Его в руки.

И, смотри, кажется, не ты, а Он тебя держит. Кажется, не ты только радуешься, а Он радуется, глядя в твое самое сердце, в котором пусть у нас с тобой живет Тот, Кто пришел, чтобы нас спасти, чтобы выкупить нас из заложников и сделать нас сыновьями, дочерями, Своими, верными.

С Рождеством Христовым!

7 января 2023 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1805